Возлюбленный. Глава третья

Светлана Тимофеевна Никольская
На странице – иллюстрация иконы Богоматерь на престоле с Давидом и Соломоном




                Иисус Христос и Давид

«Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой,
но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».
                2 Петр 1, ст. 21

      Царь Давид всю свою жизнь обращался к своему Создателю, которого любил больше всего на свете, и воспевал Господа своего от всего сердца. Печалясь по Богу и постоянно думая о Нем, он создал дивный благоуханный букет псалмов, песнопений и молитв, возвышенных и трогательных. Благодаря истинной вере псалмы Давида навеки остаются живыми, богодухновенными, очищая и оживляя душу каждого человека, успокаивая своей сердечной теплотой и откровенностью, источая слезы радости, умиротворения, утешая в горестях и печали, и возвышая душу человека, обращая его ум и сердце к Богу.
   Давид явился нам в своих псалмах не только как величайший священный богодухновенный поэт, но он был еще и великим святым пророком. Псалмы его можно назвать книгой пророчеств, в которой он повествует о жизни нашего Спасителя Господа Иисуса Христа, Его предвечном бытии и воплощении, о страданиях и искупительной смерти, воскресении из мертвых, вознесении и сидении одесную Бога Отца, и о распространении Его учения по всей земле и всем народам.
   Псалтирь Давидова, можно сказать, окормляет все православное христианское богослужение в церкви. Псалмы читаются в храме ежедневно и на утренних и на вечерних службах, они входят в состав почти каждого чина, вся книга псалмов прочитывается полностью каждую неделю, а в Великий пост – дважды в течение недели. Во всех священных текстах Нового Завета Иисус Христос и Апостолы постоянно ссылаются в своих речах на книги Моисея, ветхозаветных пророков и псалмы Давида.
   Имя Давида в Евангелии часто следует за именем Господа нашего Иисуса Христа, начиная с первой страницы – «родословие Иисуса Христа, сына Давидова…» и, заканчивая последней страницей «Откровения», где сам Иисус Христос говорит: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». На протяжении всех четырех Евангелий не раз повторяются обращения народа к Иисусу Христу: «Помилуй нас, Иисус, сын Давидов. … Помилуй нас, Господи, сын Давидов! … Осанна сыну Давидову» и «Не это ли Христос, сын Давидов», говорили об Иисусе, дивясь чудесам и исцелениям Его. «Иисус, сын Давидов! помилуй меня», – кричал нищий слепой, просивший милостыню у дороги. Когда же Иисус входил в Иерусалим, сидя на осле, то народ постилал свои одежды и пальмовые ветви на пути Его, громко восклицая: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! … Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!» (Марк 11, ст. 9-10; Иоан. 12, ст. 13)
   Иисус поясняет ученикам, книжникам и фарисеям, которые спрашивали, Он ли – сын Давидов? И Иисус отвечал: «… сам Давид говорит в книге псалмов: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, Доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих» (Псал. 109, ст. 1). Итак, Давид называет Его Господом, то есть Сыном Бога, Иисусом Христом, Господом нашим. И далее напоминает им: «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» (Иоан. 7, ст. 42).

   По всему Новому Завету Иисус Христос, а потом и Апостолы цитируют ветхозаветных пророков и псалмы Давидовы. Иисус постоянно напоминает своим ученикам и народу: «Исследуйте Писания: ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. … И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Удивляясь неверию народа, Иисус снова и снова обращался к Писанию: «Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне; потому что он писал о Мне» (Иоан. 5, ст. 39, 46; Лук. 24, ст. 27, 44). И еще, напоминал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполнится всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». А у пророков уже было сказано о Предтече Иоанне Крестителе. Так Исайя пишет: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему, и явится слава Господня и узрит всякая плоть спасение Божие, ибо уста Господни изрекли это» (Исайя 40, ст. 3, 5). Бог через пророка Малахия говорит о Иоанне Крестителе: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет…» (Малах. 3, ст. 1). И через несколько сот лет уже в Новом завете в Евангелии от Матфея читаем: «Иисус начал говорить народу о Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: «се, я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. … И спросили Иисуса ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Матф. 11, ст. 7, 9-10; 17, ст. 10-13). «И возвратит сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук. 1, ст. 17). И крестил Иоанн в реке Иордане всех из страны Иудейской и Иерусалимской, и они исповедовали грехи свои покаянием.
   Апостол Иоанн доходчиво объясняет об Иоанне Крестителе: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Иоанн свидетельствует о Иисусе». А сам Иоанн Предтеча, восклицая, говорит: «Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли благодать… Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Иоан. 1, ст. 6, 15-17). И когда Иоанн Предтеча крестил водою в Иордане, то говорил, что идущий сюда Иисус – «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Иоан. 1, ст. 27, 29). И он будет крестить Духом Святым. И когда Иисус Христос крестился в реке Иордане, то Дух Божий сошел на Него в виде голубя и все услышали глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте» (Матф. 3, ст. 7; Марк 9, ст. 7).
   Так сбылись пророчества об Иоанне Крестителе через несколько веков, и мы об этом слышим из уст самого Иисуса Христа в благовествованиях Его Апостолов.
   Пророческие мессианские псалмы Давида, написанные за тысячу лет до рождества Христова, говорят о будущем Мессии – Господе нашем Иисусе Христе. «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. Тогда скажет им во гневе Своем, и яростью Своею приведет их в смятение: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе… Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Псал. 2, ст. 1-2, 5-8, 10-12).
   Пророк Даниил, один из великих пророков, потомок Давида, «муж желаний», за несколько сот лет до Рождества Христова так предсказал явление Спасителя и Его крестную смерть. Господь говорит, обращаясь к Даниилу: «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение…» (Дан. 9, ст. 24-27). Так с поразительной точностью было предсказано явление Христа и Его крестная смерть, а также разрушение храма и Иерусалима, и прекращение ветхозаветных жертв. Хочу пояснить, что понятие «семьдесят седьмин» – это 490 лет, а выражение «город и святилище разрушены будут народом вождя» означает, что могущественные Римские войска уничтожат Иерусалим, Храм Господа и положат конец Иудейскому царству.
   В Евангелии так же читаем о благой вести Архангела Гавриила Деве Марии: «И сказал ей Ангел: не бойся, Мария; ибо ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Лук. 1, ст. 30-33).
   Давид, будучи пророком, знал, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престоле его. Еще раньше Бог говорил ему о воскресении Христа, что плоть Его не увидит тления: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Псал. 15, ст. 8, 10). Апостолы так же подтверждают это пророчество, говоря: «Сего-то Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян. 2, ст. 30-32). Сам Давид не восшел на небеса, а в преклонном возрасте умер и был погребен с почестями в городе Давидовом.
   Когда Иисус входил в храм Божий, он учил народ, и разъяснял свое учение, говоря притчами, ссылаясь на реченное через пророка Давида: «Отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Псал. 77, ст. 2). Ибо они «видя не видят и слыша не слышат и не разумеют». И сбывается пророчество Исайи: «Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Исаия 6, ст. 9-10; Матф. 13, ст. 13-15). Иисус говорил народу о покаянии, о прощении грехов, о царствие Божием, исцелял больных. И сбылось реченное через пророка Исаию: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Исаия 53, ст. 4). И много чудес сотворил Иисус, а Иерусалимских книжников и фарисеев, подменявших заповеди Божии преданием, уходя в своих речах далеко от Бога, обвинял в лицемерии. Иисус с гневом обращался к ним: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтят Меня, уча учениям, заповедям человеческим. … Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Исаия 29, ст. 13; Марк 7, ст. 8).
   И первосвященники, и священники удивлялись Его учению, так как Иисус говорил как власть имеющий. А народ, выражая свою любовь к Иисусу, кричал, и дети восклицали вместе со взрослыми: «Осанна сыну Давидову!». И возмущались первосвященники и книжники, как кричат дети, а Иисус отвечал им: «Разве вы не читали пророка Давида, который обращался к Господу со словами: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Псал. 8, ст. 3). И в тот час возрадовался духом Иисус, и сказал: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лук. 10, ст. 21). «Господь знает умствование мудрецов, что они суетны» – говорил Давид (Псал. 93, ст. 11).
   … Я останавливаю здесь свое повествование. Я думаю… Какая удивительная неразрывная божественная связь существует между Давидом и Иисусом Христом! Имя Иисуса рядом с именем Давида. Пророческие слова Давида о будущем Мессии. И Он пришел, и пришел из того места, откуда был Давид, от семени его, и престол Давида не остался без Мужа. Я вновь перечитываю учение Иисуса, его наставления своим ученикам и народу, которые с открытой душой впитывали Его слова, а дети своими чистыми сердечками кричали Ему: «Осанна! Осанна в вышних! С нами Христос!» Мудрость сердец младенцев – и неверие, подозрительность книжников и фарисеев, знавших Священное Писание. Что это? Почему они не приняли Христа? Может быть, приобретенные знания затмевают истину?.. Я задаю вопрос, как сберечь в себе душу ребенка, чтобы жизнь со своими взлетами и падениями не извратила ее превратными мыслями и ложью. Как важно прожить данные нам Богом годы, накопляя духовные силы, следуя по дороге, которая ведет к Храму Господа нашего Иисуса Христа.

Я не устала видеть душу на пути к другому
Я не устала говорить – люблю – в порыве ветра
Я не забуду видеть в Боге идеала
Как видеть в ближнем лишь сестру и брата

Возрадуйтесь. Возрадуйтесь, собратья,
Средь нас Мессия. Вознесите души
Гармонией повержен дьявол ада
Духовность человека – Царство Божие

   Помню долгие вечера нашего духовного общения с дочерью. После каждой божественной литургии в церкви, исповеди и причастия мы получали душевное умиротворение и тихую трепетную радость, стараясь бережно сохранить ее в своей душе.

Поникла ночь
                смиренной страстью
Лобзаясь боль,
                ушла
Ты помнишь, девочка,
                причастие
Ты веришь в воскресение
                Христа

И внемли зову Добродетели

   Но полно… вернемся к Давиду. Сколько новых открытий, мыслей рождается в процессе работы. Его пророческие псалмы перевернули и потрясли мой внутренний мир!
   Но давайте вернемся назад и вспомним, как Давид еще в юности пас овец на полях отца своего Иессея в Вифлееме Иудином, как часто, ему приходилось спасать их, когда медведь или лев уносили овцу из стада и Давид, отличавшийся физической силой и быстротой бега, гнался и отнимал овцу из пасти зверя. Он любил и берег каждую овцу, и хорошо выполнял свою пастушескую работу. «Господь – Пастырь мой… Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим…» (Псал. 22, ст. 1-2). И как перекликается это событие со словами Иисуса Христа через одиннадцать веков после Давида, когда Христос рассказывает народу, фарисеям и книжникам следующую притчу: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А нашедши, возьмет ее на плечи свои с радостью; И, пришедши домой, созовет друзей и соседей, и скажет им: «Порадуйтесь со мною; я нашел мою пропавшую овцу». Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук. 15, ст. 3-7).
   Но горе пастырям, которые губят и разгоняют своих овец, нарушая заветы Господа и, тем самым, направляя народ Израиля по неправедному пути. Устами пророка Иеремии Господь с гневом обращается к ним: «Вы рассеяли овец Моих и разогнали их и не смотрели за ними; вот Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь. И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их, – и будут плодиться и размножаться. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь. Вот, наступают дни, говорит Господь, – и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Ибо так говорит Господь, не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева» (Иерем. 23, ст. 1-5; 33, ст. 17).
   Вспомним, что еще раньше Господь через пророка Самуила так говорил: «Нашел Я мужа по сердце Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (1 Цар. 13, ст. 14; Псал. 88, ст. 21). И вот из его-то потомства по обетованию Бог воздвиг Израилю Спасителя Иисуса Христа. И в Евангелии от Иоанна мы видим воплощение этого пророчества. Продолжая свою притчу, Иисус сказал народу: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. Я есмь пастырь добрый; и Я знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь». (Иоан. 10, ст. 11, 14-16). Ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибших. Господь говорит пророку Исаии о Спасителе и дает образ Иисуса кроткого и справедливого в суде своем: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего… Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд поистине». (Исаия 42, ст. 1-3). Так же и у пророка Захарии читаем об Иисусе: «Се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захар. 9, ст. 9).
   … И снова я размышляю, думаю, я повторяю: Он, Господь – кроток; Он, Господь – праведен; Он, Господь – голоса своего не возвысит; Он, Господь – добрый, любящий, спасающий нас грешных. Образ Иисуса Христа кроткого, спасающего, праведного, который не возвысит голоса и ветки надломленной не переломит, доброго пастыря своих овец, любящего своих учеников, своих братьев и сестер, глубоко проникая в мое сердце, вызывает нежность, удивляет чистотой, полнотой, совершенством Своего облика.

В тиши улыбка Твоя
И руки Твои бледны
И тело Твое – печаль
в крапинках крови

Как и зеницы Твои, блаженно-умны,
Как и душа Твоя, прозрачно-легка,
в серебре крови
серебро Господа

   О, горе мне, грешной, тяжело взирать мне на небо; леность, немощь, грехи мои одолели меня. Господи! Дай мне слезы, чтобы плакать о делах моих, дай мне покаяние и за грехи воздай милосердием Твоим. Господи, Иисусе Христе, прости и помилуй меня грешную.

Воскресни, Господи,
мене из мертвых.
Молю Ти ся,
не отринь мя.

   Но… к Давиду, к его пророческим псалмам. Тяжело мне и больно писать, смертельная скорбь и ужас охватывают меня. Потому как пришло время сказать о страдальческой, искупительной смерти Господа нашего Иисуса Христа, предсказанной пророком Давидом за тысячу лет в его книге псалмов: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Не удаляйся от меня; ибо скорбь близка, а помощника нет. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий. Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: «Он уповал на Господа – пусть избавит его; пусть спасет, если он угоден Ему». Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне…» (Псал. 21, ст. 2, 8-9, 12, 17, 19, 20). И дальше у Давида читаем: «Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог; ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Псал. 68, ст. 21-22).
   И когда мы читаем Евангелие, то с трепетным ужасом понимаем, что слова Господа, сказанные через Давида в псалмах, сбылись и Иисуса Христа предали на распятие: «И, раздев Его, надели на Него багряницу. И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колена, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него, и, взявши трость, били Его по голове». Потом сняли багряницу с Иисуса, одели Его в прежнюю одежду и повели на распятие. «И, пришедши на место, называемое Голгофа, что значит: «лобное место», дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью… Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий»… Проходящие люди, первосвященники и книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста, спаси Себя Самого. Других спасал, а Себя Самого не может спасти… Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему… Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф. 27, ст. 28-30, 33-35, 42-43, 46). Так написано в Евангелии.
   … О, Господи мой, Господи! Невозможно писать и читать об этом. Душа моя кровоточит и хочется кричать: зачем? почему так? и могло ли быть по-другому? Тысячу вопросов задаешь себе, потому как трудно смириться со страшным, леденящим душу кощунственным убийством… И вдруг… внезапно спрашиваешь, Господи! Не так ли и мы в своей неразумной жизни распинаем Христа вольными и невольными греховными делами, злым словом, взглядом недобрым. Сердце сжимается от страха. Господи, Иисусе Христе, помоги мне, грешной, освободиться от прегрешений, со слезами и рыданиями припадаю к Тебе, Господи, дай мне разум творить волю Твою… И через мою скорбь и плач я слышу слова утешения, потому что Ты, Иисусе, милосерд и многомилостив.

Скорбящая сестра
Утешься во Христе
Припадая в слезах
Ко язвам на кресте
Целуй и ототри
Власами Эту Кровь
Божественной Любви
Доверь свою любовь

Что значит твоя боль
С прощением грехов? –
Еще одна стрела
В молитвенный покров
Оставь свою печаль
И Бога не гневи
По силе дан нам крест
Неси его, неси

   И вот я вспоминаю тех, кто был рядом с Христом: люди грешные, но покаявшиеся, верные своему Господу, прошедшие с ним в Его скитаниях, путях Учительства и Наставничества, и после искупительной смерти Его, не оставивших своего Господа.

Русалкой под кормою
обреченного на Призрак корабля
ты, Магдалина, среди хребтов пустыни
лежишь, обнявши столб креста

и ангелу сошедшему
о, внемлешь безучастно
ты жертвенной водой полна
Преемница Распятого Христа

   Наш человеческий разум не может смириться с этим, но Бог – есть Бог Всеведущий и Всеисполняющий, и потому пророческие псалмы Давида и все что поведало нам Евангелие, так поразительно совпадают.
   Говоря о великом пророке Давиде, мы не можем не приводить пророчества других ветхозаветных праведников Божиих, которые движимые Святым Духом, говорили о будущем Иисусе Христе, Господе нашем, о сошествии Святого Духа на людей, о воскрешении мертвых... Это – Моисей, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Захария, Михей, Осия и другие пророки, жившие до и после Давида. Так, Исаия пишет об искупительной смерти Господа: «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих... Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Исаия 53, ст. 6-7, 12). У пророка Захарии читаем: «И они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце… И будет в тот день: не станет света, светила удаляться. День этот будет единственный, ведомый только Господу…» (Захар. 9, ст. 9; 12, ст. 10; 14, ст. 6-7).
   Чем и как можно объяснить такое отвержение Христа вплоть до Его крестной смерти и полное неверие в Него еврейского народа? Можно сказать, что в своем духовном ослеплении, Иудеи грубо и чувственно понимали цели Мессии Христа. Они ждали другого, некоего великого Царя, который поведет их в бой с римскими войсками, под игом которых они находились. И он, Царь Израилев изгонит всех врагов с их священной земли.
   Взгляды иудеев были так ограничены, что в своем ослеплении они не могли понять духовной миссии Христа – освободить евреев, а затем и все другие народы от уз и владычества греха, и привести их к святости и вечной жизни. Поэтому приход Спасителя стал торжеством веры среди мрачного неверия и слепоты.
   Вернемся к началу истории человечества, когда после грехопадения наших прародителей в раю Бог по милосердию своему дал им надежду на спасение. В книге Моисея «Бытие» Он сказал о приходе Божественного Спасителя в их греховный мир. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, ст. 14-15). «Семя Жены» – символизирует Сына Божия и всех истинно верующих в Него, а «змей» – это дьявол и его злые духи. Эти слова из книги «Бытия» явились «первоевангелием» и первой радостной вестью о Спасителе. И с этого времени началась непримиримая вражда между грехом и праведностью, которая и продолжается до настоящего времени.
   Страдания и смерть на кресте Иисуса Христа, жестокие преследования верующих в Него на протяжении многих веков выразительно даны в образе «жаления змеем в пяту», жаления, надо сказать, бессильного. Полная же победа над грехом и смертью, данная Господом по благодати и благости Его, которую Он одержит над змеем в конце видимого мира, величественно представлена в образе «сокрушения главы змея».
   Некоторые ветхозаветные пророки относят имя Давида к Мессии. Пророк Самуил по слову Господа помазал Давида елеем, сделав его Помазанником Божием, т.е. Царем. Господь сказал пророку: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иесеева, который исполнит все хотения Мои». Так через пророка Иезекииля Господь говорит: «И поставлю над ними (народом – Прим. автора) одного пастыря, который будет пасти их, раба моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом… А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. Я, Господь, сказал это», и, наконец, через пророка Осию: «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида Царя своего» (Иез. 34, ст. 23-24; Осия 3, ст. 5).
   Давид в своих пророческих псалмах сказал и о предателе, который за тридцать серебренников выдал Спасителя: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту… Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой» (Псал. 40, ст. 10; Псал. 108, ст. 8). А пророк Захария уточняет: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать серебренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать серебренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Захар. 11, ст. 12-13). И все эти пророческие предсказания сбылись. Далее уже в Евангелии от Матфея читаем: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден и раскаявшись, возвратил тридцать серебренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную… И, бросив серебренники в храме, он вышел; пошел и удавился. Первосвященники, взяв серебренники, сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную; потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника для погребения странников. Посему и называется земля та «землею крови» до сего дня» (Матф. 27, ст. 3-8).
   И в Евангелии от Иоанна уже сам Иисус говорит своим ученикам: «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. … И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира… Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им: и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня… Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Псал. 108, ст. 17; Иоан. 16, ст. 32; 17, ст. 5, 8, 11-12).
   В Деяниях Святых Апостолов Петр после вознесения Иисуса Христа, став перед учениками и другими, которых было человек сто двадцать, сказал: «Мужи и братья! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса. В книге же Псалмов написано: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем... достоинство его да примет другой» (Псал. 68, ст. 28; 108, ст. 8). И выпал жребий Матфею, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1, ст.16, 20, 26). А дальше Петр продолжал говорить о пророке Давиде, который «не восшел на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Псал. 109, ст.1). «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу; а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. Впрочем, я знаю, братья, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению. Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил». И Петр сказал всем собравшимся: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. … И принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, ст. 34-36, 38, 41; 3, ст. 14-15, 17-18).
   … И вновь нахлынули воспоминания о моей прожитой жизни, об успехах и ошибках, о болезнях физических и душевных. О, Господи мой, Господи, сколько раз Ты спасал меня от страшных бедствий, от гибели моей и моих родных. Ты вел меня по жизни, указывая путь, и помогал мне уйти с той дороги, куда неверно по просьбе родных или по своеволию, глупости и незрелости я вступала. И ты давал мне возможность исправить совершённые ошибки, и я решительно делала шаг, осуществляя те дела, которые мне, по-видимому, предсказаны были судьбой. И я получала радость от скромных трудов своих, выполняя, как мне казалось, свой долг и также долг перед теми, которых любила. А ныне, вроде бы уже закончив свои дела, в ожидании того последнего часа, Ты, Господи мой, подарил мне еще много радостных и счастливых дней – это-то на 67-ом году жизни!
   После всех болезней, перенесенного инсульта, я неожиданно снова начала писать (а прошло уже 12 лет со дня выхода моей последней книги «Живой театр А.Эфроса»). На одном дыхании по просьбе моей дочери я написала для ее сайта «Биографический очерк» (или «Ступени жизни»), потом – «Станислава и Александр» (сюжет для небольшого романа в письмах), рассказ о любви «Дюймовочка», и вместе с дочерью «Воспоминания о художнике Владимире Яковлеве», а сейчас пишу моего «Возлюбленного» – и это стало чудом! Откуда пришла эта мысль? Кто послал ее? После рассказов – вдруг Давид! Уже в процессе работы над поэмой я вспомнила один эпизод из моей жизни. Тогда, пятнадцать лет назад в разговоре с моей приятельницей, она спросила меня: «Кто из ветхозаветных пророков тебе больше всех нравится?» Я задумалась и ответила, что ближе всех моему сердцу Давид. И прибавила, улыбаясь: «Я даже влюблена в него». «А тебе?» Она сказала: «Мне – Исайя». «Да, Исайя тоже здорово», – согласилась я. Прошло пятнадцать лет! Вроде бы и этот разговор минутный ушел в прошлое. Но вот только теперь пришло время написать о Давиде, великом святом пророке, царе, псалмопевце. И мне хотелось доходчиво и просто описать его жизнь. Я столкнулась с очень большим материалом – это были не только Царства и Летописи Священного Писания. Это была еще целая книга Псалмов Давидовых, без которых невозможно описать его жизнь. Я с головой и всем сердцем погрузилась в Священные тексты, богодухновенные псалмы и молитвы Давидовы, непосредственно связанные с его отрочеством, царствованием, скитаниями, великими сражениями с врагами, окружавшими и нападавшими на его страну.
   Боже мой! Я читала и тщательно переписывала поэтические тексты псалмов с такой любовью, трепетом и нежностью, что все мое существование в процессе работы превратилось в безмятежную, тихую радость и счастье. Вся жизнь стала для меня бесконечным светлым праздником. О, Давид, ты поистине – «Сладкий Певец Израиля», «Неугасимый светильник Израиля», как называл любивший тебя еврейский народ. «Святое сердце Давида блаженного» – так сказал о прозорливце и псалмопевце уже в X веке после Рождества Христова армянский святой, христианин, монах, вардапет, богослов и поэт Григор Нарекаци в своей «Книге скорбных песнопений». Часто упоминаемое имя Давида, а также более двухсот ссылок на его псалмы в этой книге, свидетельствуют о глубокой преемственности двух святых.
   Когда же дело дошло до пророческих псалмов Давида – это стало для меня откровением! Давид говорил о Мессии, о его искупительной смерти, о воскресении и сидении одесную Отца, и все это сбылось в Новом Завете.
   Не раз я обращалась к Богу, спрашивая у Него благословения на свой труд. Я понимала, что здоровье и силы мои слабы, а возраст – тем более! Я молила Бога: «Господи мой, Господи! Если будет Тебе угодно – благослови и помоги мне. Ведь Ты знаешь, как нелегко мне, укрепи меня, Боже, и дай возможность закончить это повествование». Сколько раз в течение этого года я обращалась к дочери, напоминая ей, чтобы она завершила мою работу в случае моего уже вдруг непоправимого здоровья, а сама продолжала писать. Господи, каким счастьем и радостью наполнялся каждый день моей жизни. Я даже не в состоянии точно описать все эти чувства. Я могу только сказать с уверенностью, что этот год стал самым счастливым для меня за всю прожитую жизнь. Спасибо Тебе, Иисусе, за такой щедрый подарок мне, грешной рабе Твоей, ничем примечательным не отличившейся в своей жизни. Ни титулов, ни богатства, ни славы я не нажила, но Ты, Господи, дал мне больше всех этих благ. И я буду до последнего вздоха славить Тебя, Боже. В своей комнате, «моей келье», как я называю ее, я возвела на всю восточную стену когда-то много, много лет назад скромный иконостас для совершения утренних, вечерних и ночных молитв; здесь стоит шкаф со священными книгами, книгами святых отцов и религиозных философов, а по другую противоположную сторону протянулись стеллажи с домашней библиотекой, в алькове уместился мой большой письменный стол, мой добрый друг, мой стол, за которым я пишу эти строки. Все, все есть у меня. Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, что устроил все так славно! Благодарю Тебя, Господи, за все счастливые дни, которые Ты дал мне для завершения этой работы. Слава Тебе, Господи, Господи мой, Слава Тебе!

На стене – иконостас
Теплится лампада
Под покровом тени – шкаф
Духовного хранитель сада
В нем живые четки –
Жития святых отцов

смирись, сестра, во след Христов

Каждый Божий день – бусинка
О молитве Иисусовой
О посте Великом, покаянии
Об усопших поминании
Это живые четки –
Жития святых отцов

смирись, сестра, во след Христов

Помни о кончине мира сего
Чем ты оправдишися пред Судией
Милости хочу, а не жертвы
Миром разольется голос Его
Это живые четки –
Жития святых отцов

смирись, сестра, во след Христов

Учение Игнатия Брянчанинова
О Благодатной Деве Марии
Бога Слова родшую, Спасителя
Пославшего нам Духа Утешителя
Это живые четки –
Жития святых отцов

смирись, сестра, во след Христов

Среду, пятницу во искупление
Благодарным соблюди пощением
Пресвятая Троице, помилуй нас!
Божии Люди, не оставьте нас!
Это живые четки –
Жития святых отцов

смирись, сестра, во след Христов

   Да… Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему Давидом и сказано: «Восшед на высоту, пленил плен, и дал дары человекам» (Псал. 67, ст. 19)
   Апостол Петр постоянно проповедуя учение Иисуса Христа, распятого и воскресшего из мертвых, говорил перед начальниками народа и старейшинами Израильскими: «… да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, им поставлен он пред вами здрав. Он есть «камень, пренебреженный вами зиждущими, но «сделавшийся главою угла», и нет ни в ком ином спасения. Благословен грядущий во имя Господне!» – заканчивал он свою речь словами из псалтири Давидовой (Псал. 117, ст. 22, 26). Пророк Исаия словами Господа говорит: «Вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится» (Исаия 28, ст. 16). И Апостол Петр разъясняет народу: «Итак. Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который, как писал Давид, сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены… Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному; И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр 2, ст. 4-8).
   Давид в своих псалмах писал о жертве, угодной Богу, так: «Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертв за грех Ты не потребовал. Песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца. Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем. Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии. И будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами» (Псал. 39, ст. 7; 44, ст. 2-3, 8; 50, ст. 6; 68, ст. 31-32). Пророк Исаия говорит народу еще жестче словами Господа: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад… К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу… Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!.. Князья твои законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки, и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь: удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; Научитесь делать добро; ищите правды; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Исаия 1, ст. 4, 11, 13, 15-18, 23). «Милости хочу, а не жертвы» – говорит Господь словами пророка Осии (Осия 6, ст. 6).
   На протяжении тысяч лет, со дней отцов Израиля, народ отступал от уставов Божиих, нарушал заповеди и законы Моисея, данные ему Господом. И каждый раз Бог наказывал их потопом, войнами, пленением и многими другими бедствиями. Тогда они каялись и через пророков просили Бога помиловать их, давали клятву не заводить идолов, а служить только Господу своему, не блудодействовать, не делать зла, удаляться от беззакония и грехов. Но, несмотря на это, народ Израиля снова и снова возвращался к своим лжепророкам и священникам, которые творили зло пред очами Господа. Пророк Иеремия плачет перед Господом, указывая на то, что ведь «не стыдятся и не краснеют они, ибо от малого до большого каждый предан корысти, и от лжепророка до священника – все действуют лживо». Господь говорит устами Иеремии: «… крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете. И потом приходите и становитесь перед лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое?» (Иерем. 6, ст. 13, 15; 7, ст. 9-11). И в Евангелии от Марка читаем: «Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; И не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» (Исаия 56, ст.7; Иерем. 7, ст. 11; Марк 11, ст. 15-17). А пророк Иеремия словами Господа продолжает: «И отвергну вас от лица Моего… Ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и все стадо их рассеяно». И каждый раз Господь наказывает их, а потом снова милует, и это много раз повторяется, и все-таки Господь надеется на свой народ, и в напоминание восклицает: «Если же не послушаются, то Я искореню такой народ, говорит Господь… Ибо видел Я прелюбодейство твое и неистовые похотения твои, твои непотребства и твои мерзости… Доколе же?... лжепророк и священник лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь».
   И бедствие пришло на Израиль, чаша гнева Господня вылилась на Сион до Едома. «Все это – за грехи лжепророков его, за беззаконие священников его, которые проливали кровь праведников». И Иеремия вновь со слезами обращается к Господу: «Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион? Для чего поразил нас так, что нет нам исцеления? Сознаем, Господи, нечестие наше, беззаконие отцов наших; ибо согрешили мы пред Тобою. Не отрини нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей; вспомни, не разрушай завета твоего с нами» (Иерем. 5, ст. 26-31; 6, ст. 13, 15; 7, ст. 9-11, 15; 8, ст.10, 12; 10, ст. 21; 12, ст. 17; 13, ст. 27; 14, ст.19-21; 32, ст. 30; 33, ст. 5; Плач Иерем. 4, ст. 13). Пророк Михей, современник великого пророка Исаии, сокрушается: «Горе мне! Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки…». И все-таки пророк обращается к Богу с надеждой на Его прощение: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать» (Мих. 7, ст. 1-3, 18).
   А пророк Малахия за четыреста лет до Рождества Христова, продолжая мысль пророка Иеремии, передает народу и священникам Израиля слова Господа: «Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я – отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие Имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?» Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, а говорите: «чем мы бесславим Тебя?» – тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? Поднеси это своему князю! будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. … И приносите украденное, хромое, больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь. Итак, молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф, ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов» (Малах. 1, ст. 6-9, 13-14). «Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте Господу. … Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте и плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив…» (Иоиль 1, ст. 13-14; 2, ст. 12-13). «Вот пост, который избрал Я, Господь: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу; Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. И отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме; и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда» (Исаия 58, ст. 6-8).
   Святые пророки говорили в Священном Писании о воскресении мертвых, о сошествии на них Святого Духа. Так Иезекииль передает народу слова, данные ему Господом о погибших на поле битвы: «И узнаете, что Я – Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших. И вложу в вас дух Мой, и оживете». Показывая пророку на поле, полное костей погибших, Он обращается: «Кости сухие! Слушайте слово Господне! Я введу дух в вас и оживете. И обложу вас жилами и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух – и оживете, и узнаете что Я – Господь… И произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею… и вот жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху». И говорит Господь Бог: «От четырех ветров приди дух, и дохни на этих убитых, и вошел в них дух – и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище». И даже о тех, которые погрязли в бесчестии и беззаконии, осквернили землю Израилеву грехами и поклонением идолам, Господь, сожалеет и готов спасти их: «И окроплю вас чистою водою, – и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иезек. 36, ст. 24-27; 37, ст. 4-10, 12-14). И еще: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего… И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоиль 2, ст. 28-29, 32). И в Деяниях Апостолы говорят: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». Апостол Петр вспоминает слова Иисуса о святом крещении: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым» (Деян. 2, ст. 16; 16, ст. 31).
   …Да, да! «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься». А без веры жить невозможно. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Павел Евр. 11, ст. 1). Вспомним, с какою верою Авраам принес в жертву Богу своего единственного сына, и Бог, оценив жертву отца, оставил сына живым. Как повиновался Господу Авраам идти в страну, которую Бог предназначил в наследие его народу; и он, не зная, куда идти и где эта земля, пошел по воле Бога... Ной, получив откровение от Бога, соорудил ковчег и спас семью, животных и птиц от потопа. В споре с дьяволом Бог показал истинную веру праведного Иова. Бог лишил его богатства, наслал на него тяжкие болезни, в том числе и мучительную проказу, от которой он ослеп и тело его покрылось струпьями, сыновья и дочери отказались он него, а друзья, которые учились у него мудрости, видя его страдания и болезни, обвиняли его безгрешного во всех смертных грехах. Однако Иов не отказался от веры, продолжал молиться Богу в ожидании неминуемой смерти. И тогда Бог вознаградил Иова, вернув ему во сто крат больше богатства, здоровья, молодости, сыновей и дочерей, и все, что у него было. Иов прожил в знатности и мудрости, в любви его жен, сыновей и дочерей сто сорок лет. Только с верою в Бога Моисей смог вывести народ свой из Египта, укрепляя его дух в долгом сорокалетнем пути по пустыни. И многие, многие другие ветхозаветные пророки, в том числе Давид и Самуил верою в Бога совершили невозможное. Ибо что невозможно человеку, то возможно Богу.
   …Господи, Боже мой, укрепляй меня, грешную, помилуй меня, не попускай предаваться унынию и опускать руки, научи меня жить в мире со всеми и любить ближнего своего как брата и сестру. Укрепи меня, Господи, в вере моей.

Прошли года
Мою истерзанную душу
Бог врачевал Евангелием святым

Я верю
Что по морю как по суше
Пройду я с Господом моим…

   Сегодня снова читала Покаянный Канон Господу Иисусу Христу. Я всегда скорблю и горько плачу при чтении этого канона, и слезы ручьем льются на пол. И каждый раз шепчу: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Много грехов своих вижу перед глазами, каюсь и верю в милосердие Твое.
   А утром, просыпаясь, снова к иконостасу. Новый день начинается благодарением Господу за прошедшую ночь и просьбой о благословении Иисуса Христа на сегодняшний день. А после утренних молитв, читаю главу из Евангелия и главу из Ветхого Завета. Итак, каждый день.

Творю молитву
Милосердный Господи
Тебе во Славу, пробуждаясь ото сна
Творю молитву
Человеколюбче Господи
Услыши глас мой, непотребного раба

В сети мирскаго облачения
Ранима, немощна, убога и мелка
И уязвленную грехопадениями
Помилуй, Господи, меня.

Сладчайшим именем Твоим, Иисусе
Сладчайшею предстанет боль
Сладчайшим именем Твоим, Иисусе
Надежду кроткую спасения иметь дозволь

      Жизнь вообще-то проста. Помни, что мудрость человека заключается в том, чтобы иметь страх Господень, соблюдать заповеди Божии, веровать в Иисуса Христа. И тогда спасешься.

Спас Недреманное Око
Красный Глаз Тобою Зримый
очи духа кровоплачут
кровосквозят скорбью-острием клинка

Спас Всевидящий, Утешитель
отведи от боли-болюшки
            от печали-от печалюшки
в помышленьи от обидушки
сердце от разочарования
дух наш от опустошения

и направь на пути истинные
Оком Видящим, Спасительным
на пути ко Человеколюбию
Человеку Иисусову...

   Слова великих пророков открыли путь всем народам земли к Господу Иисусу Христу. У Исаии читаем: «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа… всех твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою, и обрадую их в Моем доме молитвы… ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Исаия 56, ст. 6-7). А Давид в своих пророческих псалмах вдохновенно говорит: «Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу. И благословятся в нем племена; все народы ублажат Его. … Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена языческие. Ибо Господа есть царство, и Он – Владыка над народами. Хвалите Господа все народы, прославляйте Его все племена; Ибо велика милость Его к нам, и истина Господня вовек. Аллилуия» (Псал. 21, ст. 28-29; 71, ст. 17; 101, ст. 23; 116). Этим пророческим словам Давида вторит святой Апостол Павел, говоря об Иисусе Христе: «Посему и Бог превознес Его, и дал Ему имя выше всякого имени, Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (Павел Филиппийцам 2, ст. 9-10). А в Евангелии от Марка Иисус говорит своим ученикам: «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Марк 13, ст. 10). Христос, уподобившись во всем братьям, не стыдился называть их братьями, как сказано у Давида: «Возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя» (Псал. 21, ст. 23).
   Иисус Христос был милостивым и верным первосвященником у Бога. Устами Давида Святой Дух называл Иисуса Христа: «Ты священник во век по чину Мельхиседека. Господь одесную Тебя». И это было от Бога, Отца Того, Который сказал Ему: «Ты сын Мой, Я ныне родил Тебя… Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Псал. 2, ст. 7; 109, ст. 1, 4).
   И Христос, взяв на Себя грехи наши, воссел одесную престола величия на небесах навек. Возвращаясь к сказанному Давидом о Спасителе: «Ты священник во век по чину Мельхиседека», – напомним, кто же Мельхиседек? Он – царь Салима (есть предположение, что это место, на котором впоследствии был построен Иерусалим), царь правды и царь мира, Священник Бога Всевышнего. И как Сын Божий пребывает священником навсегда. Мельхиседек первым встретил Авраама и благословил его. И Авраам дал ему десятину из лучших своих добыч. В законе же Моисеевом в священство было положено колено Левииных. И священники – левиты брали десятину с народа. Мельхиседек не относился к роду Левииных и получил десятину от Авраама. Так и Господь наш Иисус воссиял из колена Иудина, о котором относительно священства ничего не сказано у Моисея. И по подобию Мельхиседека Иисус Христос имеет священство пребывать вечно.
   Священники – левиты приносят жертвы за свои грехи, за грехи народа ежедневно, и по закону Моисееву первосвященники и священники непрерывно сменяют друг друга, так как они, как все люди, смертны. Иисус Христос принес в жертву Себя Самого единожды. А клятва Бога, как пишет в своем псалме Давид: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхиседека» (Псал. 109, ст. 4), сделала Сына Божиего на веки непреходящим и совершенным.
   Первосвященники левиты имели для Богослужения Скинию «Святое», в котором был светильник, трапеза, предложение хлебов, а за второй завесой находилась Скиния «Святое-Святых». В первую всегда входили священники для совершения Богослужения и освящения всего народа кровью тельцов и козлов, а во вторую – «Святое-Святых» первосвященник входил только один раз в год. (Подробно о священном богослужении можно прочитать в третьей книге Моисея «Левит» – Прим. автора). Первосвященник же Иисус Христос пришел с нерукотворенной совершеннейшей Скинию – не с кровью тельцов и козлов, освящающих грехи народа, как было у левитов, а со Своею кровью, и принес Себя непорочного в жертву за грехи людей и для очищения всех их греховных дел. Поэтому Иисус Христос является ходатаем Нового Завета и жертвоприношения теперь не нужны после того, как совершилось прощение грехов.
   … И вновь на мгновение я прерываю свое повествование, потому как мысли и чувства переполняют меня. Да, да… Приносить духовные жертвы Богу, создавать внутри себя духовный дом. Да… это прекрасно. Любить Господа всем сердцем, всей душою. Любить ближнего своего как самого себя, прощать ненавидящих нас, делающих беззаконие, и молиться за них – все это и есть духовные жертвы благоприятные Богу, нежели все жертвы тельцов и всесожжений. Да… Я задумалась… Потом вдруг неожиданно оделась и вышла на улицу. А у самого подъезда начинается дивный лес. Зимой он весь в снегу, весь в белом, как невеста; снег лежит на лапах сосен, на ветвях березы, дуба и других деревьев и кустарников. Осенью – он золотой, идешь как по ковру, по опавшим желто-красным листьям. А летом направляешься к роднику, над которым стоит небольшая, но милая часовенка в честь св. Сергия Радонежского. Тут можно отдохнуть, посидеть, помолиться, умыться и попить родниковой водички. Место это благодатное, здесь дышится свободно и легко; огромное розовое поле Иван-чая, желтой пижмы и зверобоя и еще многие другие травы создают благоуханный сладостный аромат, напоминающий запах ладана. Птички поют, белочки прыгают с ветки на ветку. Все Ты, Господи, устроил славно! Буду петь Тебе и благословлять Тебя во веки и веки!... Возвращаешься домой, хорошо в моем доме, трепетная радость оживляет сердце и хочется петь… Я снимаю со стены гитару, беру несколько аккордов и тихо начинаю петь…

      Вернется нежность светлых дней
      По утру – шум дождя
      Иль это снежная метель
      Разбудит меня

      Ты легкой поступью пройдешь
      Мимо сомкнутых глаз
      С лимоном чай горячий пьешь
      На улице – грязь

  Скользит мокрый снег по стеклу
            по холсту – кисть
                по Христу
      седовласый шелк дождя
   Слякоть – серость – святость

      Деревьев черная вуаль
      На замерзшем лице
      В снегах увязнувшая даль
      Бог в помощь тебе
      Вороны вскрик, тяжелый взлет
      Тайный вестник судьбы
      И ветер с запахом цветов
      Гладь фиолетовой зари

  Скользит мокрый снег по стеклу
             по холсту – кисть
                по Христу
      седовласый шелк дождя

   Ой-ой, что это вдруг со мной? Запела даже?! Ну, полно! В путь! За работу!
   И мы вновь возвращаемся к пророческим словам Давида: «Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда Я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже мой…» (Псал. 39, ст. 7-9; Павел Евр. 10, ст. 6-7). И «вот, иду исполнить волю Твою, Боже…», то есть единократным принесением тела Иисуса Христа мы все освящены от грехов. Утверждается Новый Завет. Устами великого пророка Иеремии Господь говорил: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его… Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иереем. 31, ст. 33). А где прощение грехов, там ненужны приношения за них. «Милости хочу, а не жертвы» вторит следом пророк Осия (Осия 6, ст. 6). И написано это пророками за сотни лет до Рождества Христова.
   Иисус Христос, единожды принесший Себя в жертву за грехи человеческие «навсегда возсел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие Его». Как написано в псалтири Давидовой: «Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Псал. 109, ст. 1).
   Во второй раз Христос придет уже не для очищения грехов, а для ожидающих Его в вере во спасение души. «И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и, как щёлок очищающий», – пишет пророк Малахия в своей пророческой книге. И далее у него читаем: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца, и Меня не боятся. Вы говорите: «Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». Но боящиеся Бога говорят друг другу: «Внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его… И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Малах. 3, ст. 14-18). «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его… Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Малах. 4, ст. 2, 5). И пророк Исаия говорит уже о Новом Небесном Иерусалиме: «И вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будет воспоминаемы и не придут на сердце. … И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля» (Исаия, 65, ст. 17, 19).
   И от слов ветхозаветных пророков Исаии и Малахии снова возвращаемся к Евангелию Господа нашего Иисуса Христа, и в «Откровении Иоанна Богослова» читаем о том самом Новом Небесном Иерусалиме, который придет после того, как все народы по всей вселенной предстанут по Воскресении пред своим Судией, которому Бог дал это право, Ему, Сыну Своему, Иисусу Христу.
   «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой… И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов… Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. … Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. Иоан. Богосл. 21, ст. 1-6, 9, 22-27; 22, ст. 1-2, 7, 14,16).
   Воспоем же и мы все вместе, со всеми святыми и пророками, человеками Божиими хвалу Богу, Господу нашему псалмами из псалтири Давидовой: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Цари земные и все народы, князья и все судьи земные. Юноши и девицы, старцы и отроки – Да хвалят имя Господа; ибо имя его единого превознесено, Слава Его – на земле и на небесах. Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия» (Псал. 148, ст. 1-2, 11-13; 150, ст. 1-6).


_____________________
В третьей главе поэмы «Возлюбленный» использованы стихи и отрывки из стихотворений Сони Никольской. – Прим. автора



2008 – 2010 гг.






Незарегистрированным читателям Прозы.ру предлагаю пройтись по ссылкам, чтобы прочитать произведение полностью:

Поэма "Возлюбленный". Предисловие http://www.proza.ru/2010/01/06/1367
Поэма "Возлюбленный". Глава первая http://www.proza.ru/2009/07/20/627
Поэма "Возлюбленный". Глава вторая http://www.proza.ru/2009/07/27/512
Поэма "Возлюбленный". Глава третья http://www.proza.ru/2009/08/03/576