Блесна Кобра - запатентована. История создания

Владимир Юденко
     Обладать блесной "Кобра" мечтает каждый рыболов, и не только потому, что она всесезонная и всепогодная, а потому, что она - и самая уловистая.
     На фото: блесна только кажется маленькой на фоне щуки весом восемь килограммов.
     Она мной запатентована ещё в 1992 году (приоритет от 1990 года), как именное изобретение "Снасть В.А.Юденко для ловли рыбы", Авторское свидетельство СССР № 1768100.
     К сожалению, её и по сей день нельзя приобрести в магазине и не только моя в том вина.
-------------------------------------------------------

              САМЫЙ ОПЫТНЫЙ РЫБОЛОВ РОССИИ

     Им был Леонид Николаевич Желтоножский. Слава о нём достигла и столицы. Профессора из Москвы записывались к нему в очередь на рыбалку, чтобы отдохнуть на живописных берегах реки Десны и подышать воздухом брянских лесов и лугов. Маршрут большинства гостей: Москва - Брянск - Трубчевск - Сагутьево.

     Хозяйка, Анастасия Романовна, рыбу готовила настолько вкусно, что невозможно было отличить щуку от судака, разве что по количеству косточек. Да и первичная обработка щук вызывала всеобщее удивление. Щуки (по два-три кило) выкладывались рядком и выпускались курочки, которые попарно, дружно и довольно синхронно склёвывали с рыб чешую, начиная с хвоста, затем рыбины переворачивались на другой бок и операция повторялась. После чего жена Леонида Николаевича мыла и потрошила уже почищенную рыбу.

     Леонид Николаевич был дружен с моим отцом Антоном Даниловичем, лучшим спиннингистом города Трубчевска, поэтому мы созвонились и договорились о совместной рыбалке без всяких проблем. Познакомились они на берегу большой незнакомой реки. Стала тонуть девушка и только два человека бросились её спасать. Спасли, хотя нашли её уже в глубине водоворота...

     Дядя Лёня встретил нас приветливо. А я приехал очередной раз уже с амбициями: обловить его. Психолог он был отменный! После привычного: "Батька свет!", что означало у него всё что угодно в зависимости от интонации, он вдруг неожиданно спросил: "Сколько поймать щук?"
"Десять!" - сразу выпалил я, думая, что поставил невыполнимую задачу. Вода в Десне была на тот момент мутная от дождей и быстрая.
"А рыбу понесёшь?" - спросил он, и широкая улыбка озарила его смугловатое от загара лицо.
"Понесу" - ответил я опрометчиво.

                РУССКИЙ УМЕЛЕЦ

     Первую щуку поймал я. Дядя Лёня стал спрашивать:
как, да что... "Один - ноль" - подумалось про себя.
     Я так и остался с одной щучкой. А рядом происходило такое, что приходилось то и дело поглядывать в сторону Леонида Николаевича. Ловили все трое на спиннинги с берега. Даже не помню: поймал ли мой отец хоть одну щуку в незнакомом месте.
     Запомнился один эпизод. Как раз в тот момент, когда я заметил, что удилище дяди Лёни опять согнулось в дугу, оно неожиданно выпрямилось.
"Сошла?" - спросил я об очевидном факте.
"Сорвалась" - ответил дядя Лёня: "Но чуть ближе вторая стоит". Только успел сказать - удилище спиннинга опять солидно напряглось, и вскоре трёхкилограммовая красавица оказалась на берегу, на кукане.
     Через пару часов дядя Лёня намекнул, что пора заканчивать. Я догадался: на кукане уже десять щук помимо моей малышки. И это практически в полдень!
     Деревня Сагутьево располагалась на крутом правобережье, и уже через пять минут ноги мои стали подкашиваться под тяжестью хищниц. Компаньоны вскоре сжалились надо мной и тоже подхватили кукан с добычей. За что я был очень признателен: и отцу, и особенно дяде Лёне, как я его называл по-свойски.

     Блёсны для Желтоножского изготавливал местный умелец, который работал на расположенном неподалёку в Белой берёзке заводе. Он сам изготавливал пресс-формы для заготовок. Внешне они были похожи на "Атом", но раза в два крупнее по габаритам. К сожалению я забыл его имя, но именно с него и начинается история создания современной "Кобры", а это 1960 год. Тридцать лет от опытного образца до патента! Такое возможно только в России.
     Хорошо ещё, что заявку на изобретение подал я, а не иностранец.

          ПОДАРОК ДЯДИ ЛЁНИ

     Рыбаки - все наблюдательны. Основные выводы после совместной рыбалки напрашивались следующие:
- надо знать повадки хищников,
- чётко представлять рельеф дна водоёма,
- иметь хорошую, сбалансированную снасть (удилище,
  катушка, леска, блесна),
- виртуозно владеть этой снастью,
- правильно выбирать характер проводки блесны.
     И тут я сразу же споткнулся на последнем пункте.
Заметил, что Леонид Николаевич вращает катушку попеременно то от себя, то к себе. Изумление моё было настолько сильным, что я даже не спросил его об этом. Но поклёвки у него чаще происходили во время отпускания блесны (от себя). Забегая вперёд скажу: поклёвки и у меня стали чаще при отмотке катушкой, но подсекать я не успевал. Реакция у дяди Лёни была исключительная! Чтобы избежать лишних расстройств, остановился на золотой середине: стал останавливать проводку не только после заброса, но и в процессе подмотки. Результат не заставил себя долго ждать - несколько килограммовых окуней.

     Перед самым отъездом из Сагутьева дядя Лёня подарил мне на память одну из своих блёсен. Шёл 1972 год. Уже не помню: сказал ли он что при этом. Через семь лет я привёз ему из Германии металлическую настенную тарелку (писк моды в те времена) на которой в полный рост был изображён человек со спиннингом в момент заброса насадки. На тарелке по моему заказу выгравировали надпись "У такого рыболова - не бывает без улова".

          РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ "КОБРЫ"

     Рыбачил как-то на Десне не возле Сагутьево, расположенного ниже по течению от Трубчевска, а выше по течению - возле Гнилёво. Поклёвок не было и я решил испытать блесну, подаренную Желтоножским. Почему долгое время не обращал на неё внимания? Уж больно была неказистой: кусок меди или латуни, щедро измазанный припоем по всей внутренней поверхности с залитой слегка ложкообразной хвостовой частью. Тонула она сразу на дно и практически от него почти не отрывалась во время проводки.
     В совершенно незнакомом месте буквально за несколько забросов с берега поймал двух судаков, щуку и леща на два килограмма. Последнего зацепил за нижний плавник. Но мой триумф как быстро начался, так и закончился. Коряга на дне оказалась такой, что не помогли ни немецкая леска 0,6, ни все мои ухищрения, а никакой лодки поблизости не оказалось. Вот тебе и невзрачная колебалка. У хищников о ней было явно иное мнение. Расстройству моему не было предела.

     Прошло несколько лет. Служба в казахстанских степях к рыбалке не располагала. Но вот посылают служить в Грузию. Река Риони и маленькая речка Циви были окружены многочисленными мелкими водоёмами и каналами, в которых щука не переводилась и ловилась круглогодично (зимы там не было - самый холодный день в году +14 градусов). Грузины рыбу не ловили вообще, а моё владение спиннингом они воспринимали как цирковой номер.
     Тогда я и вспомнил про оторванную в Десне блесну.
Достал кусок радиотехнического волновода (латунь покрытая с одной стороны слоем серебра) и по памяти изготовил две колебалки. Ради чистоты эксперимента одну блесну выгнул серебром наружу, а вторую - вовнутрь и замазал припоем. Обе залил свинцом, которого было маловато, и заливка получилась ниже кромок блесны, то есть не такой как у прототипа.
     Так были изготовлены в 1977 году две современные "Кобры". Серебряную я вскоре зацепил за куст на второй стороне водоёма и оторвал, а на невзрачную ловил 12 лет. Средний улов на эту "Кобру" составил семь щук за одну рыбалку. Рыбу всегда раздавал бесплатно, как и мой отец. 
     Вывод - серебряная поверхность блесны не влияла существенным образом на азарт хищника, её игра более существенна.

          "КОБРА" НА ВОДОЁМАХ ГЕРМАНИИ

     Успешно рыбачил в мелких озёрах и каналах. Вспомнил один эпизод. Выбрались на коллективную рыбалку, командир даже машину выделил ГАЗ-66. Чтобы скоротать время в дороге - пошли в ход анекдоты. Когда они закончились я бросил реплику: "Кому понадобится щука - поднять руку". Быстро поднялось только две, но затем к ним присоединились ещё пятеро рыбаков. "Итого - семеро" - подвёл я итог. Обещание выполнил, и себя не забыл - восемь щук было мною выловлено. Ай да "Кобра"! И что в ней особенного?

     Представьте удлинённый атом, но грани не выпуклые а вогнутые. Боковой профиль - затухающая синусоида. Частичная заливка "ложки". Вот почти все её конструктивные секреты. Подробнее можно узнать в любой патентной библиотеке. Однако все известные мне попытки её копировать - пока не увенчались успехом.
     Основной изобретательский эффект удивляет даже бывалых рыболовов. Этого не было у прототипа. Обыкновенно блесну утяжеляют, чтобы она быстрее тонула и держалась у дна при проводке. А утяжелённая "Кобра" - всплывала к поверхности и тем быстрее, чем выше скорость вращения катушки. Таким образом, она могла равно эффективно работать и на мели, и на глубине. Играет она хорошо при любой скорости проводки.

     И ещё один забавный случай. Вытаскиваю из канала двух щук, а у немца по нулям. Подходит ближе и не скрывает своего изумления. Его поразил не мой улов, а моя снасть: советское алюминиевое удилище, "Невская" катушка и самодельная блесна. Поговорили жестами и выяснилось, что его снасть в тридцать раз дороже. У меня только леска немецкая. Когда я перешёл на английский, узнал гораздо больше, даже о возрасте его дочери. Меня в тот момент его спиннинг мало интересовал, я считал - главное результат.
     Как это ни удивительно за три года пребывания в Германии я не приобрёл немецких снастей. Первое импортное спиннинговое удилище я купил уже в Риге для сына, случилось это в 2008 году. Пока его испытывал в ближайшем озере - поймал на "Кобру" щуку на восемь килограмм. Удилище марки "Корсар 400" себя оправдало полностью. Особенно если учесть вес "Кобры", точно летящей и против ветра.

          ПОБЕДА "КОБРЫ" В ЛАТВИИ

     Запомнился самый первый выезд на озеро Энгури. Автобус битком: многие рыбаки не только со снастями, но и с жёнами. Ещё бы! Озеро славилось богатыми уловами, вода - прозрачнее стекла, а вокруг сосны и сосны, и морской воздух (до Рижского залива - рукой подать). А грибов - больше чем деревьев!
     Путь дальний: от Риги через Юрмалу - чуть больше ста километров. И через некоторое время зашёл разговор об искусственных насадках для спиннинга. В 1985 году импортные блёсны были в диковинку, поэтому когда кто-то достал несколько миниатюрных вращалок фирмы "Mepps" - послышались восторженные отзывы.
     Не удержался и я. Самодельная "Кобра" быстро пошла по рукам. После сарказма комментариев, сопровождаемых дружным смехом, меня успокоили тем, что пару вращалок мне выделят. Основная претензия: моя блесна будет ловить только траву, поскольку озеро мелкое и заросшее, а блесна большая и тяжёлая. Мне было сказано: в первый выезд никто не ловит, а просто знакомится с озером.
     От растерянности я даже забыл сказать о плавучести моей блесны. Более того "Кобра" не только, может идти ближе к поверхности чем импортные вертушки, но и выйти вровень с ней, то есть осуществить всплеск.   

     Озеро встретило нас неприветливо: сильным ветром и волнами. Но опытных рыбаков это не смутило, лодки одна за другой выходили на оперативный простор через узкий проход в камышах длиной до ста метров. Пригодилось умение управлять лодкой. Вскоре мы рассеялись как на соревнованиях.
     Я заметил, что в озере всё же попадались участки с глубиной до двух метров, а изредка и до трёх. Но большая часть водной поверхности прикрывало метровое и менее мелководье, иногда с выступающей из воды плотной растительностью. Кстати, от чужих блёсен я отказался.

     Вода была настолько прозрачной, что даже волны не мешали видеть дно озера под лодкой и в радиусе пяти метров. Первый же заброс против ветра, и быстрая подмотка через три секунды закончилась резким столь знакомым и каждый раз столь неожиданным ударом... Подведя щуку к лодке, привычно перехватываю леску, а другой рукой беру килограммовую хищницу за голову и она в лодке. Подсачком я не пользуюсь принципиально уже два десятка лет. "Уже с рыбой" - подумалось мне.
     Трёх щук я поймал тихо. А потом, вспомнив всеобщее неприятие моей блесны в автобусе, стал хулиганить. Каждый раз громко орал: "Опять эта щука! Сколько можно!" И щуки стали срываться... Тем не менее, спустя час я погрёб к базе. Итог: шесть щук на кукане у лодки и шесть ушли расти дальше, но это меня не огорчило.

     Отсутствие мужчин меня немного озадачило. Я отдал три щуки покрупнее в общий котёл, а три оставил на кукане, чтобы переночевали живыми. Женщины сразу принялись за дело, и вскоре ароматный запах ухи стал притягивать всех всё сильнее к импровизированному столу.
     Рыбаки подходили к столу как призраки: бесшумно-незаметно. Дело в том, что никто из них не поймал ни одной рыбки. Мысль у всех была одна: егерь проявил заботу. Но когда один из них всё же спросил: откуда рыба? - то женщины хором ответили, указывая в мою сторону: это чернявенький поймал шесть щук и нам отдал три. После такого ответа возникла неловкая пауза, а при возвращении в Ригу начальник строевого отдела положил мою блесну на некоторое время в свой служебный сейф с непонятной целью.
     Здесь поясню для начинающих рыболовов. Никакого чуда - просто при больших волнах щуке затруднительно было обнаружить мелкие вертушки, а у рыбаков не хватило сообразительности перейти на крупные колебалки, а у многих их просто не было по принципиальным соображениям.

          Дуэль "КОБРЫ" с блеснами "MEPPS"

     Рыбаки РВВАИУ не смогли мне простить столь сокрушительного своего поражения. В июне того же 1985 года состоялось негласное соревнование колебалки "Кобры" с вертушкой "Mepps" уже при штилевой погоде. Чтобы исключить фактор случайности мы с конкурентом сидели в одной лодке. Более того, я дал ему фору тем, что делал меньше забросов, поскольку сел за вёсла на всё время эксперимента.
     Противником у меня был Пономарёв. Очень опытный спиннингист, победитель окружных и республиканских соревнований, а самое главное - обладатель импортных снастей, включая удилище, катушку, шнур и набор вертушек. Погода на озере Энгури на этот раз была слишком даже хорошей.
     Для дилетантов поясню, что фирма Mepps и сейчас является лидером мирового производства вращающихся блёсен с одноимённым названием, которые считаются самыми уловистыми.

     Рыбалка шла с переменным успехом, но довольно удачно у обоих. Заметил только некую нервозность у Пономарёва, когда он без всякой видимой причины менял "Mepps" из-за размера или окраски.
     Запомнился один эпизод. Сделал дальний заброс, но поклёвки не последовало и тогда чуть разгоняю кобру, а она выскакивает на поверхность и делает всплеск. Над травой - всего двадцать сантиметров воды! Оба наблюдаем атаку крупной хищницы: волны расходятся по обе стороны, а щука идёт с ускорением наперерез "Кобре", атакуя её сбоку. Удар и яростное сопротивление, но мой улов увеличился сразу на два килограмма.
     Общий итог:
- у Пономарёва - 10 щурят,одна щука и несколько
                окуньков - общий вес - пять кГ.,
- у меня - семь щук и окунь - общий вес - девять кГ.
     По новым правилам, когда щуку можно вылавливать только свыше пятидесяти сантиметров, я бы его облавливал не в два раза, а в шесть раз! Тут неожиданно выявилось такое новое свойство "Кобры" как избирательность. То есть она не перехватывалась очень мелким хищником, которого необходимо так и так  отпускать, но уже травмированным. На это тратится и время, что очень существенно при его дефиците.
     Из дуэли "Кобра" вышла победителем, да и на соревнованиях, в которых я начал принимать участие, она выручала неоднократно.

     То, что мне сказал после совместной рыбалки Пономарёв сыграло в дальнейшем существенную роль. "Знаешь, какой есть недостаток у твоей блесны?" - спросил он и не дожидаясь ответа продолжил: "Вот ты её оборвёшь об зацеп и всё." Приехав домой, я тщательно снял все размеры со своей самодельной колебалки в трёх плоскостях, а также взвесил её на чутких весах с точностью до одного грамма.
     Вскоре я зацепил лодочную острую заклёпку, но не проверил леску и блесна улетела в озеро. Найти я её так и не смог. Но её точные размеры мне известны, и "клонирование" даёт отличный результат. Хорошо играет только мельхиоровая "Кобра", все остальные металлы (даже серебро) не пригодны по целому ряду причин. Вид у неё весьма привлекательный, что хорошо видно на фото. Можно увидеть и дополнительное кольцо с дополнительным карабинчиком - это вместо поводка. Леску лучше использовать немецкую (японская слаба на узлах). Шнуры не применяю (без комментариев). Китайской катушки (с подш.) еле хватило на месяц рыбалки и плоха функционально - не рекомендую приобретать. 
    
               ЭПИЛОГ

     Упомянутые события и привели к подаче в 1989 году заявки на предполагаемое изобретение, а в 1992 году после небольшой переписки я получил положительное решение экспертизы, а вскоре и Авторское свидетельство, которое распространялось на всю территорию Союза ССР.
     Последнее время ловлю на "Кобру" в основном только судаков за их гастрономические достоинства и уже не удивляюсь тому, что частенько они хватают блесну непосредственно под лодкой и даже без всякой проводки. Мельхиоровая "Кобра" - неотразима и не имеет конкурентов в любую погоду. Проверено на практике неоднократно.
   
     Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Владимир Юденко. Удачная рыбалка на "Кобру". Крупицы
   мастерства. "Проза.ру", 2009.
                http://www.proza.ru/2009/12/08/932
2. Владимир Юденко. Рыбалка - на "всплеск". Крупицы мастерства.
   "Проза.ру", 2009. http://www.proza.ru/2009/11/10/916
3. Владимир Юденко. Десна - приток Днепра. "Проза.ру", 2009.
4. Владимир Юденко. Снасть В.А.Юденко для ловли рыбы,
   Авторское свидетельство СССР № 1768100, 1992
   (блесна "Кобра").
5. Владимир Юденко. Блесна на судака. 
                http://www.proza.ru/2010/01/13/976
6. Владимир Юденко. Сомы в Десне водятся.
                http://www.proza.ru/2009/12/12/811
7. Владимир Юденко. Блесна "Кобра" не имеет конкурентов.
   Слово мастера. http://www.proza.ru/2009/12/28/1421
8. Владимир Юденко. Блесна "Кобра" и календарь рыболова.
                http://www.proza.ru/2010/05/19/1196
9. Владимир Юденко. Блесна "Кобра" - лидер на соревнованиях.
                http://www.proza.ru/2010/06/05/904
10. Владимир Юденко. Блесна "Кобра". Особенности проводки.
                http://www.proza.ru/2010/07/05/949
11. Владимир Юденко. Щучья атака. Крупицы мастерства.
                http://www.proza.ru/2010/07/15/942
12. Владимир Юденко. Выбор самой уловистой блесны.
                http://www.proza.ru/2010/08/22/1100
13. Владимир Юденко. Узел рыболовный.
                http://www.proza.ru/2010/09/28/1376
14. Владимир Юденко. Блесна "Кобра" - экспериментальная приманка
                http://www.proza.ru/2010/12/05/901
15. Владимир Юденко. Чемпионат мира по спиннингу.
                Альтернатива 2010.
                http://www.proza.ru/2010/10/18/1133
16. Владимир Юденко. Блесна Кобра.
                http://www.proza.ru/2011/07/05/1347
17. Владимир Юденко. Блесна "Кобра" - универсальна.
                http://www.proza.ru/2011/07/30/730
18. Владимир Юденко. Блесна Кобра расширяет географию.
                http://www.proza.ru/2011/07/30/737
19. Владимир Юденко. Справедливость и блесна Кобра.
                http://www.proza.ru/2011/08/04/936
20. Владимир Юденко. Блесна Кобра - на выставке в Риге!
                http://www.proza.ru/2011/11/03/37
21. Владимир Юденко. Блесна "Кобра". Мастер-класс.
                http://www.proza.ru/2012/08/20/812
22. Владимир Юденко. Президент Клуба интеллектуалов
                демонстрирует "Кобру" (крупным планом).
                http://www.proza.ru/2013/01/09/1749
23. Владимир Юденко. Патент (Авторское свидетельство) на блесну "Кобра":
                http://www.findpatent.ru/patent/176/1768100.html
24. Владимир Юденко. Блесна "Кобра". Супер мастер-класс.
                http://www.proza.ru/2013/07/29/1756
25. Владимир Юденко. Для рыбаков - хорошая новость.
                http://www.proza.ru/2015/01/03/1543
26. Владимир Юденко. Фото блесны "Кобра".
                http://www.proza.ru/2015/07/03/744


  ***   Чтобы найти мои изобретения в Интернете - надо набрать и отчество:
            "Патенты. Юденко Владимир Антонович". Вот такое буквоедство.

   2009