Сергей Сметанин - полученные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
С Наступившим тебя, Сергей! Много нового в новом году!
Габдель Махмут 01.01.2024 17:05 Заявить о нарушении
С уважением
Сергей Сметанин 03.01.2024 10:01 Заявить о нарушении
Не плюйте в колодец, коллега. Это опасно. Люди поумнее нас с Вами трактовали эту проблему несколько по другому. Вы просто путаете религию как Путь к Истине и ее внешнюю форму в виде иерархии, искажающую ЛЮБОЕ учение.Подмена религии психологией - довольно таки слабый ход, поскольку психология как наука о Душе - всего лишь часть религии - ну или философии, если Вас пугают ярлыки.)))
Поразмыслите - что именно хотел донести неглупый человек и писатель - наш старший брат и я думаю Учитель ВСЕХ писателей - нет ещё таких, чьи тиражи превысили 4 млрд. экземпляров - если Вы так любите логику и ее первую часть - анализ.
Что такое религия и в чем сущность ее
Скачать EPUB (1272 KB)
Скачать FB2 (1880 KB)
Скачать MOBI (2534 KB)
Отзывы (1)
Другие варианты названия: «Мысли о современном человечестве».
Том юбилейного 90-томного собрания сочинений: 35.
Отзывы
Lvyonok Yasnopolyanskiy 07.10.2016 15:26:12
Эта статья Л.Н. Толстого появилась впервые в российской печати в 1906 г. в издании А. Е. Беляева «Земля и труд» (вып. 2). Это важнейшая работа писателя о смысле жизни человека, его духовного развития.
Лев Николаевич начал работу над статьёй в Крыму в 1901-1902 гг., его беспокоила проблема веры-неверия людей, связанная с религией, без которой жизнь человека превращается в скотскую, человечество дичает. Вот почему необходимо учение о смысле жизни — составная часть любой религии.
Истинная религия есть такое согласное с разумом и знаниями человека установленное им отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его поступками. Несмотря на ослабление религии, «религия как была, так и остаётся главным двигателем, сердцем жизни человеческих обществ, и без неё, как без сердца, не может быть разумной жизни» (гл. IV).
Толстой пришёл к выводу, что религиозное сознание общества постоянно развивается, что «религии, как и всё живое, имеют свойство рождаться, развиваться, стареться, умирать, вновь возрождаться и возрождаться всегда в более совершенной, чем прежде, форме» (там же). Он считал, что человечество вступило в эпоху ослабления религии, но это лишь создало условие для дальнейшего её развития.
Религиозное учение всегда устанавливает отношение человека к бесконечному миру, одинаковое для всех людей. Признаки равенства людей между собой есть неизбежное, основное свойство всякой религии.
Толстой определял веру как душевное состояние, сознание такого своего положения в мире, которое обязывает его к известным поступкам.
Вера есть то же, что религия, с той лишь разницей, что под словом «религия» мы понимаем наблюдаемое вовне явление, верой называется явление, испытываемое человеком в самом себе. Из веры «вытекает направление» деятельности человека.
Толстой обращал внимание на важный педагогический аспект религии в установлении согласия своей природы телесной — физической и разумной — духовной. Религиозный человек старается устранить противоречие между требованиями разума и поступками своими и других людей, он хочет научиться наилучшим образом согласовывать свои поступки с требованиями своего разума.
В трактате Толстой продолжал тему науки: без религиозного мировоззрения (зачем нужно изучать её предмет, в какой последовательности) она превращается в знание, в котором все существенные вопросы и внутренние противоречия заслоняются колоссальным нагромождением фактического материала, «производится праздная, неясная и совершенно бесполезная болтовня».
Толстой обеспокоен тем извращением в духовном мире человека, которое происходит из-за неверия в собственный разум, учения передовых людей о вреде религии как препятствия на пути человечества к прогрессу. В таком случае «человек сделается беспринципным, бессовестным человеком, руководящимся в жизни только своими похотями и не только не осуждающим себя за это, но и считающим себя поэтому на высшей, доступной человеку, точке духовного развития». Толстой выявлял последствия бездуховной, безрелигиозной жизни, когда большинство людей будут поколениями жить и умирать без истинного понимания жизни, оставаясь покорным орудием для властвующих и обманывающих, т.е. для правительств и попов.
Религия, подчёркивал Толстой, влияет на то или иное поведение человека, определяет отношение человека как части к целому. А правила поведения, вытекающие из этого, должны быть так же святы, как вера в святость причастия, образов и т. п., для людей, вера которых основана больше на доверии, чем на ясном внутреннем сознании.
В человеке живёт Дух Божий, т. е. его способность к самоизменению, творчеству, а практическое правило — поступать так, как человек хочет, чтобы поступали с ним. Дух Божий человек может увеличивать своей жизнью, тогда наступила бы мирная, согласная и руководимая единой религией счастливая жизнь человека.
Толстой задавался вопросом, почему не происходит единение людей. Он верил в необходимость внутреннего, нравственного убеждения, что закон жизни людей — в любви и служении друг другу, а не «в борьбе и поедании друг друга». Толстой видел порочную зависимость: отсутствие религии делает возможной животную жизнь, основанную на насилии; животная жизнь мешает пониманию истинной религии и смысла духовной жизни. Надо разорвать этот заколдованный круг. Человечеством должно двигать согласное с разумом и современными знаниями отношение к миру и Богу, а человек только до тех пор слаб и несчастен, пока в его душе не разгорается светильник Бога. Толстой говорил о роли самосознания человека как духовного сознания, в котором есть сила Божья, и увеличивается эта сила только в душе, просвещённой религией (т. е. учением о смысле жизни). Толстой делал вывод о решающей роли религии как основы духовного сознания для поступательного развития человечества.
О том, насколько тема единения части и целого, человеческого «Я» и Бога глубоко занимала Толстого, о том, что в ней он видел понимание основы мировоззрения, истоки физического и духовного здоровья отдельных людей и человечества в целом, свидетельствует тот факт, что эта мысль была последней, которую, находясь на смертном одре, он диктовал дочери Александре в Астапове: «Бог есть неограниченное всё, чего человек сознаёт себя ограниченной частью».
Замечу - что Толстой буквально создал свою религию - "толстовство" и она живёт до сих пор.
Немного я видел атеистов, плюющих против ветра власти, войны, убийств, неправедных судов и против РПЦ. Куда проще плюнуть в колодец из которого до сих пор пьют (пусть что то непонятное для Вас)) миллиарды людей.
Вторым для меня человеком, поколебавшим мой примитивный (типо научный) атеизм был Эйнштейн - тот самый. Он сказал блестяще - "Религия и наука - два крыла человеческого общества. Религия ставит высокие моральные цели. Наука ищет методы их осуществления".
Думаю, Вы уже видели, к каим "изобретениям" приводит аморальная наука?
И в какую мерзость и мракобесие заводит официальную иерархию церкви отрицание научных методов познания? У науки и религии - разные сферы влияния. Наука вряд ли сможет изучить Любовь, Нежность, Ласку, Сострадание, Душу и Дух. Скорее она опошлит и изуродует эти понятия - примеры также налицо.
Так что - выше голову, коллега. Пример Христа именно в том и состоит, что он через добровольную смерть познал Истину и стал свободным. Богом в том числе.)))
Забавно, что попы извратили саму идею Учителя - а ведь он звал за собой ВСЕХ своих последователей. Помните Данко - это примерно та же история, только уже в мифологии коммунизма.
Сорри за длинную цитату - я с трудом привыкаю что на Прозе люди утратили способность читать тексты длиннее СМСки.))) Понимают - ещё меньше. Сразу готовят отлуп!)))
Успехов , мудрости, терпения и творческих удач!!!
Платонов Александр Михайлович 14.12.2023 19:54 Заявить о нарушении
Религия для меня и других атеистов не есть нечто непонятное. Мало того, мы даже сочувствуем верующим. Разве не мы в России утвердили Закон о недопущении оскорбления чувств верующих?
А Эйнштейн вот что сказал по поводу одного из воинствующих атеистов: «Я уважаю в Ленине человека, который с полным самоотвержением отдал все свои силы осуществлению социальной справедливости… Люди, подобные ему, являются хранителями и обновителями совести человечества».
Спасибо Вам за добрые пожелания. Того же желаю и Вам: здоровья, счастья, всех благ!!!
С уважением
Сергей Сметанин 14.12.2023 20:36 Заявить о нарушении
Эйнштейн говорит то же самое - что Ленин был самым великим идеалистом из пожалуй всего Мира. Даже профи фантаст Герберт Уэллс, бравший у него интервью офигел от масштаба фантазий "Кремлёского Мечтателя")))
Я хочу сказать, что КАЖДЫЙ из нас так или иначе создает "своего Бога" - как комплекс нравственных норм и представлений. Кому то для этого нужны внешние стимулы, кому то хватает внутреннего Учителя - в конце концов подсознание связано со Сверхсознанием - эта простая как столб мысль идёт из этих самых 100000, если не миллионов лет эволюции Хомо Сапиенс.
И доходит до Ноосферы Вернадского и учения "Общего Дела" философа - космиста Николая Фёдорова. Пишу о нём статью - настоящий забытый русский православный!!!))) Гений. Толстой и Достоевский рады были признать его своим Учителем. А Циолковский - хитрый жулик, хоть и получал от Фёдорова и стипендию и слямзил кучу идей - ни разу не упомянул источник. Так бывает. Держите витаминку, брат по разуму, если уж не в Махатме Ленине - это кстати тоже религия - с боле полной космогонией, философией и даже экономической теорией в отличие от Церкви !)))
Бога нет, но есть огонь во мраке
Дивных совпадений перепляс...
Символы, Знамения и Знаки
Смыслом завораживают нас!
Платонов Александр Михайлович 14.12.2023 20:56 Заявить о нарушении
Всего доброго!
С уважением
Сергей Сметанин 14.12.2023 21:15 Заявить о нарушении
Опять становимся бессмертной
Частичкой мыслящего света
Который льётся по Вселенной!
Платонов Александр Михайлович 14.12.2023 22:15 Заявить о нарушении
Все правильно, Сергей, поддерживаю!
Габдель Махмут 04.12.2023 20:03 Заявить о нарушении
Жил бы рядом, непременно пришел бы!.. А ты активен, Сергей, недавно был опубликован во Вратах... Молодцом, так держать! Искренне -
Габдель Махмут 04.12.2023 20:02 Заявить о нарушении
С уважением и теплом
Сергей Сметанин 04.12.2023 23:10 Заявить о нарушении
Как и в любом деле, есть ремесленники и есть творцы. Творец одарён и свободен, а ремесленнику надо отлично знать процесс, чтобы получить результат.
Надя Бирру 23.11.2023 21:58 Заявить о нарушении
С уважением
Сергей Сметанин 23.11.2023 22:34 Заявить о нарушении
Габдель Махмут 08.01.2024 09:21 Заявить о нарушении
С уважением и дружески
Сергей Сметанин 09.01.2024 12:27 Заявить о нарушении
"Bilde, Kunstler rede nicht", -- "художник, не разговаривай, а изображай". Но не надо забывать, что приходилось
в конце концов и "разговаривать" -- и в этом вопросе Гете прошел известный путь. Если пояснения не нужны при больших
созданиях, то тем менее уместны они в лирике. Здесь больше, чем где-нибудь, художественное произведение само должно
объяснять себя -- таков "принцип объективного процесса", исключающий всякие авто-комментарии: лишь активности читателя
принадлежит право -- оно же есть обязанность -- объяснения художественного произведения. Как ни самоочевидны
эти истины для молодого Гете, он не боится впоследствии опровергать их своим примером. Правда, задуманные примечания
к "Римским элегиям" не были составлены; но настала старость, произведения поэта отошли от него в прошлое,
и он счел возможным окружить их объяснениями. Ибо в чем же назначение "Поэзии и правды" как не в комментировании
произведений автора? И "Западно-восточный диван" восполнен целым сборником "Примечаний и статей для лучшего понимания",
в которых автор видит теперь "живое восполнение" своей философской лирики. Мало того: обширными комментариями
снабжаются те самые стихотворения, вроде "Зимнего путешествия на Гарц", самостоятельное понимание которых некогда
представлялось поэту самым существом лучшего читателя.
Не следует в этом видеть какой-то отказ от теории бессознательного создания -- и в этом нет нужды. Но теория
оказывается ограниченной -- и ограничивает ее отчетливая мысль писателя. Вспомним, как жадно хотел обратиться
искусству поэзии, вспомним его горькие жалобы на безуспешные попытки его юности найти руководство в теоретических
поэтиках всех времен, -- а ведь чему бы здесь учиться, если бы все сводилось к вдохновению? "Нам давали,
-- рассказывает он, -- теорию словесности Готтшеда; она представлялась достаточно пригодной и поучительной,
так как представляла исторические сведения о всех поэтических родах и знакомила с ритмом я его различными формами.
О таланте не было вопроса. Зато писателю предлагалось быть сведущим и даже ученым, обладать вкусом и так далее.
В конце концов нам указывали на "Искусство поэзии" Горация; мы с благоговением восхищались некоторыми золотыми
изречениями этого бесценного создания, но не могли взять в толк, как отнестись к целому и применять его к делу".
При этом теоретики путались то в неладных аналогиях поэзии с живописью, то в отожествлениях художественной ценности
с литературным поучением, вследствие чего высшим достижением поэтического творчества были объявлены басни Эзопа.
Нетрудно понять, в какую сумятицу погруженной ощущала себя молодая мысль в результате всех этих полупонятых законов,
обрывочных учений и вывихнутых теорий. "Цеплялись за образцы, но это не помогало: иностранные, подобно Древним,
были слишком далеки, а в основе лучших произведений отечественной литературы всегда обнаруживалась личность,
положительные качества которой невозможно было усвоить, и, наоборот, всегда грозила опасность усвоить её недостатки.
Это доводило до отчаяния юношу, ощущавшего в себе творческие силы".
От этого отчаяния Гете очень хотел избавить новые поколения. В его прозе и в его стихах, в письмах и разговорах
мы встречаем рассеянные разнообразнейшие указания и соображения, не только отвлеченно-эстетические,
но и практически-литературные, касающиеся как поэтического творчества в целом, так и отдельных поэтических форм,
родов и видов. Этого мало, -- Гете пытался (совместно с Шиллером и Мейером) составить свод руководящих указаний,
обширный отрывок которого дошел до нас. В основе этого наставления лежит мысль о дилетанте, смешивающем "искусство
с материалом". Отдельные искусства распределены здесь по таблицам, где и даны соответственные суммарные указания.
Это только схема, и только отрывок из нее, но и здесь подчеркнута мысль, которую Гете отстаивал в течение
всей жизни: поэт должен быть специалистом своего дела; дилетантизм также пагубен в поэзии, как и в любом деле.
Поэтому, сторонник теории вдохновения, Гете -- усердный учитель целесообразного наблюдения. "Имея общую исходную
идею, необходимо конкретизировать ее" -- так учит он своего Эккермана, хорошего мемуариста и плохого поэта,
вознамерившегося воспеть времена года. "Теперь,-- говорил Гете, советуя ему начать с зимы, -- вам необходимо
пробиваться к высшему и труднейшему, что есть в искусстве: к уловлению индивидуального; вы должны сделать
это во что бы то ни стало, чтобы преодолеть общую идею. Вы вот побывали в Тифуртском замке -- вот и постарайтесь
схватить его характерные черты... Я сам бы это давно сделал, но не могу, я слишком хорошо его знаю, и частности
во множестве теснятся во мне. А вы подойдите, как чужой, расспросите у коменданта об истории дворца и выделите
важнейшее, значительнейшее... И нечего бояться, что частности не найдут отклика. Все характерное,
как бы оно ни было своеобразно, все подлежащее изображению, имеет общее значение. Ибо все повторяется,
и нет ничего на свете, что не было бы единственным. На этой ступени индивидуального изображения начинается
то, что называется композицией".
Это советы мастера, советы специалиста; он учит делу, которому он и его собеседник посвящают жизнь.
Его разносторонность как-будто противоречит этому сосредоточению в народном ремесле. Ученый, администратор,
писатель, он личным примером как будто опровергает свою теорию специализации. На самом деле он ее поддерживает,
независимо даже от универсальности своих способностей и устремлений. Он вообще считал себя рожденным
для литературной деятельности и доказательство этого видел в свойственной ему "прирожденной методике", которая,
"последовательно направленная на природу, искусство и жизнь, развивалась до все большей уверенности и умелости".
Результаты говорят за то, что если Гете не везде был профессионалом в узком смысле, то ведь нигде он не был дилетантом;
и меньше всего он был и позволял им быть в поэзии, которую всегда считал своим истинным призванием и основным
делом своей жизни.
А.Г. Горнфельд
http://ino-lit.ru/lit/text/914/50001/Gornfeld/kak-rabotali-gete.htm
Сергей Сметанин 09.01.2024 13:53 Заявить о нарушении
Хорошая игра слов. Я иногда задумываюсь, а есть ли такие возможности в, скажем, английском, индусском и пр.? Жаль, не владею никаким...
Габдель Махмут 26.09.2023 19:56 Заявить о нарушении
С уважением
Сергей Сметанин 26.09.2023 20:05 Заявить о нарушении
Габдель Махмут 26.09.2023 20:15 Заявить о нарушении
"ошакаливание зашкаливает". Эт точно!, сказал бы Сухов!..
Габдель Махмут 26.09.2023 19:53 Заявить о нарушении
Ну, это ваще песня у тебя, друг Сергей! Могешь ведь а, что диву даешься!.. Искренне,
Габдель Махмут 26.09.2023 19:52 Заявить о нарушении
С уважением
Сергей Сметанин 26.09.2023 20:02 Заявить о нарушении
Мне иногда приходится западать на сериалы, если авторы и тема вызывают доверие. Грязь с экрана лилась, как и передачи типа "стирка", в основном, в 90-ые годы. Сейчас все интересней ставят. Вот на днях посмотрел с интересом "Спасскую" - очень правдивые истории, и снято красиво. Наше кино постепенно выкарабкивается... С уважением,
Габдель Махмут 26.09.2023 19:49 Заявить о нарушении
С уважением
Сергей Сметанин 26.09.2023 20:00 Заявить о нарушении
Здесь каждое предложение можно пустить в полет, как самостоятельную цитату... Мудр коллега-друг Сергей Сметанин, очень мудр! Искренне,
Габдель Махмут 19.08.2023 09:35 Заявить о нарушении
С уважением и дружески
Сергей Сметанин 20.08.2023 16:41 Заявить о нарушении