Оспанжан Маутбаев - написанные рецензии

Рецензия на «Царь и Пёс» (Сергей Алхутов)

Сергей Алхутов. "Царь и Пёс"
http://my-works.org/rux/modules/mylinks/singlelink.php?cid=7&lid=3
Описание:

История, рассказанная С. Алхутовым, могла случиться во время оно, а могла и не случиться: этот вопрос автор для себя оставляет открытым, а читателю предлагает поднапрячь свою эрудицию. Очевидно, это не главное, о чем хотел рассказать автор.
Эта история про Будду. Но, вместе с тем, вначале повести вкратце дается представление о его современниках (?), известных в истории под именами Александра Македонского (очевидно, Царя) и Диогена (Пса т.е.). Зачем С. Алхутов это сделал - тоже вопрос, как бы ненароком оставленный автором без определенного решения. Хотя всем известна дошедшая до наших времен знаменитая реплика Царя, что, мол, не будь он Царем - он хотел бы быть Псом. Тем более знаменательна реплика, о которой история умалчивала до того момента, пока о ней не вспомнил С. Алхутов в своей повести. "Меняемся!" - возгласил (по версии автора) Пёс, когда ему с Царем пришлось разделить одну блудницу на двоих, совокупившись с ней одновременно, кто спереди, кто сзади. После т.н. Царь (т.е. А. Македонский) будет покорять и разорять города-блудницы и дойдет в этом своем порыве до берегов Инда.
Но, повторимся, изложенная автором история - про Будду. Но почему? уж не является ли он и царем и псом? - это, как увидит читатель, тоже вопрос тот еще. Мы же при этом отметим изумительные интеллектуальные пассажи, которыми писатель потчует читателя, стремясь расположить его к своим потугам добрести до истины в дебрях Всемирной Истории. Т.е. до смысла и дней нынешних.
Сергей Алхутов - один из немногих высокоинтеллектуальных современных писателей, а "Царь и Пёс" - одно из лучших творений современной литературы.

(с) Даурен Жамбайбеков, 21.09.2004
http://www.stihi.ru/author.html?kazakh

>Во, блин, что значит гений (я про тебя, конечно). Ты расставил акценты в моём романе так, как ещё никто не расставлял. И я, соответственно, открыл для себя новые глубины в собственном творении.
Спасибо, однако:)))))))
Алхутов

Оспанжан Маутбаев   23.09.2004 08:44     Заявить о нарушении
>>Да лан тебе заливать, Сергей :)
На самом деле я ни фига не сказал, просто многозначительно намекнул на, быть может, незначительное. Ни словом не упомянул про "сдаться Единому" и "пора остановица на ночлег". Не сказал ничего и про Будду, в чем там сыр-бор-то, кроме ничегонеговорящего "Эта история про Будду", хотя и обронился про всемирную "Историю" (и что за страсть писать слова когда со строчной, а когда и с прописной букв??). Не подчеркнул, что каверзное "Меняемся!" осмелится высказать царю и Кратет, бывший философ, потомок древнейшего рода фиванцев ("можешь восстановить Фивы, но где окажуца фиванцы?"). А почему также не упомянул про обещание Диогеном-псом царского подарка целомудренным городам-блудницам? или он не им обещал??..
Словом, экспромт и есть экспромт. Я, скажу как на духу, изначально планировал всё же написать солидную статью про Царя и Пса, изложив в ней ВСЁ, что приходится о нем думать иному читателю. Но, как Валак, обещнулся хулить, да после нечто взяло за шкирку и заставило хвалить, благо, что хоть
кратко - в виде затрапезной аннотации :)
Так что довольствуйся только этим!
И, повторюсь, брось заливать :)
Право, как говорил один мнящий себя умником: "Некоторые вещи проще понять, чем объяснить".

Даурен
23.09.2004

Оспанжан Маутбаев   23.09.2004 08:55   Заявить о нарушении
(с) Даурен Жамбайбеков трансцедентно сместил акценты и аналитически выявил синкретическую амбивалентную мистическую тенденцию в подаче историко-теологического материала Алхутовым в его романе.
Мне остается лишь добавить, что роман ожидает еще немало парадоксальных прочтений, реплицирующих семантическое поле, первоначально засеянное интеллектом автора.

Котовский   24.09.2004 12:49   Заявить о нарушении
Гы, Даур:))) Мы никогда ничего не говорим - всегда только намекаем. Любой знаток семиотики тебе это скажет: знак - всегда намёк, слово - всегда знак, значит... гм, простейшая фигура силлогизма. Но превратить банальную групповуху в Ритуальный Половой Акт... даже не так, увеличу означенную тобой страсть писать то с малой, а то и с большой буквы: РИтуальный ПОловой АКт!!! - это круто! Для этого надо быть Читателем... даже, пожалуй, ЧИтателем с двух больших букв ЧИ!!!

С уважением,

Сергей Алхутов   24.09.2004 12:49   Заявить о нарушении
Ладно, ребята, смейтесь, смейтесь.
Котовский, это ведь и трезвому не выговорить, не то что уразуметь попытаться.
Сергей, а твоя семиотика - полная фигня (Пёс бы так сказал, сам знаешь). АПчхи да и только.
Короче, спасибо вам за отклики и... смейтесь дальше :=))

Даурен

Оспанжан Маутбаев   25.09.2004 10:48   Заявить о нарушении
Даурен, прости!
Проспался и вижу: в самом деле невразумительно.
С искренним восхищением обоями... тьфу! обоИми,
Котовский

Котовский   25.09.2004 16:50   Заявить о нарушении
С искреннЯм восхищениЯм:)))

Сергей Алхутов   28.09.2004 11:33   Заявить о нарушении
да всё ок, Котовский :)
спасибо

Оспанжан Маутбаев   01.10.2004 12:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вездеездовские» (Сергей Алхутов)

Любезный друг, взгляни на вот такое:
http://www.proza.ru:8004/cgi-bin/board.pl?day=28&month=02&year=2004&topic=&list=&rec_writer=ospan
Ты ведь знаешь, чтО значит для меня твое мнение :)
Заранее благодарен.

Даурен

Оспанжан Маутбаев   03.03.2004 07:50     Заявить о нарушении
Читаю. К сожалению, вникать нет времени, но любопытна сама методика исследования структуры текста.

Сергей Алхутов   04.03.2004 15:31   Заявить о нарушении
Надеюсь, у тебя будет чтО сказать по прочтении, как вникнешь. И таки выскажешься :)
Жду.

Оспанжан Маутбаев   05.03.2004 08:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Обречённый» (Бубон Константин Владимирович)

Приветствую, Сайгё!
Пишет Даурен, если помните такого.
Я так затянул с исполнением обещания, что дальше медлить – бесстыдству подобно;)

Итак, что мы имеем?
На первый взгляд, всё вроде просто до неброской нелепости. Киллер Трофим, вынужденный удирать «хоть к черту на кулички», спасая шкуру от себе подобных тварей, попадает (воистину, в радиусе мест, не столь отдаленных и, как оказывается, не столь же обделенных) в близлежащий лес, где для него заготовлена богоугодная обитель, в ней – келья («третья справа по коридору»), а в ней – тривиальное чтиво (дневник) как бы в пищу для ума на период ВЫНУЖДЕННОГО ЕГО ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЯ ЗДЕСЬ. В последующие три дня с ним случаются событийные фантасмагории (в т.ч. полувещие сны делирийного характера) на почве слепо нагнетаемого ощущения загнанности, поиски и установление (не без помощи вышеупомянутого дневника) истинного искателя его души – послушника Илии, наконец убийство последнего и, по сути, самоубийство (ибо рикошетом от собственной пули) киллера. Вот и весь сюжет.
Казалось бы, что тут такого?.. необычного, скажем?..

Но в том и соль, что в мерное повествование Автор как бы непреднамеренно, но в полном соответствии со складывающимся духом описываемого «роняет» «вкладыши», которые можно смело констатировать как явные (о неявных – разговор пойдет после) авторские намеки на, как минимум, две версии более точного понимания-прочтения повести, простоватый сюжет которой («герой известен, и не нов предмет») кажется таковым лишь на самый первый, не самый цепкий взгляд. Для удобства обозначим эти две версии двумя ЛИНИЯМИ повести.

Приведу сперва вкладыши линии 1 (к сожалению, без выдержек-цитат мне обойтись никак не сможется, ибо суть будет неоправданно утеряна).

* «Трофим гудками остановил встречного мужичка на старенькой бежевой "Тойоте", кряхтящей под целым стогом свежескошенной травы, и натужился в наилюбезнейшей улыбке.
- ОТЕЦ, доеду я по этой дороге до ВОСКРЕСЕНСКА?
- А как же, на таком-то танке, да хоть на Северный полюс. Правда, здесь почти никто давно уже не ездит. Дорога плохая, да и незачем, добраться можно и по железке, а так доедете, отчего же не доехать. Я вон с Ванькой в прошлый год…
- Спасибо, отец, благодарю покорно. – Трофим спешил распрощаться со словоохотливым аборигеном. Плохо, что тот запомнит приметную машину, но куда денешься… НЕ "МОЧИТЬ" ЖЕ ТЕПЕРЬ КАЖДОГО, КОМУ ВЫПАЛО СОМНИТЕЛЬНОЕ СЧАСТЬЕ ВСТРЕТИТЬ НА ПУТИ ПРОКАЖЕННОГО.»
(Это воистину триггер, то бишь удочка на замысловатого читателя.)

* «Возвращаться назад – безумие. Собственно говоря, сейчас он находится НА ОТРЕЗКЕ ДОРОГИ МЕЖДУ ДВУМЯ ГОРОДАМИ, который гарантированно блокирован с обеих сторон. Безразлично, кто является непосредственным исполнителем – люди хозяев или наёмные менты, исход ясен... ОТСИДЕТЬСЯ БЫ ГДЕ-НИБУДЬ!»

* « "ВЕСЁЛЕНЬКОЕ МЕСТЕЧКО. Я ПОСЕЛИЛ БЫ ТУТ СВОИХ ПОСЛЕДНИХ НАНИМАТЕЛЕЙ. Конечно, им бы здесь не понравилось, зато были бы в полной гармонии с окружающим ландшафтом", – Трофим горько усмехнулся. По всему выходило, что жить здесь предстоит ему самому. »

* «Трофим резковато, с нервом, толкнул третью по счёту и ткнул внутрь лучом фонарика, как рапирой. Пусто, пенал без карандашей, коробка без спичек, но с окошком. В детстве он с удовольствием держал в таких коробках чёрных садовых жуков. Те смешно скребли твёрдыми лапками картонные стенки В ПОИСКАХ СПАСИТЕЛЬНОГО ВЫХОДА.»

* «Только закончится эта бодяга – и на Пхукет, или, ещё лучше, в Тайланд. Там не то что нервы, там вообще всё встанет на место, как положено. Тропики, тёплое море – РАЙ.»

* «Покопавшись в себе, он пришёл к выводу, что испытанные им ощущения находились на среднем участке шкалы, а своей силой они обязаны ЗАТЯНУВШЕЙСЯ ПЕТЛЕ неудач. В его положении и не такой молодец головёнкой послабеет.»

* «Перед вечерней трапезой я подошёл к Учителю И СПРОСИЛ ЕГО, ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ МЕСТЬ И ДОЛЖЕН ЛИ Я ОТОМСТИТЬ ЧЕЛОВЕКУ ЗА СОВЕРШЕННОЕ ИМ ЗЛО. Святой долго смотрел на меня, после вздохнул и сказал, чтобы я вернулся к нему после общей трапезы, поскольку затронутая мною тема столь важна и глубока, что он не может оставить меня без своего духовного окормления.»

* «Голос лился со всех сторон, отражаясь от всех стен и нисходя с потолка. Он набирал силу и страсть, будто кто-то невидимый, переполняясь непонятной кипучей радостью, был уже готов кинуться в пляс, запеть… Или завыть.
- Скажи, что ты чувствуешь, Вельзевул? Доступны ли тебе наши чувства? Неужели ты не можешь радоваться возвращению? А я рад, Боже, как я рад! КАКОЙ ДОЛГИЙ ПУТЬ, И ВОТ ТЕПЕРЬ ТЫ СВОДИШЬ ВСЕ ПУТИ В ОДИН СОВЕРШЕННЫЙ БОЖЕСТВЕННЫЙ КРУГ! ГОСПОДЬ, КАКОЙ Я БЕЗУМЕЦ, КАК Я МОГ НЕ ВИДЕТЬ ВСЕГО СОВЕРШЕНСТВА ПРОМЫСЛА ТВОЕГО! О-о-о!»

* «КРЕСТ стоял в изголовии старой провалившейся могилы, в ногах которой лежал длинный плоский КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ И ПОСЛУЖИЛ ТРАМПЛИНОМ ДЛЯ ПОСЛЕДНЕГО ТРОФИМОВА "ПОЛЁТА".»

* «Ну а могильный КРЕСТ, который так напугал, да ещё ПОСЛУЖИЛ МЕСТОМ БОЛЕЗНЕННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ЕГО БУЙНОЙ ГОЛОВУШКИ – ТАК ЭТО ПРОСТО НАДО СХОДИТЬ И ПОСМОТРЕТЬ.»

* «Он окинул нас взглядом и внятно произнёс: "Аспид… Милость Господа…". После этого он вновь потерял сознание и через несколько минут скончался…
Смысл Его слов глубок, он объемлет тайные знания и ПРОНИКАЕТ В СУТЬ ВЕЩЕЙ. БОГ МИЛОСТИВ КО ВСЕМ, ДАЖЕ К АСПИДУ ПОЛЗУЧЕМУ, И НИ ОТ КОГО НЕ ОТВРАЩАЕТ ЛИКА СВОЕГО. Эта Истина была в Его словах и с ней на устах Он отошёл в мир иной, служить Господу у престола Его".
- На повышение двинул, поближе к начальству. – Хмыкнул Трофим.
"Мы похоронили Святого за часовней И ОТМЕТИЛИ МОГИЛУ ПРОСТЫМ ДЕРЕВЯННЫМ КРЕСТОМ.»

* «Трофим поморщился, мысли о своём незнакомом предшественнике были неприятны ему.
"Благодарю Тебя, Господи! Какой жгучий стыд, как я, ничтожный червь, мог усомниться в совершенстве промысла Твоего! Не далее, чем вчера вечером МНЕ БЫЛО ЯВЛЕНО НЕОСПОРИМОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВЕЧНОСТИ ПОСТУЛАТА О ТОМ, ЧТО ДЛЯ ВЕРУЮЩЕГО И ПРЕБЫВАЮЩЕГО В СВЕТЕ ТВОЕМ ЛЕГКА ВСЯКАЯ ДОРОГА И ПОСИЛЬНЫ ВСЕ ТЯГОТЫ ПУТИ. Мне стало достоверно известно, кто является искомым Объектом. Я узнал об этом безо всякого труда и без усилия с моей стороны.
Я вижу в этом наилучшее доказательство, что всё находится в руках Божиих, и ничто не происходит по воле человеческой и без соизволения Его. Я ОТПРАВЛЮСЬ ВСЛЕД ОБЪЕКТУ И ДА СБУДЕТСЯ ПРЕДНАЧЕРТАННОЕ".»

* «Неожиданно родилась идея, нелепая ввиду своей очевидности – он заблудился. В ПОГОНЕ ЗА УБЕГАЮЩИМ СВЕТОМ ОН СОВСЕМ НЕ СЛЕДИЛ ЗА ДОРОГОЙ И ТЕПЕРЬ ОБРЕЧЁН ночевать в лесу, да и утром придётся попотеть, чтобы выйти обратно к жилью и машине. НЕ СТОИЛО ДАЖЕ ДВИГАТЬСЯ КУДА-ЛИБО, всё равно неизвестно куда идти. Только увеличивалась опасность забрести совсем уже к чёрту на кулички, откуда выход искать будет особенно муторно.»

* «ЗА ЭТО ВРЕМЯ ОН ТЩАТЕЛЬНО, с дотошностью профессора анатомии, ИЗУЧИЛ ПРОХОЖДЕНИЕ ОБРЕЧЁННЫМ КАЖДОЙ ИЗ СТАДИЙ. Сначала "пациент" нанял и профессионально расставил охрану, тогда его загородная резиденция представляла собой шедевр сверхновых охранных технологий. О немедленном исполнении поручения лучше было не думать, чтобы не сбивать общий боевой настрой.»

* «Я ОХОТНИК, А ТЫ - ДИЧЬ, я – твой судья и твой палач. Знай это.
- Для начала сильно. Будешь бить меня кадилом по голове, или продолжишь полночные страшилки до полного моего окоченения, а, святой отец?
- Не юродствуй, поганый. Долгие годы понадобились мне, чтобы дождаться этого дня. ГОСПОДЬ МУДР И ВСЕМОГУЩ, ЛИШЬ ТОЛЬКО ЕГО ВОЛЯ МОГЛА СВЕСТИ ВСЕ НИТИ, ПЕРЕСЕКАЯ ИХ В ОДНОМ МЕСТЕ И В ОДНОМ ВРЕМЕНИ.»

* «- Ты глуп, Сатана. Я ОБРАЩАЮСЬ НЕ К НЕСЧАСТНОМУ БЕЗУМЦУ, ИЗ ГОРДЫНИ ИЛИ ПО НЕВЕДЕНИЮ ДОБРОВОЛЬНО ОТРИНУВШЕМУ ДАННОЕ ЕМУ ПРИ КРЕЩЕНИИ ХРИСТИАНСКОЕ ИМЯ. Я ОБРАЩАЮСЬ К ДУХУ, ВЛАДЕЮЩЕМУ ЕГО ДУШОЙ. Пришла пора возвращаться назад, в геенну, и предстать перед своим нечистым создателем. Ты – демон, и я, по наитию Божьему, укажу тебе путь обратно в преисподнюю. – Монах тяжело, со свистом дышал.»

* «Возможно, он был конкретным психом, этот апостол собственной веры. Возможно. А МОЖЕТ БЫТЬ, И НЕТ.»

В целом, как нетрудно заметить, основная мысль данной линии повести сводится к известной истине: «Неисповедимы пути Господни». При этом интересно, как Автор именует кандидата №1 на роль Обреченного (Трофима) «беглым ганмэном», помимо прочего, отсылая нас сразу к двум английским словам: gun – оружие, gone – причастие от слова «идти», «уйти». В другом месте кандидат №2 на ту же роль (Илия) обзывает предыдущего «интеллектуалом».
Уместно при этом привести (дабы зафиксировать в умах) вот что из данных Библейской Энциклопедии:
«Трофим (вскормленный, питомец) (Деян. ХХ, 4) – один из спутников святого апостола Павла во время третьего его апостольского путешествия, не оставлявший его и в самых узах в Риме. Он принадлежал к числу 70 апостолов и был родом из Ефеса. Неверующие Иудеи видели его с апостолом Павлом в Иерусалиме и, предполагая, что Трофим ввел его в храм, подняли против него возмущение, кончившееся оковами и темничным заключением апостола. Во 2-м послании к Тимофею (IV, 20) говорится, что апостол оставил Трофима больным; НО НЕИЗВЕСТНО, ЧЕМ КОНЧИЛАСЬ ЕГО БОЛЕЗНЬ. По преданию видно, что он принял мученическую смерть ПРИ РИМСКОМ ИМПЕРАТОРЕ НЕРОНЕ. Память его празднуется св. Церковью 4 ЯНВАРЯ и 15 АПРЕЛЯ.»
Вопрос об уместности подобных аналогий позволю себе оставить пока вполне открытым)
Досье на Илию, кстати, тоже содержится в Библейской Энциклопедии, куда всем желающим полюбопытствовать предлагаю пройтись самостоятельно, тем же манером строя свои аналогии.

Вот вкладыши по линии 2.

* «Болото закончилось, и на машину сразу надвинулся лес, совсем уже тёмный и недружелюбный. СВЕТ МОЩНЫХ ФАР ВЫРЫВАЛ ИЗ ПОДСТУПАЮЩЕГО МРАКА то древний, почти мёртвый дуб, ТО ИЗЛОМАННУЮ НЕИЗВЕСТНО КЕМ ЕЛЬ, то голый остов старой лиственницы, ДРЕВЕСНЫЙ СКЕЛЕТ, украшенный чёрной бесформенной кляксой – то ли филин, то ли присевший отдохнуть на ночь ворон. ПЯТНО МЕТНУЛОСЬ в сторону и с истошным воплем вырвалось из узкой светлой полосы, сразу слившись с ночью, как капля вливается в океан.»

* «Разлапистые ветви хлестали по лобовому стеклу, и путник не раз вздрагивал – в кленовой или осиновой ветке ему чудилась бледная человеческая ладонь.»

* «Пришелец погладил в кармане влажную рубчатую рукоять. Это был совершенно особенный "ствол". Не то, чтобы Трофим как-то специально выделял оружие системы Макарова, просто вся невезуха последнего времени, всё гадкое, что происходило с ним, каким-то странным образом началось именно с этого пистолета.
Он купил себе "Макарова" в Приморске ОКОЛО МЕСЯЦА НАЗАД не под какой-то конкретный заказ, а просто, в арсенал, чтобы постоянно иметь под рукой дешёвую "не засвеченную пушку", которую не жалко при случае бросить…
НО ДАЛЬШЕ ВСЁ ПОШЛО НА ПЕРЕКОС.»

* «Собаки, вокруг дома, скорее всего, просто шныряют одичавшие бездомные собаки, по привычке тянущиеся к человеческому жилью. ОТ ЭТОЙ МЫСЛИ ТРОФИМА ВДРУГ ПРОДРАЛ ЖЕСТОКИЙ МОКРЫЙ ХОЛОД. Не далее, чем позавчера в худенькой городской газетёнке он прочитал заметку о том, как в пригородной лесополосе собаки зарезали пожилую семейную пару, возвращавшуюся поздно с дачи.
Журналист, в кои-то веки дорвавшийся до относительной сенсации, сыпал метафорами, живописуя отчаяние убитой горем семьи и выдавал расплодившихся собак за знак современности, в которой никто никому не нужен, и даже близкие друзья забыты и превращаются в отчаянных убийц.
Из статьи следовало, что в середине весны (ТРОФИМА В ГОРОДЕ ЕЩЁ НЕ БЫЛО) из черты населённого пункта и окрестных деревень начался массовый исход крыс. Горожане никогда раньше не могли подозревать, что вокруг них многие годы находилось СТОЛЬКО живности. Сельские жители были даже рады, но за маленькими серыми пиратами последовали все-все домашние кошки, от бесшабашных уличных бродяг до изнеженного пушистого комнатного Барсика, пропажу которого оплакивал сам журналист.
Город, удивлённый, но не испуганный, ринулся за объяснениями к яйцеголовым профессорам местного сельскохозяйственного института. Пока те ломали головы над свалившейся им на головы проблемой, настал черёд собак. Обрывая поводки и перегрызая верёвки, Тобики и Жучки устремились на волю. За ними почему-то последовали плохо привязанные телята. ВОТ В ЭТОТ-ТО ПЕРИОД ВРЕМЕНИ К ГРАНИЦАМ УЖЕ ПОДЪЕЗЖАЛ ТРОФИМ. Он вспомнил, что застал двух старых пыльных псов, медленно трусивших вдоль асфальтового шоссе. Вероятно, это были представители отстающего арьергарда, поскольку все молодые и сильные уже ушли далеко вперёд.
Почесав в затылке, профессора выдали заключение, что перечисленные в запросе животные поселились, мол, в окрестных лесах и образовали квазиэкологическую систему, в которой крысы питались чем придётся, кошки питались крысами, собаки питались, в зависимости от размера, одни крысами, другие кошками. Телята исчезли неизвестно куда, в связи с чем местное отделение академии наук убедительно просило граждан и организации не обращаться более за разъяснениями, поскольку современная наука не имеет ни малейшей возможности по отысканию пропавших телят.
ТРОФИМ, ПРОЧИТАВ ЭТУ ПРОСТРАННУЮ ЗАМЕТКУ, ДОЛГО СМЕЯЛСЯ. Ему пришло в голову что, будь он собакой, ни за что не стал бы жить в одном городе с Клещом и прочими. Это людям нужны кухни и сортиры, автобусы и кинотеатры, ради наличия которых они готовы терпеть рядом всё это дерьмо. А собакам что – они потерпели-потерпели, да и начхали на всех. Живите, мол, дальше как желаете, а мы вольные, мы в этом не участвуем.
ПРОСМАКОВАВ ЭТУ НОВУЮ ИДЕЮ, он пошарил под подушкой и вытащил наружу виски и маленький пакетик сухих солёных галет. Не то, чтобы ему хотелось есть или выпить, просто нечего было делать, а выпивка – это такое занятие, которое, в сущности, ничем не лучше и не хуже других подобных, но гораздо быстрее и проще убивает кажущееся бессмертным время.»
(Запоздалый контр-триггер.)

* «Я ПОПРОСИЛ УЧИТЕЛЯ ОБЪЯСНИТЬ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДУХОМ ТАКЖЕ И ЛЮПУС, ИЛИ ОДНИ ТОЛЬКО МЫ. Конечно же, да, такой ответ был мне дан. Только люди суть духи по соответствию Свету и Разуму Божьему, А ПРОЧИЕ ТВАРИ ЗЕМНЫЕ, которые сотворены и благословлены Богом для бытия в нашем мире по соответствию СУТЬ ЧУВСТВА ЕГО".»

* «Трофим поднял глаза. Самым краешком своего бокового зрения он успел уловить едва заметное шевеление в кустах на краю поляны. СОБАЧКА ЯВИЛАСЬ, ЯВИЛАСЬ – НЕ ЗАПЫЛИЛАСЬ. НУ, ТВАРЬ ПРИРОДНАЯ, поймать бы тебя да голову отвернуть, чтобы ночами не выла. Невидимое за кустами существо тотчас прекратило возиться, как будто прочитало устремлённые на него агрессивные мысли. Ну что же, вот так-то, знай своё место.»

* «Подниматься с постели было неохота, ноги, казалось, наполняла тёплая потеющая вата. Неужели именно так начинает слабеть воля к сопротивлению? СОПРОТИВЛЕНИЮ ЧЕМУ? СОБАЧЬЕМУ ВОЮ и невесть откуда берущимся дохлым шлюхам? Злость, нужна была злость, и она не оставила свой давний верный живой инструмент.»

* «Солнечный свет имеет свойство бесследно изгонять ночные химеры. Голоса в пустом доме – чушь, ВОЛЧИЙ ВОЙ – БЛАЖЬ, никакая мёртвая сирена на углу не сидит. Осталась правда безвозвратно испорченная одежда, да на втором этаже наверняка продолжает висеть окоченевший труп мохнатого бедняги, А ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ – ПОЛНАЯ МУРА.»

* «Просто в окружающей "зелёнке" пряталась как минимум одна пара заинтересованных глаз. Они всё равно уже знают, что "клиент" вооружён, ТАК ПУСТЬ ЭТОТ ФАКТ И КАПАЕТ ИМ НА МОЗГИ ПОСТОЯННО, раз уж они брезгуют изводить его простыми и надёжными способами, а всё кружат в поисках чего-то экзотического или понятного им одним.»

* «Видения всегда индивидуальны, поскольку вызваны в первую очередь искажённым сознанием самого пострадавшего.
Трофим отбросил бутылку, теперь огненная вода сгодится разве что для разжигания очага. Раскладывая скудные яства сухого пайка, он напряжённо рассчитывал момент, когда снадобье из чьего-то кармана перекочевало в его выпивку. Итак, в первую ночь на этой стоянке перед сном он употребил намного больше, чем за всю следующую, но спал, как младенец. То есть, был волчий вой, но это было до того, как он откупорил бутылку. СТОП, ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ, ЧТО ВОЙ БЫЛ НА САМОМ ДЕЛЕ. Хорошо, есть уже первые выводы, хотя и мелкие, но всё-таки это больше, чем ничего…
Далее, во вторую ночёвку он пригубил бутылку уже прямо перед тем, как лечь вечером, причём совсем немножко, а после этого как раз пошёл весь "расколбас" со снами и общением с неупокоенными духами. ВОТ ЗДЕСЬ УЖЕ СЛЕДУЕТ РАЗДЕЛИТЬ ПРАВДУ И БРЕД И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПЕРЕПУТАТЬ "КИСЛОЕ С ПРЕСНЫМ".»

* «"Святая и безгрешная жизнь в нашем доме преподала мне новый урок смирения и послушания воле Божией. Сегодня ко мне в келью вошёл брат Леонтий, он много печалился о моих утратах и предложил вместе помолиться за упокой дорогих моему сердцу людей, преставившихся до срока.
Признаться, я недолюбливал брата Леонтия, но теперь понял, что всему виной его неблагообразная внешность и устыдился. ВСЁ ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ЛЕВЫЙ ГЛАЗ У НЕГО СИЛЬНО КОСИТ, А ВЕКО ПОКРЫТО БЕЗОБРАЗНЫМ НАРОСТОМ. Однако, видя как он сочувствует моей потере, я был весьма растроган И ДАЖЕ ПОКАЗАЛ ЕМУ ПОРТРЕТ БЕДНОЙ МОЕЙ ОЛЕНЬКИ.
Брат Леонтий произнёс много утешительных слов, и, хотя он не мастер говорить, это сильно укрепило мой дух и веру в людей".
Хорошо, хорошо, Божья корова, давай дальше.»

* «Когда меня снова вызвали на комиссию, я, сдерживая стыд, отрёкся от своей Веры и сказал, что нет иного учения кроме марксизма и Ленин пророк его. Главврач грустно усмехнулся и сделал какую-то пометку в своём толстом синем блокноте. Никто больше не задавал мне никаких вопросов, и они не заметили, что в кармане своего больничного халата я сложил пальцы в дьявольский шиш – нелепый символ всякой лжи.»

* «Если бы неведомые обитатели этого леса хотели его просто убить, они могли бы сделать это почти в каждую секунду на протяжении вот уже более, чем двух суток. Если бы они мечтали взять его в плен и подвергнуть, скажем, вивисекции, как того пса, никто не мешал им сделать это в течение всей предыдущей ночи. НЕТ, ВРАГ ХОТЕЛ ЧЕГО-ТО СОВСЕМ ДРУГОГО.»

* «Движения его были резкими, порывистыми и угловатыми, как у марионетки в руках неумелого кукловода.»

* «Он будет вспоминать свой лесной бег и смеяться во весь голос, потому что в жизни он ещё не совершал ничего более глупого и опасного, но всё кончилось благополучно. Там он вспомнит всё, что знает о шаровых молниях, этом странном чуде, о котором ничего не известно даже яйцеголовым физикам и лирикам. ОН ОСТАНЕТСЯ ЖИВ И ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ПОКИНЕТ СВОЁ ДОБРОВОЛЬНОЕ ЗАТОЧЕНИЕ. Всё будет хорошо, ох, как всё будет хорошо.
Вой. Он сорвался внезапно и ввинтился в уши, как ржавый кривой винт, разрывая перепонки и выскабливая мозг. Этот звук был очень далёким и в то же время он был очень отчётливо слышен, как будто предназначался для одних единственных ушей во всём этом пустом влажном лесу. Страшен голос, которому доступен всего лишь этот простой звук, но который может передать им всё, что ему дано ощущать, и одиночество, и тоску, И ПОЛНУЮ БЕЗЫСХОДНУЮ ОБРЕЧЕННОСТЬ.»

* «Никто не захочет рисковать получением потенциально дисквалифицирующих травм в борьбе с голодным отчаянным волком, КОГДА МОЖНО ПОТРЕПАТЬ САЛЬЦЕ НА ПУЗЕ У ЖИРНОГО КРОЛИКА. Это – непреложное правило естественного отбора. По Дарвину.»

* «Такое чувство знакомо каждому по кошмарным снам, когда бежишь от ужаса со всех ног, но всё равно у тебя получается недостаточно быстро или ты просто стоишь на месте, а враг настигает, И ВОТ УЖЕ ЧУВСТВУЕТСЯ ЕГО ЗЛОВОННОЕ ПЛОТОЯДНОЕ ДЫХАНИЕ. В такой момент страх проникает внутрь и сидит, как притупившаяся стрела, которая утратила остроту внутри раны, но негодность орудия уже не уменьшает причиняемой им боли.»

* «Смертельно надоело гоняться за бесплотными и неуловимыми химерами, часть из которых могла быть только плодом воображения, другая же часть – была такой осязаемой, что ничего более материального, пожалуй, невозможно и отыскать.»

* «Воздух становился свежее, приближался период предрассветной прозрачной И ПРИЗРАЧНОЙ СЕРОСТИ – ПРЕСЛОВУТЫЙ ЧАС ВОЛКА, когда порядочному человеку лучше всего спать, полагаясь на добросовестную охрану внешнего периметра.»

* «Этим объясняется тот факт, что все чудеса, которые ты назвал, если мне не изменяет память, то ли проверкой рефлексов, ТО ЛИ НА ВШИВОСТЬ, НАЧАЛИСЬ НЕ В ПЕРВУЮ, А ТОЛЬКО НА ВТОРУЮ НОЧЬ.
Порассуждав ещё немного, я пришёл к выводу, что человек, СПОСОБНЫЙ НОЧЬЮ ПРОЙТИ ВОСЕМЬ КИЛОМЕТРОВ ПО БОЛОТАМ, не просто знает округу. Он здесь жил раньше, и часто наведывался потом.»

* «В гаснущих глазах стыло безнадёжное тоскливое изумление. Перед ним стояла загадка, последняя загадка, которую ставит перед человеком смерть. Выстрелил он машинально, реагируя на слишком резкий жест.
Боли почему-то не было, В ГОЛОВЕ МЕЛЬКНУЛО, ЧТО ЧЕМ-ТО ПОДОБНЫМ ВСЁ И ДОЛЖНО ЗАКОНЧИТЬСЯ. Проклятый "Макаров" снова выпустил короткую очередь, двумя пулями сбив несчастного старца с ног, и тот молча завалился куда-то за алтарь. Металлического оружейного лязганья с его стороны так и не донеслось, значит, Илия собирался бороться со злом одними святыми молитвами. Третья пуля, отскочив рикошетом от стены над головой падающего монаха, нашла себе другую грудную клетку, войдя в тело стрелявшего ТОЧНО МЕЖДУ ШЕСТЫМ И СЕДЬМЫМ РЕБРОМ.
Трофим заваливался навзничь, успевая ухватить взглядом только верхушки деревьев, поляну С БОЛЬШИМ ДИКОВИННЫМ ЗВЕРЕМ, ЗАСТЫВШИМ В НАСТОРОЖЕННОЙ ПОЗЕ, ПОКОСИВШИЙСЯ КРЕСТ НА ЧАСОВНЕ. Потом небо плеснуло в его стекленеющие зрачки чистый бирюзовый свет, который вдруг сделался белым, ПОТОМ ПОДЕРНУЛСЯ ТОНЕНЬКОЙ ПРОЗРАЧНОЙ АЛОЙ ПЛЁНКОЙ И ПОГАС. Время остановилось.»

* «Огромный старый волк, красавец с серебряной седой холкой и яркими молодыми глазами пересекал поляну неспешной ровной рысью. Он не торопился, но и не медлил. ПРЕЗРИТЕЛЬНО ФЫРКНУВ НА СМРАДНОЕ ЖЕЛЕЗНОЕ ЧУДОВИЩЕ С НЕЕСТЕСТВЕННЫМИ ПОЛИРОВАННЫМИ БОКАМИ, зверь приблизился к старой часовне и без робости заглянул внутрь. Навстречу ему пахнуло терпким пороховым духом, который является символом безысходного ужаса в волчьей генетической памяти.
ВОПРЕКИ ЭТОМУ, странный хищник, покрутившись на плоском сером камне перед входом в осквернённое человеческой кровью святилище и выбрав удобное место, уселся на хвост. Ноздри его дрожали, он жадно втягивал порывы душистого лесного ветра, настоянного на травах, ароматах хвои и цветущей липы. Ветерок постепенно смывал витающее над поляной проклятие, подхватывая запахи пороха и крови и унося их к протяжённым диким болотам.
ЗАДРАВ К НЕБУ ОСТРУЮ СЕРУЮ МОРДУ, волк вдруг завыл, мощно и протяжно. Голос его всё тянулся, без сбоев и переходов, и неожиданно старая часовня за его спиной стала оседать внутрь себя, складываясь, как карточный домик. Стук и коротенький негромкий хруст за спиной сидящего зверя быстро стихли, и тонкая серая пыль обдала его сзади, оседая на густой блестящей шкуре. ТЕПЕРЬ НА МЕСТЕ ЧАСОВНИ БЫЛ КРУГЛЫЙ КАМЕННЫЙ КУРГАН, КРАЙ КОТОРОГО ПОЧТИ ДОСТИГАЛ ПЛОСКОГО КАМНЯ, ЗАНЯТОГО ОДИНОКИМ ЛЕСНЫМ БОЖЕСТВОМ. Он встал, отряхнулся, удаляя с шерсти остатки пыли и колючей каменной крошки. Не поднимая более взгляда и не оборачиваясь, седой волк скрылся в близком густом подлеске.
Колебание веток непроходимого с виду орешника прекратилось быстро, будто их потревожило не сильное крупное животное, а лишь его лёгкая плоская тень. Над лесом вновь задремала зыбкая, ЧУТКАЯ ТИШИНА, ВСЕГДА СЛЕДУЮЩАЯ ПО ПЯТАМ ЗА КАЖДОЙ ПРОИСШЕДШЕЙ В МИРЕ ИСТОРИИ. Она приходит после её окончания, НАКРЫВАЕТ ЗАВЕСОЙ СЦЕНУ, САДИТСЯ И ЖДЕТ начала следующего спектакля, чьего-то пока неизвестного, и всегда неповторимого творения.
ВСЁ»

Мне трудно судить, какой оборотной стороной медали Автор пытается «прикрыть» истинную линию повести, и случайно ли в связи с этим упоминается «брат» (двум предыдущим героям повести) Леонтий, но следующие вкладыши несомненно являются пересечением параллельных пресловутых линий:

* «Трофиму очень хотелось посмотреть, какие ещё жуткие метаморфозы ждут в его сне подлого негодяя, но чуткий недремлющий инстинкт изгнал приятное зловонное видение. В тот же миг сновидец уже сидел на своём ложе, одной рукой сжимая пистолет, а другой нашаривая закатившийся куда-то фонарик. ВОЙ, ПРОРОСШИЙ В ЕГО СОН, БЫЛ РЕАЛЕН.
- Господи Боже, спаси и сохрани. – Неумело закрестился Трофим. ЭТО БЫЛ СТЁБ, он сроду не верил ни в бога ни в чёрта ни в доброго дедушку Ленина, мир его не погребенному праху. Просто страх легче всего приручить стёбом и юмором, просто его надо сделать смешным и перестать бояться. СТЁБ ПОЛУЧИЛСЯ ЖАЛКИМ, А КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ ВЫШЛО УЖ БОЛЬНО ИСТОВЫМ.»

* «Забытый, никому не нужный Бог. Никто из возлюбленных тобою людей не обращается больше к тебе с просьбами, не докучает жалобами и не стремится донести до тебя свои странные земные тайны. Тебя просто забыли, твоё благо больше никому не нужно, оставь его себе и поступай с ним как знаешь.
Мрачность этого маленького пятачка так повлияла на плохо выспавшегося Трофима, что он с трудом уловил оттенок странности, лёгкое, на грани восприятия, несоответствие, как аккорд похоронного марша в кабацкой песенке. Стоя перед выходом, он осмотрелся ещё раз; осмотрелся внимательно, неторопливо. НИЧТО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ УПУЩЕНО, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ НИЧЕГО ИЗ ТЕХ ВЕЩЕЙ, ОТ КОТОРЫХ МОЖЕТ ЗАВИСЕТЬ ВЫЖИВАНИЕ.
Странность, странность, ах, да – запах. Так пахнет в вольерах со служебными собаками, да и во дворе, где в качестве сторожа обретается крупная псина. Опять собаки, будь они неладны. Налетевший сквознячок прогнал по каменному полу пучок серой, с проседью шерсти. Трофим нагнулся и едва сумел поймать мягкий комочек. Тот, как живой крутился на булыжнике и отчаянно не желал даваться в руки.»

Вообще, вопрос о случайности ставится в повести довольно веско.
Случайно ли герой под кодовым обозначением «Илия» («мой Бог – моя крепость», или «Бог есть Господь») не решается мстить своему прямому «обидчику» брату Леонтию, но с завидным рвением преследует объект под кодовым обозначением «Трофим»?..
Случайно ли Трофим, киллер, так часто упоминает своего «последнего нанимателя» под кличками Клещ, Балдыга, попутно даря обеим звание «кондом», хотя в конце концов оказывается, что, будучи приведен в свою последнюю обитель да порешив там разом, одномоментно, искателя своей души и себя, он по сути исполнил чуть ли не Божью волю?..
Случайно ли за всей этой катавасией, на втором плане, мы постоянно ощущаем небезвинное присутствие то брата Леонтия (в миру – Ленька-писарь), то еще какого зверя, подозрительно напоминающего волка?..
Таких вопросов по прочтении повести остается много, и случайно ли, наконец, то, что в основном они немилосердно оставлены без ответа («легкая классическая недосказанность», по определению Котовского)?..

Сайгё,
не решаясь самому предложить некоторые решения означенных выше и им подобных вопросов, решусь вынести по сей повести таковской вердикт:
у Автора, несомненно, изумительная техника построения сюжета (что бы там ни говорили некоторые из уже высказавшихся рецензентов), оригинальные методы описания-изображения как статики, так и динамики рассказа (напр, аналогия кельи с коробком без спичек, или вечер, подкрадывающийся кошачьими лапками, к тому же приносящий с собой шелест листвы по ветру, или слабый свет, «с трудом выталкивающий темноту за пределы кабины», и многое другое), виртуозное владение эффектом очуждения и, наконец, сильное мышление, что вылилось чуть ли не в каждом абзаце повести характерными, тонкими да верными то бишь, наблюдениями.
Главное же: повесть «Обреченный», безусловно, благодаря своему глубокому содержанию обогатила сокровищницу Русской Литературы, достойную самых изысканных книжных магазинов и взыскательнейших книжных полок. Многим же братьям по перу я бы посоветовал ее непременно держать в качестве настольной.

В заключение хотел бы привести последнюю аналогию (ну, не могу я без них!) с Вашей работой, правомерность которой смиренно оставляю на Ваш суд:

_Исповедь_

Я верю, обещаю верить,
Хоть сам того не испытал,
Что монах не лицемерить
И жить, как клятвой обещал;
Что поцелуи и улыбки
Людей коварны не всегда,
Что ближних малые ошибки
Они прощают иногда,
Что время лечит от страданья,
Что мир для счастья сотворен,
Что добродетель не названье
И жизнь поболее, чем сон!..

Но вере теплой опыт хладный
Противуречит каждый миг,
И ум, как прежде безотрадный,
Желанной цели не достиг;
И СЕРДЦЕ, ПОЛНО СОЖАЛЕНИЙ,
ХРАНИТ В СЕБЕ ГЛУБОКИЙ СЛЕД
УМЕРШИХ, НО СВЯТЫХ ВИДЕНИЙ –
И ТЕНИ ЧУВСТВ, КАКИХ УЖ НЕТ;
Его ничто не испугает,
И то, что было б яд другим,
Его живит, его питает
Огнем язвительным своим.

(15-летний М. Лермонтов, 1830)

________________

С глубоким уважением,
Даурен

Пс:
1) первым мое внимание обратил на Вашу повесть Котовский (прося так же оставить рецензию), за что я ему лично очень благодарен,
2) честно признаться, написал в спешке (хотя высказаться обещал Вам, каюсь, давно ужо), так что буде что упустил из виду (напр, как библейский Илия, ненавязчиво пытавшийся отвязаться от своего «помощника», вознесся на небо; особенности упоминания церковных и иных дат; нацеленность философским раздумий, вложенных в дневник; прочая), - не обессудьте;)

Оспанжан Маутбаев   28.02.2004 15:01     Заявить о нарушении
Ппс:
1) в Исповеди Лерма третья строка:
"..что МОГ монах не лицемерить.."
2) я думаю, что вопрос с "неявными намеками Автора" всё же ясен;)
3) "..философскиХ раздумий.." в постскриптуме.

Ваш
Д. Жамбайбек

Д. Жамбайбек

Оспанжан Маутбаев   28.02.2004 15:33   Заявить о нарушении
Уважаемый "оспажан", есть хорошая традиция, подобного размера рецензии оформлять в виде отдельного произведения.
И не засорять весь "борд". Если вы понимаете о чем я говорю.

Дочь Императора   28.02.2004 17:16   Заявить о нарушении
Весьма, весьма любопытно. Жаль, не могу распечатать этот постинг, оттого нет времени вчитаться:(

Ещё любопытнее было бы увидеть эксплицитно изложенную методику такого анализа, каковой выполнен Дауреном.

С уважением,

Сергей Алхутов   04.03.2004 15:46   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Даурен!

Какой подробный анализ текста! Откровенно говоря, даже не ожидал такой скрупулёзности, поэтому вдвойне благодарен. Для того, чтобы адекватно ответить, придётся думать (на что потребуется некоторое время).
На данный момент готов только к самой поверхностной реакции. Вы являетесь первым из рецензентов, кто "вслух" обозначил, что ему ясна и интересна общая идея предложенного текста (а сам текст, по крайней мере, внимательно прочитан). До этого критика (иногда довольно сердитая) относилась только к способу подачи материала и стилистике, которая местами действительно подлежит основательной доработке.
Сам по себе факт, что рецензент уловил, что текст построен по принципу "рыболовной сети", в которой имеются смысловые "узлы", свидетельствует о его внимательности к моему скромному труду.
Впрочем, идентификация таковых "узлов" с конкретными отрезками текста - продукт творчества рецензента, и я намерен оставить её без комментариев, поскольку эта идентификация интересна сама по себе, без моего вмешательства.
Хотя, смысловые ряды (или "нити сетки") отмечены верно, и даже выявлены более подробно и разнообразно, чем мог надеятся автор.

"Мне трудно судить, какой оборотной стороной медали Автор пытается «прикрыть» истинную линию повести, и случайно ли в связи с этим упоминается «брат» (двум предыдущим героям повести) Леонтий, но следующие вкладыши несомненно являются пересечением параллельных пресловутых линий." (с) Оспанжан Маутбаев

Одной из смысловых линий, которую вряд ли мог уловить рецензент, ввиду её специфичности, является линия "Лёнька Писарь - сломанный пистолет - Трофим - убийство Илии и самоубийство Трофима".
Дело в том, что пистолет системы Макарова иногда (очень редко) проявляет (при длительном использовании) характерный дефект. При стирании шептала (шептало - конструктивная часть ударно-спускового механизма, удерживающая курок во взведённом состоянии до выстрела) "Макаров" иногда даёт по два-три выстрела при одном нажатии на спусковой крючок. Это - редкая неисправность, и если кто-то будет о мной спорить о её невозможности - так я сам как-то раз стрелял из такого вот оружия. Опасность этой неисправности, думаю, объяснять излишне.
Впрочем, зря я отвлекаюсь. Получается, Леонтий - это одна из фигур, предопределяющих все события вплоть до развязки. В связи с этим имеются основания для обобщающего вопроса более высокого ранга - являются ли события реальной жизни последствиями наших собственных произвольных действий или они навязаны нам извне силой, которую мы называем "судьба"?
Илия ответил бы - они навязаны нам судьбой. Он так верил в это, что пришёл на место своей гибели без оружия. Он знал, чем всё закончится.
Трофим ответил бы, что судьбу творим мы сами, вот хотя бы посредством этого самого пистолета... Он был неправ?
А открытый финал - так это оттого, что автор не знает, какова в данном случае истина.
Вот такая третья линия моей скромной повести. Она не отвергает две, подмеченные рецензентом, она существует вместе с ними. Где бы Вы видели рыболовную сеть, в которой одна нитка опровергает существование всех остальных.
Трофим - собирательный образ нескольких человек, с которыми я был знаком в большей или меньшей степени. Смерть одного из них гораздо более таинственна, чем показано в тексте.
Об этом я напишу как-нибудь попозже. В целом, мне нужно ещё подумать над Вашей рецензией.
Большое Вам спасибо за Вашу работу.
Искренне Ваш,

Бубон Константин Владимирович   07.03.2004 11:52   Заявить о нарушении
Я выждал "необходимое время", чтобы дать подумать основательно над текстами и мне, и Алхутову, и Вам, Константин. Алхутову - в т.ч. и на саму повесть "Обреченный".

СЕРГЕЙ,
я наверно не так выразился, раз ты не так понял.
Я хотел, чтобы ты прочитал саму повесть и высказал, обозначил свое видение ее содержания, а я бы просто сравнил твой "вердикт" с моим (хитро, да?;) это вкупе с нашими взглядами на роман "Вечники" Маутбаева).
Допускаю, что моя рецензия на повесть дает некоторые основания для вольного ее толкования, но речь сейчас, в данном случае, не об этом. Если хочешь, вот я начал читать твою повесть "Царь и Пёс", возможо выскажусь, возможно - нет (ибо специфичного, как здесь вроде дефекта Макарова, там паче надобного), вот если выскажусь, то даю слово - сперва недвусмысленно обозначу критерии, по которым судить осмелюсь, ну а далее совершу по ним и сам суд, хотя и так всё с полоборота станет на место, ясно як день;)
Одно, однако, тут же замечу: вот если б ты так же, как я Обреченного, прочитал Вечников... по той методе... многое предстало бы пред тобой в изумительно ином свете.
Ответствуй.

КОНСТАНТИН,
поразмыслив вволю, пришел к такому: в принципе, мы всё сказали, я даже Вашей "поверхностной реакцией" весьма доволен :)
"Вы являетесь ПЕРВЫМ из рецензентов, кто "вслух" обозначил, что ему ясна и интересна общая идея предложенного текста" (с) Константин Бубон
Мне большего не нужно.
Хотя в одном Вы не правы. Линия "дефекта Макарова" я выявил чуть ли не первой из предлагаемых, ничуть не сомневаясь в ее правдоподобности (как прочитал, что с него, с Макарова, "ВСЁ ПОШЛО НАПЕРЕКОС", так и задумался, тем более сам Трофим в конце Илие эту линию прорисовывает вполне наглядно). Я вообще высоко оцениваю произведения, читая которые, всецело ВЕРЮ их Автору.
А т.н. "не-случайности" ("узлы", или "нитки сети", по Вашему определению) по тексту Обреченного просто так и кидаются в глаза. Ведь вроде мелочь, Балдыга (так обмолвился Трофим в адрес Клеща, "последнего нанимателя"), мы-то все знаем, что посвященные таким прозвищем именуют Азраила (Ангела смерти, или Черного Ангела). Случайность?.. а вкупе с прочими казусами, отмеченными в рецензии?
Я также не совсем согласен, что дефект является "третьей", как бы сосуществующей линией... это скорее подлиния, хотя нет... это ОТРЕЗОК ЛУЧА (если Вы бывали когда-либо математически озабочены, как ныне - юридически, то должны догнать))
Кстати, Вы ничего не сказали по поводу аналогии с Исповедью юного Лермонтова. Хотя, понимаю, "продукт творчества рецензента". Я более скажу, я даже нашел аналогию смысла повести и с пушкинской одной вещью, но с какой - не скажу, сие оставлю покеда себе, в собственное удовольствие :)
Что касается воли и фатализма, то я, в отличие от Вас, тешу себя надеждой, что знаю окончательный ответ. Исходить нужно оттого, ЧТО ЧЕГО ИСКЛЮЧАЕТ. И Трофим, и Илия верили и шли навстречу смерти. (Трофим вообще удивляет своим глубокомыслием, не токмо в мирских делах, хотя Автор показушно рисует его на редкость "близоруким", т.е. несведущим в таинствах.) Но воля исключает предопределенность (другую, высшую волю), в то время как воля (всеобъемлющая) в отношении иной, низшей - НЕТ. Вот и весь ответ загадке Сфинкса и прочего ларчика)
Напоследок напоминаю Вам об твердом обещании-намерении высказаться по поводу Вечников и... таки жду))

С уважением ко всем,
Даурен

Оспанжан Маутбаев   15.03.2004 12:13   Заявить о нарушении
Любезный друг Даурен!
В ответ на твою просьбу отчитаться за то, что втянул тебя в это, кроме шуток, могу высказать следующее:
Прочитал твою рецензию. Для моих слабых мозгов это слишком сложно. Так что оценить твой титанический труд по достоинству мне не по силам. Я могу только прозу читать, да примуса починять. Прости уж старика!

Котовский   17.03.2004 20:41   Заявить о нарушении
ОК, Котовский, пристыдил, больше не буду :)
Спасибо, что хоть откликнулся.

Оспанжан Маутбаев   18.03.2004 12:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вечники роман, часть 4-я Уличный боец» (Оспанжан Маутбаев)

(нечто вроде аннотации)

Вековые поиски смысла жизни, политико-экономико-социальная, но, главное, моральная разруха, царствующая в общественном сознании населения постсоветского пространства, попытки осмысления тысячелетнего опыта уникальной истории уникальнейшей в мире страны - России, составляют то полотно, на фоне которого Автор, отметая два извечных русских вопроса (кто виноват? и что делать?), считая их в корне ошибочными, - Автор ставит ребром лишь один вопрос: "Что происходит?" (или "что творится?"), ответом на который служит весь роман "ВЕЧНИКИ".

(Д. Жамбайбек)
http://www.stihi.ru/author.html?kazakh

*написано и сказано лично Автору летом 2002 года незадолго до скоропостижной смерти последнего

Оспанжан Маутбаев   20.02.2004 12:19     Заявить о нарушении


Уважаемые гг.!

Как попасть в этот клуб? Не соблаговолите ли зайти на http://www.proza.ru:8004/author.html?ospan
(роман "Вечники", участвует в конкурсе "Российский сюжет").
Без ложной скромности, может претендовать на Нобелевскую.
Заранее благодарен.

С уважением

Оспанжан Маутбаев   24.07.2002 15:30     Заявить о нарушении
Вот так вот сразу - на Нобелевскую?! :-))) Конечно, автор должен любить себя, но надо чуть скромнее быть (если только "Нобелевская" - не от "No bellа")... Огрехи в тексте видны на первых нескольких страница (по стилю) - увы! Но есть и неплохие моменты.
Кстати, как попасть в "Клуб" я тоже не знаю. А Вы и фантастику пишите? Если будет интересоно - зайдите вот сюда:http://zhurnal.lib.ru/editors/d/dolingo_boris_anatolxewich/ (познакомьтесь с концепцией журнала, который скоро появится)

Lis   25.07.2002 04:52   Заявить о нарушении
А Вы почитайте последнюю часть... что же Вы тогда про стиль заговорите) и про Нобелевскую, кстати, тоже

Оспанжан Маутбаев   27.07.2002 16:30   Заявить о нарушении
А-а-а... Так по последней части надо судить, оказывается?!
Мне-то, простаку, казалось, что в произведенни, автор которого так претенциозно замахивается на Нобелевскую, должно быть прекрасно всё: и начало, и, простите, конец.
А без этого, по-моему, ну никак не тянет. Ровно надо писать. А то у меня не возникло желания читать дальше. Увы! Хотя, повторяю, нчиего страшного нет - только скромнее надо быть, скромнее. Доказатm надо, однако - про Нобелевскую!

Lis   29.07.2002 13:42   Заявить о нарушении
Когда Вам присудят, передайте Нобелевскому Комитету, чтоб следующую для меня готовили.
Я тож хочу :))))

Вера Флёрова   02.08.2002 20:15   Заявить о нарушении