Поликлет. Дорифор

Константин Рыжов
Поликлет. «Дорифор». Римская копия. Мрамор. Неаполь. Национальный музей.

«Дорифор» – статуя юноши, победившего в метании копья. В основе этого образа, гармоничного по пропорциям, ритму, по движениям и чертам лица, лежит классическое стремление к возвышенности и покою. Трудно назвать памятник  искусства более созвучный общественным и философским идеям того времени, более полно и ярко выражающий уверенность человека в своих силах. И в фигуре и в лице Дорифора Поликлет избегает всего конкретного, детализирующего, индивидуального. Частности – лишь материал для скульптора, стремящегося к воплощению всеобщего, многогранного образа. При этом, несмотря на строгую математическую точность расчетов, статуя не стала сухой и безжизненной. Дорифор стоит незыблемо и в то же время весь полон движения. Как это достигнуто? Все элементы фигуры согласованы друг с другом, и легкое движение одного  вызывает, как реакцию, движение другого. В статуе Поликлета в движении участвуют не только ноги и плечи, но и руки, и торс. Для гармонии скульптор придал телу легкий изгиб. Это вызвало изменение в положении плеч и бедер, сообщило фигуре копьеносца жизненность и подвижность. Напряженные мышцы Дорифора исполнены внутренней силы. Будто не  рука скульптора, а сама природа создала этот живой сгусток сил, воплощенных в благородную бронзу. В бронзовом лице юноши нет выражения каких-либо конкретных чувств. Оно спокойно. Однако, этот покой менее всего может быть назван равнодушием. Лицо Дорифора – лицо человека, способного мужественно вынести любое испытание, стойкого в беде и сдержанного в радости.

Поликлет http://www.proza.ru/2011/11/04/347