Даниил Милосердов - написанные рецензии

Рецензия на «Юлиан заступник» (Геннадий Гаврилов)

Уважаемый Геннадий, разрешите вторгнуться в Вашу статью с рядом занудных критических замечаний.
_________________________________

Вы пишете: "Константин, его предшественник на посту императора, впоследствии объявленный великим и равноапостольным, объявил незаконным культ древних богов..."
Это утверждение не соответствует исторической правде. Святой равноапостольный император Константин был, как известно, соавтором Миланского эдикта - императорского указа, который запретил гонения на христиан и юридически уравнял христианство с другими религиозными культами, существовавшими тогда в Римской империи. Речи о запрете "культа древних богов" там не было и в помине. Более того, св. Константин, уже будучи в душе христианином, до конца своей жизни не снимал с себя титула «верховного понтифика» (pontifex maximus - высшая жреческая должность в Древнем Риме), титула, который носили его предшественники - императоры-язычники. Константин осознавал, что резкий переход от язычества к христианству невозможен.
__________________________________

Далее Вы пишете: "Сам Сенека был изобличён в крупных финансовых махинациях и был принуждён к самоубийству".
Это утверждение также не соответствует исторической правде. Во-первых, где Вы нашли, что Сенека был склонен к "крупным финансовым махинациям"? Раскройте свой источник. Во-вторых, Сенека был казнён Нероном совсем по иной причине. Нерон подозревал Сенеку в том, что тот, якобы, участвовал в заговоре Пизона. Быстрее же всего, "вина" Сенеки сводилась к известному тезису: "Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать".
__________________________________

Вы пишете: «"отцы церкви" И.Златоуст, В.Великий и Г. Назианзин...»
Зачем Вы поставили скобки? Вы сомневаетесь, что перечисленные Вами святые действительно являются отцами Церкви? Тогда раскройте Ваше вероисповедание (или отсутствие такового). Далее, так не принято писать "И.Златоуст, В.Великий, Г.Назианзин". "Златоуст", "Великий", "Назианзин" - это не фамилии, а почётные прозвища. Если Вы православный, то писать нужно так: святители Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Назианзин.
___________________________________

Вы пишете: "Римская религия умерла, чтобы воскреснуть в обновлённом теле христианства".
Весьма спорный тезис. Действительно, христианство вобрало в себя многие элементы народных верований (язычества). Но это касается лишь его фасада. В своей сущности христианство кардинальным образом отличается от всех предшествовавших ему религиозных верований.
___________________________________

С уважением,

Даниил Милосердов   31.03.2018 11:30     Заявить о нарушении
Замечания ничуть не занудные.
В частности, должен признать своё упущение: ссылки на цитаты или что-то подобное им надо обязательно делать. Чтобы исправить это упущение, мне придётся опять полазить по источникам. И ещё надо учесть, что источники сами по себе могут быть неточными.Единственно, что оправдывает: я же не в научный журнал пишу.

Понятие "отцы церкви" всё же условное. Если, уж, учителем Христос рекомендовал никого не называть, то тем более отцом.
В рамках православия допускается вольномыслие в вопросах куда более серьёзных. Формально, меня за некоторые суждения можно и отлучить.
Я например уверен, что от количества причастий в единицу времени святость не зависит.

Про фасад. Не уверен, что только фасад заражён язычеством. Очень много признаков, что пёс фарисейства и римского язычества "возвращается на блевотину свою". Зачем бы тогда Христос говорил: "пришед, найду ли веру..."



Геннадий Гаврилов   31.03.2018 14:12   Заявить о нарушении
Благодарю, Геннадий, за Вашу спокойно-доброжелательную реакцию на мою критику. Приятно иметь дело с человеком, владеющим высокой культурой общения.
Ринуться же в бой меня сподвигло то обстоятельство, что все перечисленные Вами лица – и св. император Константин, и Великие Каппадокийцы, и свт. Иоанн Златоуст, и философ Сенека – все они являются либо моими любимыми историческими персонажами, либо излюбленными авторами. Что же касается Юлиана Отступника, то я склонен оценивать его личность более жёстко, и уж точно не в духе Д. Мережковского (тот сделал из Юлиана романтического героя). Более всего мне импонирует оценка Юлиана, данная ему автором книги "Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса" (которую неверно приписывают св. прав. Иоанну Кронштадтскому). Согласно этой книге, император Юлиан – одно из звеньев в цепочке предтеч грядущего антихриста.
________________________

С уважением,

Даниил Милосердов   31.03.2018 19:57   Заявить о нарушении
Понимаю... Приходилось сталкиваться с реакцией авторов на несогласие с ними.

Юлиан, как предтеча Антихриста - интересная идея.
Ведь нам сказано, что убивая христиан, будут думать, что служат богу...
А В Юлиане из моего текста отмечена эта симпатичная преданность старой вере.

Геннадий Гаврилов   31.03.2018 20:12   Заявить о нарушении