Вера Руднянская - полученные рецензии

Рецензия на «Город мудрых дев, глава 31. Наконец, молитва» (Вера Руднянская)

Лия Владимировна Зотова
Рецензия на книгу Веры Руднянской «Город мудрых дев: Фрески монастырской жизни»
Часть 1
Так получилось, что я познакомилась с автором настоящей книги много лет назад. И я рада, что у Веры наконец-то воплотилась ее творческая задумка – она наконец-то написала свою книгу. Сразу скажу, что я ознакомилась с текстом и не могу согласиться с авторским названием книги. Я бы назвала книгу по-другому: «Монастырь и мир: взгляд или «зарисовки» монастырского экскурсовода». В самом начале книги, в Предисловии к Предисловию, автор указывает на жанр книги: это – «повесть». Однако, на мой взгляд, настоящая книга скорее не повесть, как целое произведение - повествование, а сборник коротких рассказов – «зарисовок с натуры» - о монастырской жизни и встречах с разными людьми как в стенах, так и вне монастыря. Автор пытается «живым языком» передать эти встречи. Поэтому в рассказах совсем мало размышлений (идей) и много «живых» диалогов. В целом – мне понравились рассказы Веры, но … они рассчитаны, как мне кажется, на женскую аудиторию. В рассказах много эмоций и мало идей. В данной рецензии я постараюсь остановиться на тех немногих идеях автора, которые меня «зацепили» и над которыми мне хотелось бы поразмыслить.

Читая 1 главу, я обратила внимание на фразу: «нужно иметь внутренний стержень, щит образованности и волю, чтобы подчас отстаивать свои внутренние ценности, не согласные с ценностями руководительниц и начальствующих». Как я понимаю, здесь подразумевается разномыслие внутри одного организма (и Тела Христова) - монастыря. Безусловно, православие – это самая свободная религия и разномыслие в Нем должно быть, но это разномыслие не должно превращаться в противостояние («щит» - символ войны), а должно быть открытым и уязвимым одновременно, т.е. разномыслие должно стремиться к диалогу и пониманию Другого (в книге это – «руководительницы и начальствующие»), а не к разделению (атомизации и изоляции всех и каждого) Тела Христова.
Следующая идея из 1 главы: ««Движение – жизнь!» Эврика! Вот оно! Движение: двигаться, стремиться, изменяться, лететь на огромной скорости! Не оставаться на одном месте, не застревать! А как быть монаху, который изо дня в день трудится в иконописной мастерской или шьёт облачения? Где сокрыто его движение? Но ведь и он внутри своего сердца незаметно от окружающих летит и меняется. Движется к Царству Небесному». Здесь мысль про внутреннее движение. Мне хотелось бы с помощью англиканского архиепископа Роуэна Уильямса и его книги «Безмолвие и медовые лепешки: Мудрость пустыни» ее расширить. Внутреннее движение в христианской аскетической традиции имеет оборотную сторону – «Пойди и сиди в келье своей: келья твоя всему тебя научит» (авва Моисей). «Научиться оставаться там, где ты есть – это один из тяжелейших уроков пустыни… Терпение самого себя и тех, кто всегда находится непосредственно рядом с тобой, требует особой меры благодати» (С. 115). «во время пребывания в келье главным остается сохранение связи с реальностью (т.е. связи с самим собой настоящим – Л.З.)» (С. 121). «вновь на ум приходит Энни Диллард, описывающая способы, посредством которых мы уклоняемся от того, чтобы наконец взяться за трудоемкую работу (в психологии это называется прокрастинация; под «трудоемкой работой» Энни Диллард имеет ввиду написание книги – Л.З.), которую нам необходимо сделать … Как она пишет: «Нам следует избегать привлекательных рабочих мест. Каждый хочет оказаться в комнате без окон, чтобы в темноте наше воображение могло соприкоснуться с памятью». Пребывание в келье похоже на «комнату без окон» в том смысле, что она является местом, где наше «я» может встретиться с самим собой (с глубинным, духовным «я» - Л.З.). «Пойди, сиди в келье своей, отдай в залог тело твое стенам кельи и не выходи оттуда». Это означает, что вы должны себя отдать в залог самому себе и всему, что вас в данным момент окружает, как если бы речь шла о вашем согласии с предложением руки и сердца (в Англиканстве епископы женаты – Л.З.). Вы должны жениться на реальности с конкретным пониманием, где я и кто я, а не на иллюзии и мире волшебства, в котором может случиться все, что я захочу. … Это довольно радикальное толкование полюбить себя по-настоящему. … сатана желает, что Иисус присоединился к нему в мире (искушение властью – Л.З.), где причина и следствие лишены смысла, в мире магии. Иисус отказывается от этого, решив пребывать в пустыни, обрекая Себя на голод и скуку … Он отказывается манипулировать и принуждать людей к вере, поскольку уверовать может только личность, а личности не живут в иллюзорном мире» (С. 128). «Некоторые полагают, что религиозная вера основана на людской неугомонности, неудовлетворенности обыденным и материальным; что это своего рода поэзия, а не проза. И они не ошибаются в отношении поэзии (Бог как Поэт сочинил мир – Л.З.), вот только эта поэзия должна созидаться из глубоко личного опыта при помощи самых обыденных слов. Фактически все религиозные традиции в какой-то момент настаивают, что святость подразумевает и новую встречу с прозаичностью жизни на своем пути к преображению» (С. 133). «Благодать возвращает нас к тому, чтобы находиться здесь и сейчас (к целостности – Л.З.)» (С. 135). «Подобно тому, как Энни Диллард рассказывает о ремесле писателя, мы должны отыскать достаточно темное место для того, чтобы память и воображение смогли взяться за руки. И это не суровые места … и не комфортные места …, но скорее места достаточно простые, где можно поселиться в присутствии Божьем, подружиться с самим собой» (С. 138). «Секрет жизни на протяжении литургического года заключается в том, чтобы помнить о необычности времени, которое просто течет день за днем, потому что именно в это время мы призваны и способны меняться и возрастать в любых обстоятельствах, с которыми сталкиваемся. Здесь мы ежедневно, обычно не будучи ни привлекательными, ни святыми, вместе с другими не очень привлекательными и святыми людьми пытаемся справиться с неказистой прозой нашего каждодневного служения. Мы ежедневно решаем осознанно подходить к прозе жизни, т.е. к самим себе и друг к другу как к материалу для чего-то невообразимо большего – Царства Божьего, славы святых, примирения и чуда» (С. 140). «Не спешить – это естественно. Только располагая некоторым временем, вы сможете осознать, что вы намного больше, чем простой индивидуум» (С. 166). Можно сказать, что внутреннее движение – это движение к себе настоящему и к Царству Божьему, которое «внутрь вас есть».

Вера Руднянская   19.12.2021 12:16     Заявить о нарушении
Лия Владимировна Зотова, рецензия, часть 2
В главе 4 обратила внимание на фразу: «Ребёнку нужные встречи, книги и непредвиденные ситуации». Я бы сказала, что все перечисленное нужно не только ребенку, а любому человеку в любом возрасте, т.к. в каждом человеке независимо от его возраста живет его Божественный ребенок, которому «жить – интересно».

В главе 6 набрела на авторскую мысль: «Как хранить в душе подлинную веру и благоговение к святыне, не останавливаясь в познании мира в том числе через светскую культуру? … я нашла для себя ответ: если параллельно с любой книгой изучать Слово Божие». Здесь я вспомнила о теории «двух истин» времен Галлилея. Есть книга природы (культура), а есть книга книг – Библия. Эти книги существуют параллельно, и не пересекаются. Действительно, именно так принято в классической науке – физике. Автор полагает, что с помощью Библии можно познавать мир. Однако, на мой взгляд, проблема заключается в том, как автор будет толковать Библию, ведь от этого толкования будет зависеть в конечном счете и познание им мира. На мой взгляд Библию надо читать и изучать всегда, это – необъятное по смыслам Слово Божие. Другие книги по сравнению со Словом Божиим ограничены и временны, поскольку написаны тварными, ограниченными авторами. Поэтому я бы здесь расставила акценты: сначала - Слово Божие, а потом - познание мира. По поводу последнего хочется сказать, что настоящее познание мира - это познание своего глубинного я. Познаешь себя – познаешь мир. Гноси се автон (Платон).

В главе 9 я обратила внимание на мысль: «Призвание каждого христианина – познать Бога и стать подобным Ему». По этому поводу хочется заметить: современная богословская мысль отодвигает Бого-познание на второй план, и на первом месте ставит Бого-узнавание, т.е. Встречу с Богом. Православный теолог А. Филоненко (вслед за Г.У. Бальтазаром) развивает богословие узнавания, которое заключается в Бого-общении и Бого-узнавании через гостеприимство (безкорыстие, безполезность, уязвимость) и красоту (Тео-эстетика, Благодарность).
Также из 9 главы: «Стройными рядами стоят сестры: схимницы, инокини, послушницы. И у каждой в руках тот атрибут, который характеризует её послушание. У меня конечно в одной руке просфора, за другую веду детей, а на поясе висит громкоговоритель». После прочтения этой фразы у меня сразу возникло представление о монастыре как о казарме, а о монашестве как об армии. В унификации (безликости) исчезают неповторимые лица сестер и остаются только «характерные атрибуты». Это проблема не монастырской жизни как таковой, а проблема всей Восточной (Византийской) аскетической традиции. Первые общежительные мужские монастыри – лавры – задумывались как большие казармы. Но «Бог каждого человека ведет особо, в рамках христианства, но у христианства широкие рамки. Бог каждого ведет своим путем», по словам о. Петра (Мещеринова). Я думаю, что об этом нельзя забывать. А ещё нельзя забывать о том, что православная суб-культура – «атрибуты послушания» - это всего лишь культура, а не само Православие: «эту субкультуру принимают за само Православие. … Из этой субкультуры надо выйти» и встретить Христа.
Глава 25 заканчивается интересным размышлением и риторическим вопросом: «будущее именно монастырей меня пугает. Почти 10 лет я была самой младшей сестрой в обители. Только недавно появилась девушка немногим младше меня, и то вопрос останется ли она. И вот мне снятся страшные сны о будущем: будет мне лет 60, похороню всех, кто сейчас стар, и тех, кто еще в силах. И останусь одна доживать свой век в музейной резервации. Переубедите меня что не будет этого! Впрочем, Господь Сам призывает людей к монашеской стезе, и, если Ему будет угодно, Он позовет новых монахов на это красивое древнее служение. На этих размышлениях я завершаю первую часть книги, и представляю читателю статьи на разные темы. А как Вы считаете, для чего нужны миру монахи?». Не могу согласиться с мнением автора, на мой взгляд у русских женских монастырей будущее есть. И это будущее – «белый платочки» (бабушки, бабульки). С другой стороны, прот. Александр Шмеман говорил о ненадобности монастырей, о том, что монахом человек может быть и в миру, главное – чтобы он вел скромную жизнь. А свт. Феофан Затворник говорил, что время больших монастырей пройдет, и настанет время малых общин. На последний риторический вопрос хотелось бы ответить так: монахи миру не нужны. Они безполезны, как цветы и кошки . И монахи, и цветы, и кошки – они лишь свидетельствуют о Той Красоте , которая «спасет мир».
Моя рецензия подошла к концу. Благодарю автора Веру за книгу и за возможность дать ответ на эту книгу.

Вера Руднянская   19.12.2021 12:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Город мудрых дев, глава 29 Она любила каждого» (Вера Руднянская)

Очень светло и по-доброму написано, хотя и грустно. Спасибо за произведение!)

Эмма Садова   12.12.2021 11:48     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Эмма!
http://www.youtube.com/watch?v=PDErHhPrqi4&t=88s
Это небольшой сюжет про матушку Февронию. Нам её не хватает.

Вера Руднянская   12.12.2021 13:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Город мудрых дев, глава 29 Она любила каждого» (Вера Руднянская)

Здравствуйте, Вера!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
Список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2021/11/29/1424 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   11.12.2021 10:31     Заявить о нарушении
Рецензия на «Город мудрых дев» (Вера Руднянская)

Да уж, в 36 лет не знать, что такое синус и косинус. Никогда не подумал бы, что такое возможно в наш век. Хотя, впрочем, автор прав: "… У каждого человека свой жизненный путь. Свои падения и достижения. Свои слабости и сильные возвышенные стороны".

Петр Панасейко   10.12.2021 18:26     Заявить о нарушении
Рецензия на «Город мудрых дев, глава 29 Она любила каждого» (Вера Руднянская)

Весьма полезная информация. К сожалению, мы мало знаем о жизни монахов и монахинь.

Петр Панасейко   10.12.2021 17:59     Заявить о нарушении