Александра Казарновская - написанные рецензии

Рецензия на «Линии жизни - 5 глава» (Светлана Малиновская 2)

Читается! Интересно, спасибо!

Александра Казарновская   26.06.2014 19:35     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание!

Светлана Малиновская 2   26.06.2014 20:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «086 Открывая Посмертную Выставку Сергея Алфёрова» (Артём Киракосов)

Сходила на выставку Сергея Алферова. Несколько знакомых художников и огромная толпа разодетых тусовщиков. О Сергее Алферове нынче ходят легенды. После смерти столько друзей оказалось.... Посмотрела на все это действо, как эти люди вещают какой был Сережка!А я знаю его с 72 года, с самого своего детства. А эти люди, выступавшие на выставке, настойчиво повторяют Дудинского, что Алферов вел маргинальный образ жизни...А ведь уже давно нет Совка... Любой кто уединяется писать картины, романы, музыку-маргинал? Маргинал Модильяни? Маргинал Ван Гог? Маргинал Хемингуэй? Маргинал Бродский? Маргинал Пушкин? Все художники, что картины не пишут по заказу, по сюжетам придуманными придворными, все художники что не писали лозунги в Совке маргиналы? И какой он ученик Зверева? Дружили, да... И в работах Алферова нет ничего от Зверева!!! Смотрела я смотрела на эту толпу тусовщиков и появившихся после смерти друзей и так мне стало тошно что я оттуда ушла.На бульваре закурила сигаретку, слезы навернулись на глаза. Я почувствовала себя маргинальнее маргинального, вырастили меня маргиналы, дружу с маргиналами...И где они были, эти многочисленные новоявленные друзья, когда он умирал, когда его хоронили.... А выставка замечательная, приду одна, поброжу по залам...

Александра Казарновская   13.09.2012 00:32     Заявить о нарушении
Саша, послушай! - я совершенно с Тобою согласен, но чтобы противостоять новым и глупым формирующимся полусплетням-полумифам, нужно СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ - Евангельская Миссия и СЛОВА: пиши, Дорогая! - это наше дело с Тобой. То, что происходит сейчас с Серёжей и его Наследием - обычное дело: то все наши "лучшие друзья", но все кидают камни и отворачиваются, забывают и отвергают, выносят на помойку ещё при жизни, но потом, чтобы продать, ищут "знаковых", "медийных" прищей и берут у них интервью, приклеивая хоть к кому-то и чему-то "раскрученным" (отвратительное слово и действо)... То все в 1991 году "охраняли Белый Дом", то все его "штурмовали" в 1993. "Мир" не изменится. Наберись сил! И пиши сама, люди не идиоты, они прочтут правильно, они понимают и почувствуют сами, кто и как относился и относится к Серёже и его великому наследию; а даже, если это и не так, всё равно - наше дело - писать, вещать. Как-то одна очень умная девушка ответила мне вопросом: "А не самый ли большой маргинал был наш Спаситель?" Это был - всё равно, пойми меня пожалуйста правильно - был великий день (для меня) - поскольку пришли, выдернутые из небытия ЕЩЁ ЖИВЫЕ наши друзья-современники - замечательные мастера... Но ещё и потому, что Серёжа и его великое творчество - на должное место встают. Спасибо за ДОВЕРИЕ Тебе и за то, что позвонила! Не будем никого судить СТРОГО, всем нам Судья Один наш Господь! С Богом!

Артём Киракосов   13.09.2012 05:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «О нас пишут» (Литературный Институт)

ГАЛИНА ВОЛОДИНА (18.О8.1944- 2.04.2012)

МОЙ УЧИТЕЛЬ ЮРИЙ ТРИФОНОВ
После семинара в Литературном институте, разложив по косточкам и уничтожив очередной «шедевр» своего собрата по перу, любили студенты Литинститута посидеть на скамейке у памятника Герцена и, окутанные сигаретным дымом, излить свои мысли о литературе. Обычно бутылочка-другая вина приходилась очень кстати. Спорили и о том, кто из писателей останется в литературе. Почти никто не сомневался, что книги Юрия Валентиновича Трифонова, нашего Мастера, выдержат испытания временем.
Он учил писать много, «графоманить». И если из массы исписанных за день листов получится одна-две страница полновесной прозы — считай, повезло! Трифонов называл это писать кровью, вытягивая из себя жилы. А мы мучились сюжетами, зачинами и концовками. Вытягивали из себя жилы, но полновесной прозы не набиралось и несколько строк.
Тем не менее, терпеливо и корректно, с присущей только ему основательностью и доброжелательностью, Юрий Валентинович разбирал наши уже далеко не первые опусы. Ему как-то удавалось не обидеть автора, даже если после разборки от произведения камня на камне не осталось. Юрий Валентинович деликатно и осторожно подбирал слова. Никогда не морщился от лихо закрученной неграмотной фразы, хотя на лице, которое он пытался сделать непроницаемым, прочитывалось слишком много. Мы видели, что фраза режет ему ухо. Особенно тоскливо становилось Трифонову от вычурной стилистики, напоминавшей павлиньи хвосты. Он тут же начинал делать частые пометки в блокноте, не поднимая головы и выразительно постукивая пальцами другой руки по зеленому сукну стола. Бумага, как говорится, все стерпит, но есть вещи — выше человеческих.

* * *

Как и предсказывал Мастер, мы чувствовали себя героями до третьего курса. Потом все стало гораздо сложнее. Доброжелательность и беспринципность никогда не были для Трифонова одно и тоже. Он не терпел серости и некоторым студентам пришлось покинуть семинар. Ушли те, которым было не дано. И те, кто спасовал перед каторжным трудом. Семинар поредел, а оставшиеся страдали муками немоты, каждому хотелось написать что-то особенное, обрести свой голос в литературе.
Студент К. принес на обсуждение отрывок из романа, начинавшегося со сцены в бане. Юрий Валентинович похвалил технику диалогов и рассказал, что лет двадцать назад тоже пытался сотворить повесть, действие которой начиналось с описания женской бани где-то в Туркмении. «Повесть так и не была закончена. - сознался Мастер. - Ни в бане, ни потом ничего не происходило. В литературном отношении ничего не происходило. Вот и в вашем отрывке - общее казенное отношение к моющимся. В начале романа — баня это или не баня — должно быть ощущение времени, ощущение того — о чем будет роман. Здесь нужен сгусток стилистики. В начале все чрезвычайно ответственно, все должно быть «хватать за глотку». Закончил Трифонов тем, что, лучше всего, обсуждать не отрывки, а все произведение целиком.
Юрий Валентинович часто повторял: «Учиться нужно у литературы. Читайте больше.» Рассказывал о писателях, фамилиии которых многим в то время (70-е) ,ни о чем ни говорили: Пильняк, Шаламов, Вячеслав Иванов и др.
Очень любил прозу Платонова, много рассказывал нам о нем. Так мы узнали, что жизнь одного из самых необыкновенных писателей, Андрея Платонова, тоже была связана с нашим Литинститутом, где он работал ...дворником.
В своих беседах Юрий Валентинович часто цитировал Бунина, Чехова, знакомил нас с новой и забытой литературой. Зачастую его портфель был просто битком набит книгами. Принес с собой томик Бунина и своим глуховатым баритоном читал вслух миниатюры «Слезы», «Дедушка». «Это настоящая проза, лишнего слова нет», - сказал нам. Упомянул и про «Окаянные дни», прочитал несколько отрывков... Он настаивал, что бы мы обязательно достали и прочитали книгу, никогда не печатавшуюся в России. По «Окаянным дням», считал Трифонов, следует изучать то время.

* * *

В 1976 году в первом номере журнала «Дружба народов» был опубликован «Дом на набережной». Юрий Валентинович впервые за многие годы поехал за границу, в Германию, где встречался с Генрихом Беллем. На радио «Свобода» прошли его интервью, которые с трудом доносили до нас шипящие и свистящие радиоприемники: окружающие Москву глушилки работали на всю катушку.
В России тогда не было понятие «бестселлер» - но именно им стал «Дом на набережной» - ведь автор поднял неизведанный и запретный в литературе пласт из жизни разных социальных слоев. Повесть изъяли из библиотек, но люди передавали зачитанный номер «Дружбы» из рук в руки. На черном же рынке «Дом» продавался задорого.
Однако дело не только в том, что в советском издательств вышло произведение, в котором была показана жизнь советской элиты — причем на контрасте. Это была совершенно изумительная, редкого мастерства проза, и Трифонов как-то сразу стал живым классиком. Но, несмотря на успех, обстановка вокруг Юрия Трифонова вовсе не была безоблачно-розовой. В печати появились статьи, упрекающие его в уходе в «бытовщину». Патриотично настроенные авторы, вроде В.Кожинова, не скупились и на более откровенные намеки. Завистники и подхалимы распускали слухи, что Трифонов исписался, что у него нет писательского багажа. Мы, студенты, боялись за Мастера, боялись, что его отнимут у нас — снимут с руководства семинаром. Ведь ко всему прочему, он еще Солженицына упоминал в своих беседах, и некоторых писателей Самиздата.

* * *
Кажется, более всего поразило его в Германии то, что там нет понятие быт, но есть жизнь. Это было так близко его писательскому мироощущению, его пониманию писательской задачи! Один из семинаров
он почти целиком посвятил этой теме. Трифонова коробил «критический» ярлык «быто-писатель интеллигенции».

* * *

Все чаще ему приходилось вести семинар совместно с другим человеком. Но что-то тяготило Трифонова. Он стал угрюм, нервничал, хотя тщательно старался скрыть это. Отмахивался от статей, говорил, что это не имеет значения, что на то она и критика, что бы критиковать.
Был даже момент какого-то отчуждения семинара от Юрия Валентиновича. Однажды на перемене мы курили, кто-то из студентов высказался о Трифонове недоброжелательно, все в том же популярном ключе, мол, исписался. Я «ощетинилась» и, «собравшись в стойку», отпарировала: «Да у него, знаете, сколько еще романов в столе!»..Обернувшись, увидела Юрия Валентиновича на лестнице между первым и вторым этажами. Серьезные, понимающие глаза — сквозь толстые стекла очков с массивной оправой. На второй этаж он вбежал неожиданно легко.

* * *
На четвертом курсе Юрий Валентинович появлялся в институте редко. Обычно занятия вел другой человек. Встречи с Мастером стали для семинара праздником.
Однажды он пришел со своим другом, тоже писателем, Львом Кривенко. Все два часа, покуривая сигареты и попивая коньяк, который извинившись, поставили перед собой на столе, они вспоминали учебу в Литинституте, трудности военных и послевоенных лет. Добрым словом помянули Паустовского, прозу которого обожали. Так же, впрочем, как и самого писателя. Рассказали, что жили прямо в институте и там же готовили еду: кухня находилась внизу, где сейчас туалеты. Много писали, а по ночам взахлеб читали и обсуждали рассказы. Под конец Юрий Валентинович вдруг встрепенулся: «Ну что же мы здесь перед вами, как два Петрушки, выступаем. А вы молчите. Пора и по домам.»

* * *

Случались и курьезы. Чаще они бывали связаны с т. н. «целевыми наборами», когда когда некоторых абитуриентов из республик и национальных регионов автоматически зачисляли в институт на основании соответствующих путевок. Это считалось необходимым для расцвета всех литератур народов СССР. Но ведь путевки выдавал не народ, не наиболее культурный слой его, а соответственные товарищи. Это было все то же телефонное право — но доведенное совершенства. Не удивительно, что именно оно и обеспечило наибольший процент курьезов и проколов.
Одна студентка, папа который был в Якутии большим человеком, написала как-то слабый рассказ о Якутии с колоритом московской зимы.
Ошибка была столь очевидна, что рассказ ничто не могло спасти, даже если бы во всем остальном он был превосходен. Студенты высказались, как всегда, резко. Юрий Валентинович, тоже как всегда, - мягко.
Но так и не смог ни в чем ее убедить. Поднявшись с места и размахивая руками, студентка принялась горячо защищать свой опус. Кричала, что ее здесь не понимают, а вот члены ее кружка считают рассказ хорошим. Трифонов сказал, что не разделяет мнение членов ее кружка и невольно рассмеялся, вспомнив каламбур из популярного тогда анектода.
Но самый поразительный случай за годы моей учебы произошел на семинаре Николая Семеновича Евдокимова, с которым Трифонов учился в Литинституте. Паренек, называвший себя потомком великого хана, принес для обсуждения рукопись, нашпигованную лексикой неизвестного значения. «Что это?» - воскликнул Евдокимов. - «Как ты пишешь?!» «Понимаете, - объяснил потомок хана, - пишу-пишу по-русски, слов не хватает — перехожу на свой родной язык.» Видно, творческий процесс протекал у бедняги столь буйно, что не было никакой возможности останавливаться и заглядывать в словари.
Фантастическая практика «целевых» наборов продолжается по сей день. Только теперь она включает и подготовку писателей для «ближнего зарубежья» .

* * *

Пару раз перед обсуждением своих рассказов я приносила рукописи домой к Юрию Валентиновичу. В глубине квартиры мелькала молодая женщина в голубом халате. Квартира казалась мне огромной. Год назад я вновь побывала в этой квартире, где живет теперь племянник писателя. Квартира показалась крохотной. Теперь я понимаю, что свет и праздничность, и это ощущение исходило оттого, что там жил великий Мастер.

* * *

Иногда мне хочется думать, что мы не только учились у Трифонова, но и сами чему-то научили его. Иначе ему было бы нестерпимо скучно с нами ...
Я поступала на семинар с короткими рассказами, объединенными в небольшую и до сих пор незаконченную повесть о прошлом. Много раз Юрий Валентинович советовал мне продолжить и завершить ее, но я этого так и не сделала. Возможно, когда-нибудь решусь. Я боюсь воспоминательных ошибок. Но времени прошло так много.
Июль 1995 год
Опубликовано в русскоязычном журнале «ГОЛОС», США
Володина (Казарновская Г.А.) моя мама, училась в Литинституте
Казарновский В.В. - отец (1939-1995) окончил Литинститут

Александра Казарновская   26.05.2012 13:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «День рождения в Воркуте» (Александр Курушин)

только это не рассказ,а публицистика,отличная))Спасибо)

Александра Казарновская   18.05.2012 21:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Александра, поправил.
Да, там много сиюмиутного, фактически из путевых записок. Но потом решил - оставить их. Проза ру дает возможность поэкспериментировать.
С уважением,

Александр Курушин   15.06.2012 12:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Csy Ptdcf» (Юрий Фисун)

Прочитала вашу прозу. Понравилось. Хороший язык. Читается легко. Хотелось бы еще почитать.

Александра Казарновская   21.09.2009 01:54     Заявить о нарушении
Рецензия на «ОН БЫЛ» (Комиссар 74)

Жуткая трагедия... Ромео и Джульета. И не важно какого возраста. А главное что человек сволочь.
Так волков жалко. Хоть плачь

Александра Казарновская   19.09.2009 23:48     Заявить о нарушении
Рецензия на «Поскребыш» (Комиссар 74)

Трогательный рассказ. Люблю собак больше чем людей. Считаю животных ангелами. А говорят, за деньги нельзя купить друга... Прочитала в рецензиях про продолжение, так обрыдаешься же. У меня в жизни было много собак. Восточноевропейская овчарка умерла в один час с отцом. Отца убили родственники за квартиру. Не ходила хоронить отца. Он человеком был, разумным, должен был предвидеть ситуацию, я его предупреждала. Лежал в коме. Я сказала: - Пап, выздоравливай, пойдем домой, там овчарка Марта, пойдем гулять. Пришла, а у нее ноги отнялись. Отец дома побывал...
А так "хэппи энд", у щенка появился хозяин, впереди целая жизнь. Безнадеги нет, и читатель, как и щенок из рассказа, остается с надеждой.

Александра Казарновская   19.09.2009 15:17     Заявить о нарушении
да единственное с чем мы в этой жизни - с надеждой

Комиссар 74   26.09.2009 19:33   Заявить о нарушении