Возлюбленный. Глава первая

Светлана Тимофеевна Никольская
На странице – иллюстрация иконы Царя Давида





                «Вера есть осуществление ожидаемого
                и уверенность в невидимом».
                Павел Евр. 11, ст. 1


               
                XI век до Рождества Христова


   О, священная земля Палестины!
   Как прекрасна и величественна природа твоя, горы и долины, каменные утесы и пастбища, злачные травы колосятся на бескрайних просторах лугов, тихое блеяние овец, солнце, голубое небо и воздух, напоенный ароматом цветов и растений. Плодовитые виноградные лозы раскинулись на горах и крутых утесах, издавая сладкое благоухание, красивые вечнозеленые масличные деревья с обильными и приятными плодами, раскидистые дубы, вечно зеленеющие пальмы, смоковницы, в тени огромных ветвей и широких листьев которых можно отдохнуть, благоговейно созерцая красоту творения Божия. О, всемогущество и благость Творца!
   На этой земле в Вифлееме в 1085 г. до Рождества Христова родился будущий великий Святой Пророк, псалмопевец и Царь – Давид. А через одинадцать веков на той же земле в Вифлееме Пресвятая Дева Мария родит Сына, своего Первенца, Господа нашего Иисуса Христа, в пещере, в хлеву, попросту говоря – в загоне для овец. Так сбылись пророчества, данные Богом, когда за несколько сот лет до рождения Иисуса Христа святые пророки говорили об этом священном событии: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; Ибо из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных…» (Мих. 5, ст. 2-3). И другой великий из пророков Исайя сказал: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Исайя 7, ст. 14). И родила Пресвятая Дева Мария Сына Иисуса Христа, сына Давидова, как гласит родословие Его в Евангелии (Матф. 1, ст. 1), и заканчивается Священное Писание «Откровением Иоанна Богослова», где сам Иисус Христос говорит: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. Иоан. 22, ст. 16).
   Невозможно было и представить, что слова пророков исполнятся. Поистине, эти пророчества были словом не человека, а Бога Всеведущего и делом Бога Всемогущего и Всеисполняющего. О, Бог мой! Велик Ты, Господи мой, и разум Твой неизмерим!
   Давид был младшим из сыновей многодетной бедной семьи Иессея из колена Иудина. С малых лет он пас овец на полях отца своего, и к девятнадцати годам – это уже был красивый юноша с большими голубыми глазами, белокурыми волосами, физически сильный и ловкий. Пастушья сумка на шее, пастуший посох в руке, псалтирь и свирель – с ними Давид не расставался при исполнении своих пастушеских дел, да и вся пастушеская жизнь среди величественной природы Вифлеема способствовали его наблюдениям и размышлениям о чуде Творений Божиих, о гармонии всего живого. «Господь – Пастырь мой… Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим…» (Псал. 22, ст. 1-2). Созерцая дивную красоту родного края, Давид невольно передавал ее в музыке, играя на свирели или псалтири: «И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев! Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя…» (Псал. 70, ст. 22-23). Давид любовался этими горами, небесами, водами рек, которые поят его овец, вслушивался в пение птиц, обитающих в ветвях деревьев; а это море, великое и необъятное, полное рыбы и других пресмыкающихся, там плавают лодки и корабли, а рыбаки закидывают свои сети. А луна, а солнце!!! О, Творение Божие! О, Всемогущество Создателя! «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; Ты послал источники в долины: между горами текут, поят всех полевых зверей, птицы небесные из среды ветвей издают голос. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил. На них гнездятся птицы: ели – жилище аисту, высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих! Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!» (Псал. 103, ст. 1-2, 10-12, 14-18, 24, 31, 33-35). Поистине, Давид (др.-евр. возлюбленный) и сам был – чудное творение Божие, дитя природы, возлюбленный Бога!
   В то время Израилем правил царь Саул. Он был молод, красив, и не было из израильтян красивее его. Саул был помазан в царя пророком Самуилом по слову Господа. Вот уже два года царствовал он над Израилем, спасая его от врагов, утверждая себя в борьбе с Филистимлянами, и всегда имел успех. Но он нарушал повеления и заветы Господа, и за непокорность свою и непослушание был отвергнут от престола, как и предсказал ему потом пророк Самуил. До смерти своей Самуил печалился об отвергнутом царе, и о том, что Господь раскаялся, когда поставил Саула царем.
   Прошло немного времени, и пророк Самуил получил откровение Господа. Господь посылает пророка в Вифлеем к Иессею совершить жертвоприношение и показать ему того из сыновей Иессея, который станет царем над Израилем. И Самуил отправился в путь. Когда он пришел в Вифлеем к Иессею, совершив жертвоприношение и освятив его, он попросил, чтобы пришли все его сыновья. Один за другим подходили сыновья Иессея, но никого из семерых не избрал Господь. Тогда пророк спросил Иессея: «Все ли дети твои здесь?» И Иессей ответил, что есть еще меньший Давид, который пасет овец. И привели его по просьбе Самуила. И тогда услышал Самуил голос Господа: «Вот это он, помажь его». И взял Самуил рог с елеем и помазал его, и с тех пор Дух Господень был на Давиде. От царя же Саула Дух отступил, и злой дух стал часто возмущать его. Слуги царя не знали, как успокоить его. Они искали того, кто поможет царю, и узнали, что человек, хорошо играющий на гуслях, может успокоить злой дух в Сауле. Один из слуг поведал, что слышал о Давиде, сыне Иессея вифлеемлянина, который пасет овец и умеет искусно играть на свирели, псалтири и гуслях, что это очень храбрый и сильный юноша, видный собой, разумный в речах, и Дух Господень почивает на нем. И обрадовался царь такому известию и отправил к Иессею своих людей за Давидом. Когда они пришли в Вифлеем к Иессею и изложили просьбу Саула, Иессей стал собирать Давида в путь. Отец отправил с ним одного козленка, осла с хлебом и мехи с вином. Царю очень понравился Давид, он сделал его своим оруженосцем, а когда злой дух нападал на Саула – Давид играл на гуслях, и царю становилось лучше и отраднее, и дух отступал от него.
   И снова Филистимляне начали войну с Израильтянами. В их стане был сильный воин, единоборец Голиаф, носивший на голове медный шлем, одежду из чешуйчатой медной брони, медные наколенники, медный щит за плечами и железное копье. Он требовал от израильтян, чтобы они выставили на борьбу с ним человека, и если тот убьет его, то они станут рабами Израиля, а если же Голиаф убьет, тогда израильтяне будут их рабами. Воины и народ Саула очень боялись Голиафа и испугались его слов. В это время с царем на войне находились трое старших из сыновей Иессея, а Давид был в Вифлееме и пас овец. Узнав об условии врага, он пришел к царю и сказал, что не стоит падать духом, и он готов сразиться с этим филистимлянином. Царь Саул удивился словам Давида, понимая, что он еще юноша, а Голиаф – воин опытный и сильный. Но Давид рассказал царю о том, как он пас овец отца своего в Вифлееме Иудином. И как часто ему приходилось спасать их, когда медведь или лев уносили овцу из стада. Давид, отличавшийся физической силой и быстротой бега, догонял зверя и отнимал овцу из пасти его, а если вдруг медведь или лев нападал на него, то он брал его за космы и умертвлял его. «То же будет и с этим филистимлянином», – сказал Давид царю, – «за то, что он поносит Бога Живаго».
   И благословил его Саул, одел в броню, дал меч, но Давиду непривычно было такое облачение. Он снял с себя все, взял посох, положил в пастушью сумку пять гладких камней из ручья, и с сумкой и с пращою в руке своей вышел навстречу Голиафу. Когда тот увидел молодого, красивого юношу, шедшего на бой с палкой и камнями, то с презрением рассмеялся. И сказал Давид Голиафу: «Это ты идешь с копьем, мечом и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога Израиля». И после этих слов побежал навстречу филистимлянину, метко бросив камень с пращи, и поразил Голиафа прямо в лоб – тот упал на землю и умер. Тогда Давид подошел и наступил ногой на филистимлянина и, взяв его меч, отсек ему голову. Увидев, что Голиаф умер, филистимлянине бежали, а войска израильские и иудейские гнали своих врагов за пределы страны. Давид же взял голову Голиафа и принес ее царю. И Саул сделал его начальником над своими войсками. Давид проявлял всегда благоразумие и смелость, куда бы ни посылал его царь. А сын Саула, Ионафан, снял свою одежду и вместе с мечом, луком и поясом отдал ее Давиду; с этих пор они стали как братья, и душа Ионафана прилепилась к душе Давида, полюбив его. И всему народу Израиля понравился Давид, и после каждой победы над своим врагом – филистимлянами, женщины выходили навстречу царю Саулу с пением и плясками, с торжественными тимпанами и кимвалами и восклицали: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!».
   Эта любовь народа к Давиду была неприятна царю, и вновь напал на него злой дух, он бесновался в своем доме и хотел убить Давида. Когда Давид играл ему на гуслях, чтобы успокоить Саула, царь, в это время, желая пригвоздить Давида к стене, бросил в него копье. Но Давид вовремя уклонился и остался невредимым, и царь Саул стал бояться Давида. Он удалил его, поставив тысяченачальником у себя, и Давид входил и выходил перед народом. Но весь Израиль и Иудея любили Давида, и он всегда поступал благоразумно и справедливо. Царь понял, что благодать Господа была на Давиде, а от Саула отступил Господь. И в тайне, готовя ему сеть и погибель, он решил приблизить его и сделать своим зятем, выдав замуж за него свою дочь Мелхолу. А Мелхола любила Давида, как и весь Израиль и Иудея любили его. Но Давид отвечал царю, что он человек бедный и незначительный, и потому не может принять его дочь и стать зятем царя. Тогда Саул стал еще больше бояться Давида, ибо понимал, что Господь был с ним.
   И задумал царь Саул умертвить Давида. Но сын его, Ионафан, очень любивший Давида, стал уговаривать отца не совершать зла, напоминая ему, как много полезного сделал Давид, что ни раз он подвергал себя опасности, и, наконец, он поразил Голиафа и спас Израиль от врагов, что нет никакой причины убивать его. «Не согрешай, отец, против невинной крови», – говорил ему Ионафан, и Саул послушался его совета. И снова началась война с Филистимлянами, и снова Давид нанес им великое поражение.
   Однако царь, охваченный злым духом, искал смерти его. И как в первый раз сидел дома и в руках своих держал копье, а злой дух вызывал в нем раздражение и ненависть. Как и прежде, чтобы успокоить царя, Давид играл ему на струнах, но Саул все же направил копье на Давида, и оно вонзилось в стену, потому как Давид вновь вовремя заметил и отскочил. И понял окончательно Давид, что Саул постоянно будет искать случая, чтобы убить его. И взмолился он: «Господи мой, Господи! Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои. Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей; Храни меня как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня от лица нечестивых, нападающих на меня, – от врагов души моей, окружающих меня. Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю. Господи! К Тебе взываю; поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. К Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей! Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (Псал. 16, ст. 1, 6-9; Псал. 140, ст. 1-2, 8-9; Псал. 142, ст. 9). Так молился Давид, сокрушенный сердцем.
   Жена Давида Мелхола, дочь Саула, на которой он по настоятельной просьбе царя женился, очень любила его и, понимая, что отец рано или поздно убьет Давида, устроила ему побег. Она спустила веревку из окна, и он, сбежав – спасся. Много раз Давида выручал Ионафан, сын Саула, который тоже любил его. Но царь Саул не успокаивался и дал приказ своим слугам убить Давида. И пришел Давид к Ионафану и сказал ему: «Что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей?» (1 Цар. 22, ст. 1). Ионафан и на этот раз помог ему скрыться от царя. Но Саул заметил, что слишком долго отсутствует Давид, и место его пустует в то время как он должен сидеть рядом с царем. Ионафан всячески скрывал, объясняя отцу, что Давид якобы отпросился в Вифлеем на ежегодное жертвоприношение всего его родства. И Давид, заключив завет с Ионафаном, обещал сохранить род его во веки. И клялся Ионафан Давиду своей любовью к нему, ибо любил Давида, как свою душу. И снова, в который раз, он дает возможность Давиду бежать, и пал тогда Давид на землю лицом и трижды поклонился, и целовали они друг друга и плакали вместе. И расстались они, поклявшись именем Господа, сохранить завет между домом Давида и домом Саула. Так началась скитальческая жизнь Давида.
   Бежав от Саула, пришел Давид к священнику Ахимелеху, который накормил его хлебами предложения – хлебом, предназначенным только для священников, и дал ему меч Голиафа, который хранился позади ефода, чтобы Давид мог продолжать свой путь. Но в это время там находился слуга Саула. Это был Доик Идумеянин, начальник пастухов Саула. Он донес Саулу о помощи, оказанной священником Давиду, и царь приказал истребить весь дом священника и весь город священников. Спасся один только сын Ахимелеха, убежавший к Давиду под его защиту. И Давид сказал ему, что это он, Давид, виновен в гибели священника, его людей и всех других священников, и горько, горько плакал. Он был потрясен доносом Доика Идумеянина и всем, что произошло. Плакал и размышлял о предательстве и злодействе людей, с горечью понимая, что враги окружают его и стремяться убить, и только упование на Бога и милость его успокаивали душу Давида: «Что хвалишься злодейством, сильный? Милость Божия всегда со мною. Ты любишь больше зло, нежели добро… Ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный. Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня. Ибо вот, они подстерегают душу мою… Без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне, и воззри. Сила у них; но я к Тебе прибегаю, ибо Бог – заступник мой. Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею, и низложи их, Господи, защитник мой» (Псал. 51, ст. 3, 5, 6; Псал. 58, ст. 2, 4, 5, 10, 12).
   Через несколько дней своего скитальческого пути Давид пришел в Гефу к царю Анхусу. Но слуги узнали Давида, и ему пришлось притвориться безумным в их глазах. Он вымазывал двери грязью, пускал слюну по своей бороде, юродствовал. И царь Гефский, приняв его за сумасшедшего, не пустил в свой дом. И Давид ушел от него и молился: «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; И душа моя сильно потрясена. Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей. Удалитесь от меня все, делающие беззаконие; ибо услышал Господь голос плача моего. Услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою» (Псал. 6, ст. 3-5, 9, 10). «Враги мои всякий день ищут поглотить меня; ибо много восстающих на меня, о, Всевышний! Собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою. У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, – не в книге ли они Твоей? Ты избавил душу мою от смерти, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых» (Псал. 55, ст. 3, 7, 9, 14). И ушел Давид от царя Гефского в пустыню, и в пещере скрывался от преследования слуг царя Саула.
   Когда братья Давида и весь дом отца его Иессея услышали, что он бежал в пустыню и скрывается в пещере, то пришли к нему, и с ними все притесненные и угнетенные земли Иудиной с семействами своими около четырехсот человек. Таким образом, получив помощь от колена Иудина, достаточную на первое время, чтобы иметь защиту в своем изгнании и странничестве, Давид становится их начальником. В это время Филистимляне напали на Иудею, и Давид вопросил к Господу – идти ли ему на бой. И Господь сказал ему – иди, и ты победишь. Давид нанес великое поражение, в котором как всегда проявил храбрость и мудрость. Саулу донесли об этой победе Давида. И вновь злоба охватила его. Царь объявил войну Давиду. Господь предупредил избранника своего, и Давид вместе со своими людьми, которых было уже около шестисот человек, ушли еще дальше в пустыню, в неприступные места. Ионафан же, сын Саула, приходил к Давиду, укрепляя его в уповании на Бога, и сказал ему, что он будет царствовать над Израилем, а он, Ионафан, будет вторым после Давида. Между тем царю Саулу донесли, где скрывается Давид, и погнался он за ним в пустыню с тремя тысячами воинов Израиля. И пал на землю Давид и взмолился: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня; ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды. Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне; Он пошлет с небес, и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою» (Псал. 56, ст. 2-4).
   Царь Саул и его воины в поисках Давида пришли к овечьему загону при дороге; там была пещера, и Саул зашел туда для нужды. Давид и люди его сидели в глубине пещеры, и когда увидели Саула, то стали уговаривать Давида расправиться с его врагом, считая, что пришел тот час, когда Господь говорил: «Вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно» (1 Цар. 24, ст. 5). Но Давид тихонько встал и лишь отрезал край от одежды Саула, а людей своих уговорил не убивать царя, ибо он – господин его и помазанник Господень. И Саул вышел из пещеры живым. А Давид догнал его и сказал: «Господин мой, царь!» – и упал лицом на землю и поклонился ему. – «Сегодня Бог предавал тебя в руки мои, в пещере, чтобы я убил тебя, но я пощадил, так как ты господин мой и помазанник Господа. Посмотри на край одежды своей, который я отрезал, но тебя не убил. Зачем же ты ищешь души моей, чтобы отнять ее. Ведь я не согрешил против тебя, и у меня нет на тебя зла. Пусть Господь рассудит нас». Тогда Саул спросил: «Не ты ли это, сын мой, Давид?» и заплакал, и сказал Давиду: «Ты прав, ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом. Теперь я знаю, что ты непременно будешь царем, и царство Израиля будет твердо в руке твоей. Но поклянись Господом, что ты не искоренишь потомства моего и не уничтожишь имя мое в доме отца моего» (1 Цар. 24, ст. 18, 21-22). Давид поклялся царю Саулу, и они разошлись мирно, каждый в свою сторону: Саул пошел в свой дом, а Давид остался со своими людьми в пустыне в укрепленном месте. Вечером, отдыхая от дневных забот и зноя, Давид молился Господу, которого любил больше всего на свете, исполняя все повеления и заветы Его с кротостью и послушанием: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище. Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляя о Тебе в ночные стражи. Ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь. К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня» (Псал. 62, ст. 2-9).
   Прошло немного времени, и царь Саул забыл свои обещания, и вновь искал Давида, чтобы убить его; и вновь Господь оставляет выбор за Давидом – умертвить врага его или оставить живым. И Саул, уличенный в преступлении, снова и снова кается и признается, что согрешил и безумно поступал, что больше он не будет делать зла, сказав: «Благословен ты, сын мой Давид». И, как и прежде, расстались они: Давид пошел своим путем, а Саул возвратился к себе домой.
   И думал Давид о том, что нет больше причин верить царю Саулу, который не отступится в злобе своей, и будет искать его по всей земле Израильской. И решил Давид уйти, взяв шестьсот воинов своих, в землю Филистимскую, и таким образом спастись от преследования царя Саула. И в Гефе со своими воинами и семействами их прожил год и четыре месяца. Саул узнав, где теперь находится Давид, успокоился и больше не стал его искать.
   Но Филистимляне вновь пошли войной на Израиль. Эта была жестокая, кровавая битва, унесшая Ионафана и еще двух сыновей Саула; а сам Саул, израненный стрелками, вынув свой меч, упал на него, закончив так свою жизнь. И погибли все его воины. И не уцелел даже тот, кто бежал с поля боя, и множество народа было истреблено. Когда Давид узнал об этом, он разодрал одежды свои и горько плакал, и все люди вместе с ним рыдали и плакали о Сауле, о сыне его Ионафане, о народе Господнем, о доме Израилевом. Своею плачевною песнею Давид рассказал народу Израиля, как повержен был щит сильных, как пали лучшие воины, – краса Израиля: «Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были. Дочери Израильские! Плачьте о Сауле… Как пали сильные на поле брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан: ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской» (2 Цар. 1, ст. 23-26).
   И тогда обратился Давид к Господу с вопросом – идти ли ему в какой-либо из городов Иудиных? И Господь ответил: «Иди в Хеврон». И поселились Давид со своим семейством и людьми его со своими семьями в городе Хевроне. Народ Иудеи очень любил Давида, и пришли мужи Иудины к Давиду, и помазали его на царство дома Иудина. Давиду было тридцать лет, и он царствовал в Хевроне над домом Иудиным семь с половиной лет. И царство его укреплялось, а в Израиле воцарился сын Саула – Иевосфей. И началась продолжительная распря между домом Давида и домом Саула. Давид все более укреплялся, а дом Саула все более и более ослабевал.
   У Иевосфея, сына Саулова – царя Израиля, были два предводителя его войска из потомков Вениаминовых. Решив, что продолжать войну с Давидом бессмысленно, они предали своего господина, и тайно проникнув в покои Иевосфея, умертвили спящего царя, отрубив ему голову. И пришли в Хеврон к Давиду как союзники с отрубленной головой, и они говорили ему: «Вот голова врага твоего, который хотел убить тебя». Но Давид вместо награды сказал изменникам: «Как вы могли убить вашего господина, царя, в его доме на постели, пролив кровь невинного. Я истреблю вас с земли», и приказал своим слугам повесить их, как предателей и убийц своего царя, помазанника Божия. А голову Иевосфея погребли во гробе в Хевроне.
   После смерти Иевосфея, сына Саула и царя Израиля, все колена Израиля пришли в Хеврон к Давиду. Они вспоминали, что еще не так давно, когда царствовал Саул, Давид вводил и выводил народ Израиля, и через пророка Самуила Господь тогда еще сказал: «Ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождем Израиля. … Рукою раба моего Давида Я спасу народ Мой, Израиля, от руки Филистимлян и от руки всех врагов его» (2 Цар. 5, ст. 2). И все старшины Израиля заключили завет с Давидом и помазали его в царя над всем Израилем.
   Так Давид воцарился над Иудеею и всем Израилем, и царствовал сорок лет. Когда Давид взял крепость Сион, он сделал ее столицею и назвал городом Давидовым. И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог был с ним. При его мудром и кротком правлении город быстро расширялся. В нем появились величественные здания, дворцы, сооружены мощные укрепления. Царь Тирский прислал послов к Давиду, а с ними кедровые деревья, плотников и каменщиков для того, чтобы они построили дом царю Давиду. И жил царь Давид в своем кедровом доме с семейством своим: шестью женами, сыновьями и дочерьми, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов. И взял Давид себе еще жен и наложниц из Иерусалима, и родилось от них одиннадцать сыновей, и среди них – будущий царь Израиля и Иудеи – мудрый и миролюбивый Соломон. И понял Давид, что Господь утвердил его царем и возвысил его царство ради Своего народа; и молился и пел Господу своему с радостью и веселием сердца своего: «Господь – крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнею моею. Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал врагам моим восторжествовать надо мною. Господь – крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их вовеки! Да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! Буду славить Тебя вечно. Пойте Господу святые Его, славьте память святыни Его» (Псал. 27, ст. 7-9; Псал. 29, ст. 5, 13).
   И решил Давид перенести ковчег Божий, на котором написано имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах, в свой город Давидов. И поставили ковчег Божий на новую колесницу и тридцать тысяч израильтян сопровождали его. А Давид и другие мужи играли пред Господом на разных музыкальных инструментах: на цитрах и на псалтирях, и на тимпанах, и на кимвалах с восклицаниями и трубными звуками.
   С особым религиозным торжеством и веселием переносили Ковчег Завета в новый город. Давид через каждые шесть шагов приносил в жертву тельца и овна. Он скакал и плясал перед Господом, и все радостно восклицали и играли на трубах. Когда ковчег Господень принесли в город Давидов в новую скинию, которую устроил Давид, то он принес всесожжения перед Господом и мирные жертвы, и благословил народ именем Господа Саваофа. И прежде чем отпустить всех по домам, Давид накормил каждого из мужчин и женщин хлебом, куском жареного мяса и по одной лепешке в дорогу.
   По возвращении Давида с торжества, жена его, Мелхола, наблюдавшая из окна всю процессию, вышла навстречу ему и упрекала Давида в уничижении перед народом: за то, что он плясал и скакал, пел и играл перед глазами рабынь и рабов его, как какой-нибудь пустой человек. И ответил Давид: «Да, да, перед Господом всегда играть и плясать буду и еще больше уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих перед служанками и рабынями, и буду славен» (2 Цар. 6, ст. 22). С этого времени Иерусалим стал царской столицей, градом Божием, городом Великого Царя, в который стекалось сотни тысяч израильтян со всех концов страны для отправления своих ежегодных праздников; и народонаселение города, его богатство и слава быстро распространялись по другим странам.
   И возымел желание Давид построить величественный Храм Господу вместо Скинии, переносившейся с места на место, так как мысль, что он, Давид, живет в кедровом доме, а Ковчег Божий находится под шатром, мучила его. В это время пророку Нафану было видение, в котором Господь так ответил Давиду: «Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля, и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле… Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцем, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; Но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит на веки» (2 Цар. 7, ст. 8-9, 12-16). И пересказал пророк Нафан все эти слова Господа Давиду, и пошел царь Давид, представ пред лицем Господа со словами: «Кто я, Господи мой, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил! И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. Это уже по человечески, Господи мой, Господи! Что еще может сказать Тебе Давид? По всему велик Ты, Господи мой, Господи! Ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами» (2 Цар. 7, ст. 18-20, 22). Теперь Давид знал, что Господь все устроит, и сердце его было готово, и Давид благодарно молился Богу: «…Господи мой, Господи! Ты Бог, и слова Твои непреложны, и Ты возвестил рабу Твоему такое благо! И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтобы он был вечно пред лицем Твоим; ибо Ты, Господи мой, Господи, возвестил это, и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным во веки» (2 Цар. 7, ст. 28-29).
   И придут времена, когда закончатся все войны, и наступит мирное время в пору царствования Соломона, сына Давида, которым и будет построен за семь лет Храм Господу по всем чертежам и планам, разработанными его отцом, и все сокровища, собранные Давидом во время бесконечных войн, будут украшать Храм Божий.
   Но пока войны не прекращались. И Давид везде наносил врагам великое поражение. Все народы: Филистимляне, Моавитяне, Сирийцы, Аммонитяне и многие другие стали рабами Давида, платящими ему дань. А золото, серебро, медь и изделия из них, приобретенные от покоренных народов, Давид посвятил Господу. И хранил Господь Давида везде, куда он ни ходил. И царствовал Давид над всем Израилем, и правление его было мудрым и справедливым. Вот главные начальники у него: Иоав – начальник и предводитель его войска, Иосафат – дееписатель, Садок и Ахимелех – священники, Серайя – писец, и сыновья Давида – первые при дворе Давида.
   Иоав – начальник всех войск Давида в новых сражениях разбил Моавитян и Сирийцев. Он был мужественным и твердо стоял за народ и за город Бога Израилева, за царя Давида. И побежденные цари вынуждены были заключить мир с Израилем и покориться ему.
   Успокоившись от всех врагов, Давид решил узнать, кто остался в живых из дома Саулова, чтобы оказать милость Божию ради Ионафана, которого очень любил, и с которым был заключен завет между домом Саула и домом Давида. Оказалось, что сын Ионафана, Мемфивосфей, хромой на обе ноги, жив. И послал царь за ним. Когда пришел Мемфивосфей к Давиду и пал на колени, Давид успокоил его и сказал, чтобы не боялся ничего, и ради отца его Ионафана, он возвращает ему все поля Саула, а сам Мемфивосфей всегда будет есть за царским столом. Мемфивосфей низко поклонился царю и сказал, что он раб, мертвый пес, почему же он удостоился такой милости? Давид рассказал ему о завете с его отцом. И с тех пор слуги Саула со своими большими семействами обрабатывали всю землю Мемфивосфея, доставляя ему плоды и хлеб с его полей. А сам Мемфивосфей ел за столом Давида, как один из сыновей царя и жил постоянно в Иерусалиме.



Незарегистрированным читателям Прозы.ру предлагаю пройтись по ссылкам, чтобы прочитать произведение полностью:

Поэма "Возлюбленный". Предисловие http://www.proza.ru/2010/01/06/1367
Поэма "Возлюбленный". Глава первая http://www.proza.ru/2009/07/20/627
Поэма "Возлюбленный". Глава вторая http://www.proza.ru/2009/07/27/512
Поэма "Возлюбленный". Глава третья http://www.proza.ru/2009/08/03/576