Ирина Речицкая - написанные рецензии

Рецензия на «Папоротник» (Мария Суворова)

Такие рассказы и рецензировать как-то неловко.
Трагическая история, изложенная "спокойно и жутко". И всегда боишься задеть человека, который так откровенно - о наболевшем.
Но все же я сейчас не о трагедии, а художественной форме.
Первое, что мешает даже не чтению, а осмыслению - это композиционная разорванность, клиповость даже. Толком понять, что за чем следует, я только со втого раза и смогла.
Я, собственно, вижу, что автор делает - история изложена поочередно с точки зрения бабушки, Марины и Леонида, то есть практически три раза прокручивается один и тот же сюжет. При этом добавлены какие-то обрывки этой же истории из уст Саши и Васи - словом, кружение на одном месте, сплошные повторы и вариации. Возможно, это должно отражать сумбур и смятение - но мне кажется, с этим получился небольшой перебор.
Рассказу не хватает ясности и четкости. Но откуда им быть - главный конфликт ведь остался за пределами текста.
Возможно, это действительно повод к повести, тогда нашлось бы место главному - собственно психологии героев.
Сейчас их мотивация совершенно непонятна - разве что бабушкина. Что сломало Марину? Почему цветочки-вазочки она считает проявлением Бога? Почему Леонид столько лет не думает о сыне? Почему так равнодушна ко всем Саша, хотя она, вроде бы, самая чуткая из всех? Что в голове у Васи?
И главное, почему никто не видит, что Марину пора отправить по меньшей мере в клинику неврозов? В общем, это не только о трагедии семьи, но и о равнодушии каждого внутри этой трагедии.
Тема огромная и трудная. Я очень желаю автору посмотреть на этот материал уже с холодной головой и копать дальше. Мне кажется, получится сильно и интересно.

P.S.Кстати, брата Марины зовут Юрий или Михаил?

Ирина Речицкая   29.10.2013 20:32     Заявить о нарушении
спасибо, Ирина. брата Марины в рассказе зовут Юрий. спасибо, ошибку исправила.

Мария Суворова   31.10.2013 18:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анастасия Рогова. Билет на Мимас» (Клуб Вологжан Ступени)

Есть такое упражнение, игра на развитие творческой фантазии - написать рассказ на тему "А что было бы, если бы..."
Так и здесь - а что было бы, если бы сбылось пожелание девушки - помните, она в сердцах заявляет, что место герою не здесь, а на другой планете.
Рассказ и разворачивается по правилам такой игры - иронически, с кучей смешных подробностей и прекрасным языком. Никакого правдоподобия не требуется, никакой сверхзадачи здесь не было - ни писать чистую фантастику, ни фантастическую притчу.
Хотя элементы притчи все же присутствуют - недаром вспоминается "Маленький принц", но только элементы. И морали никакой нет - вернее, она ироническая - герой продолжает пускать "ментальные пузыри", но пузыри и есть пузыри. Автор шутит и предлагает... квазифилософию? Да ничего автор не предлагает. Просто играет - себе и нам на радость.
Мне понравилось.

Ирина Речицкая   26.10.2013 21:37     Заявить о нарушении
Ирина, а вот мне и игры "себе и нам на радость" не хватило. Получилось на грани: вроде бы и того немножко, и этого чуть-чуть: и игры, и морали, и "сверхзадача" на самом деле вырисовывается вполне отчетливо. Получился текст "ассорти". Что ж, дальше дело вкуса: кому-то - достаточно и "ассорти", а кому-то - хочется большей определенности.

Наталья Мелёхина-Михайлова   26.10.2013 21:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ольга Халявина. Музыка» (Клуб Вологжан Ступени)

Сюжет этого рассказа в общем-то не нов - разве у кого-то есть сомнения в том, что классическое искусство "выпрямляет" человека?
Помните, у Глеба Успенского сельский учитель Тяпушкин - "...утром пошёл гулять в самом ужасном расположении духа и набрёл на Лувр. Там я остановился у Венеры Милосской. Раньше я был похож на скомканную перчатку, а теперь меня будто бы наполнили воздухом".
Так что задача автора в том, чем этот сюжет, эту готовую схему заполнить.
Начало рассказа сразу "цепляет" - отлично подобранные выразительные детали, в чем-то даже шукшинская усмешечка (в монологе тети Кати про балет, в дорожных разговорах и метко схваченных характерах попутчиков). Да, собственно, присутствует и один из шукшинских мотивов - "из деревни в город".
Но вторая часть рассказа, к сожалению, как-то "повисает" - даже не из-за того, что музыку описать практически невозможно, и автор сваливается в неуклюжие пассажи: "мелодии вальсов заботливо и бережно гладили сердце" или "тело, безотчетно-радостно плескавшееся в их тенетах" (кто мне объяснит, как в тенетах можно плескаться?). Жаль, что в конце рассказа уже и точные детали исчезают, а появляются условные: и книга Пушкина - какой-то слишком уж "правильный" подарок племяннице, и подмигнувший парень - тоже "правильная" деталь. То есть, мчим на всех парах к правильному, плакатному "гайдаровскому" финалу - "А жизнь, товарищи, была совсем хорошая!"
Поэтому в рассказе нет напряжения, нет нерва, нет неожиданности. Слишком гладко.
А если бы у Ларисы в театре кошелек стащили? В автобус не посадили? Пьяный бомж толкнул и обругал? Я утрирую, конечно, но хотелось бы, чтобы действительность встопорщилась всеми своими иглами, а героиня и это преодолела - тогда да.
Мелкие замечания тоже есть - прямая речь не всегда выглядит как разговорная: "...весь век в своем поселке с курами и овцами, пьяными до безобразия мужиками…" - ну, не убеждает этот речевой оборот.
Или внутренняя речь: "...при советской власти эта музыка использовалась в идеологических целях, снимала протестные настроения..." - разве это лексика романтичной девушки, только что блаженно купавшейся в музыке? Тоже не верю.
А за позитивный настрой, теплоту и любовь к прекрасному - спасибо, конечно.

Ирина Речицкая   26.10.2013 21:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина, за отзыв и помощь в дальнейшем додумывании рассказа.

Ольга Халявина   28.10.2013 22:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анастасия Рогова. Теплые статуи» (Клуб Вологжан Ступени)

Почему "Теплые статуи"? Наверное, лучше было бы - "Теплые вещи".
Отличный рассказ. О настоящем, глубоком и трепетном. Ничего трогать и сокращать не хочется. Ну, разве чуточку - там, где отдельные слова не на месте.

Несколько мелких неувязок все же есть - Владимир Иванович вдруг стал Владимиром Павловичем, потом еще Коля какой-то появился - это тоже он?
Молодой паре в начале рассказа абсолютно не нужны имена, они только рассеивают внимание. Кстати, а что эта пара так часто делает на кладбище? Ведь это уже другая история. Может, их совсем убрать?
Почему М.П. идет сажать анютины глазки, вооружившись граблями? Здесь другие инструменты требуются. И "идеальная чистота" - как-то не подходит к квартире, забитой антиквариатом.
Кстати, там опечатка есть - "сподвижники" вместо "подвижников".
Но это как раз все мелочи, ерунда, и общего впечатления от рассказа ничуть не снижает.

Ирина Речицкая   25.10.2013 20:17     Заявить о нарушении
Рецензия на «Лев Проничев. Страх» (Клуб Вологжан Ступени)

На мой взгляд, рассказ серьезный, неожиданный, но...

Но со старичком хочется как-то подробнее разобраться. Что-то неладно в его душе, если только при одном упоминании о малиновых погонах он чуть ли не выпрыгивает из машины, даже забыв свою поклажу. Он же не под следствием, не в кабинете у начальника - отчего такой страх?
С другой стороны, человек контуженный все ощущает не так, как есть - тогда этот запредельный страх - не что иное, как медицинская патология (паническая атака?).
В общем, в настоящем варианте больше похоже на патологию, но в этом случае с героя и спроса нет. Но тогда не встает вопрос, откуда эта зависть, это кляузничество, это стремление "утопить" соседа. Категория совести к больному неприменима, наверное. (А у меня впечатление, что автор как раз о другом хотел сказать).

Ну и работать над языком - непременно. "В полном царстве лебеды и выпирающем преимуществе густого желтого соцветья высокорослой, на крепком стебле, сурепки, отмечалось чахлое цветение картофеля" или "предмет страстного обсуждения в разъехавшихся семействах родословной, дачу старшего брата"- здесь слова между собой не дружат.
Штампы тоже мешают: "пунцовым юношеским румянцем", "заботливые и ловкие женские руки", "с материнской теплотой и любовью...".
Не помешал бы хороший редактор.

Ирина Речицкая   25.10.2013 19:30     Заявить о нарушении
Рецензия на «Надежда Кудричева. Сестрёнка» (Клуб Вологжан Ступени)

Из трех рассказов этот впечатлил менее всего.
Сама ситуация нанизывания двух трагедий выглядит совершенно искусственной конструкцией. Поэтому видишь только прием, заслоняющий героинь. Вернее, героиню, потому что вторая вообще присутствует как ангел бесплотный - то ли она есть, то ли ее нет, она вообще не прописана.
Мне кажется, выбирать сюжет, настолько "жалостный", при этом ничем эту жалость не "обеспечивая" - не самая лучшая стратегия. Читать такое - все равно, что просмотреть в новостях пару трагических сюжетов о неосторожных пешеходах. Поахали-поохали, и дальше ленту крутим.
В общем, не зацепило.

Ирина Речицкая   25.10.2013 13:00     Заявить о нарушении
Рецензия на «Надежда Кудричева. Солнышком» (Клуб Вологжан Ступени)

Рассказ как-то по-человечески тронул. И художественно убедил, что самое важное.
Но в некоторых местах, мне кажется, перебор экспрессии: "Сдавливает, сжигает, дробит кости и нервы огненное колесо мата. Римская свеча – у инквизиции была такая пытка – человека распинали на огромном ободе, поджигали и пускали катиться по площади, выла, горела, корчилась жертва, вопила в восторге толпа – чёрное, смердящее горелым мясом солнце неслось по земле…".
Еще лексически неуместными показались "дифирамбы". И как-то не веришь в то, что Женька "очень медленно подняла мать над землей и швырнула на кровать". Ничего себе, цветочек хрупкий! Я попыталась представить - не получилось.
Тем не менее общее впечатление прекрасное. Это удача.

Ирина Речицкая   25.10.2013 12:50     Заявить о нарушении
Рецензия на «Надежда Кудричева. Бег» (Клуб Вологжан Ступени)

Динамичная проза, давно такой не попадалось. И острое чувство ритма в прозе! Надежда - отличный стилист.
И все же рассказ написан не ради любования собственной стилистикой, как это зачастую происходит, а ради прояснения психологических состояний нашей героини.
Удивительное превращение (вернее, изменение ракурса) - сначала она победитель, лидер. Умереть, но не быть последней! А потом - одиночка, потому что трудно, почти невозможно найти того, кто бежит "со". Ну, и не забывайте - это же девушка, ей хочется слиться с тем, кто больше, сильнее.
У нее, правда, есть Любаша, но Любаша слабее, хочется кого-то "по росту".
Кажется, нашла?
Жаль, что это финал, дальше было бы еще интереснее :)

Ирина Речицкая   25.10.2013 12:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «Анастасия Рогова. Глухари-невидимки» (Клуб Вологжан Ступени)

Ценность рассказа даже не в прекрасных описаниях природы, хотя и они важны, а в фиксации того трудноуловимого таинственного "зова", который чувствует человек, от природы давно оторвавшийся, но още не окончательно "расчеловечившийся". Читая, я опасалась, что автор испортит все какой-нибудь сентиментальной сценой - например, Дима будет раскаиваться по поводу убитой "птички". Однако чувство соразмерности и сообразности автора не покинуло - финал лаконичен и строг.
Несообразности другого рода все же есть. Практически во всем рассказе мы видим окружающее глазами Димы, "здесь и сейчас", поэтому пространные рассуждения автора о скрывающихся в недрах Урала драгоценных камнях стилистически выпадают из текста, кажутся лишними, так же как географические подробности (например, о высшей точке Уральского хребта). Это, скорее, демонстрация эрудиции автора, а не Димино ощущение от происходящего. Да еще и язык сваливается в штампы: "дремлют они на могучей груди своей матери-земли".
В этих рассуждениях, к тому же, встречаются и фактические ошибки - камни на Урале все больше полудрагоценные, а хвост его, "истрепавшийся за тысячелетия", не так уж молод - в самом деле Уралу без малого миллион лет.
Однако эти недостатки легко исправимы. В целом впечатление от расказа прекрасное.

Ирина Речицкая   24.10.2013 18:12     Заявить о нарушении
как же дело не описаниях природы? да ведь это сближает лшюдей!

Галина Щекина   24.10.2013 21:40   Заявить о нарушении
Уралу сотни миллионов лет).

Елизавета Безнина   25.10.2013 10:02   Заявить о нарушении
Ну да. Примерно 900 миллионов. Извините за описку :)

Ирина Речицкая   26.10.2013 21:08   Заявить о нарушении
Галя, но рассказ же не о сближении людей!

Ирина Речицкая   26.10.2013 21:09   Заявить о нарушении
Да, Ира. Субьективно: но меня сближает с чужим человеком такое пониманиеи вИдение прироы=ды. А других - не знаю. ПРо миллионы вообще не в курсе:)))

Галина Щекина   26.10.2013 22:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Натали Павлова. Танец» (Клуб Вологжан Ступени)

Натали Павлова поставила перед собой трудную задачу - описать неуловимые тонкости женского мировосприятия, причем сделать это так, чтобы смутные ощущения стали понятными читателю. Попытка вызывает уважение, но сложности подстерегают автора на каждом шагу. Нельзя сказать, что ее героини реальны и укоренены в жизни. Несмотря на, казалось бы, бытовые детали (вроде детского питания или кашля по ночам), Мари абстрактна и бесплотна и кажется персонажем, скорее, сказки. Кстати, условные имена героев тоже на это работают. Но у сказки ведь свои законы - так и здесь Лео, как по волшебству, меняется, но так неубедительно, как это бывает только в сказках. Герои действуют не по логике событий, а по воле автора. Что это - самоутешение?
Естественно, для подобного типа текста очень трудно найти адекватный язык: "Вся она являла собой некую оторванную от мира субстанцию между небом и землёй". В общем, это ничего не объясняет - это, скорее, ритуальная фраза. Некие женские "грезы на тему".
"Сон" - в общем, тоже самое:"Поиск ассоциаций в разгадках информации отнимал от реальности." При этом ничего, кроме обычных "заклинаний" психологов там нет. К тому же рассказ кажется просто отрывком из чего-то более объемного - может, самое главное и происходит где-то за границей текста, но в рассказе оно никак не обнаруживается.
Ощущение, что автор зациклился на каких-то сиюминутных личных психологических проблемах (понятно же, что ей сейчас не до героев!) - в этом случае остается пожелать скорее выбраться из этой "дыры", и дальше шлифовать тексты уже "с холодной головой".
На фоне практического отсутствия настоящей женской прозы попытки Натали Павловой найти метод описания женских внутренних состояний кажутся достаточно актуальными. Мне кажется, надо продолжать.

Ирина Речицкая   24.10.2013 17:33     Заявить о нарушении
Ирина в этот раз в семинаре достаточно женской прозы!!!

Галина Щекина   24.10.2013 21:45   Заявить о нарушении
Ирина! Совершенно верно! Героиня абстрактна и бесплотна, "дыра" - материальна и ощутима. Именно это состояние попыталась передать в своих зарисовках. Это реальные переживания, в основе которых некий внутренний конфликт. Причины и объяснения, действительно, "где-то за границей текста", что создает картину нереальности происходящего. Вопрос: сохранится ли возможность передать глубину, наполненность самим ощущением, если абстрагироваться от переживаний? Хотя, дистанция позволяет услышать внутренний диалог и проявляет связь с миром. Спасибо за теплые обоснованные пожелания!

Натали Павлова   27.10.2013 03:04   Заявить о нарушении