Рецензия на «Курсанты» (Валерий Гудошников)

Начал читать с интересом повесть, Валерий, и сразу пошли воспоминание о бардаке, который периодически приходил и в военную, и в гражданскую авиацию СССР и России. Наш выпуск ОВВАКУЛ им. И.С.Полбина выпустили 26 апреля 1969 г., дав налетать всего 5 часов на 4-ом курсе, на ИЛ-28, из них лишь два полёта по БК разрешили вып. самостоятельно. А 51 мтап на Балтике, куда я попал после училища, уже через 2,5 успешно разогнали, т.к. этих "дармоедов" - лёДчиков сначала стране не хватало, а потом развелось как "нерезанных собак"...

Прочту до конца- отпишусь - http://proza.ru/2019/06/17/574

С уважением, жму кисть, ВВЧ.

Полковник Чечель   24.04.2024 21:37     Заявить о нарушении
Да, было время, когда Никита приснопамятный разгонял военную авиацию и резал новые самолёты, соблазнившись ракетами. В конце 60-х в Кр. Куте много переучивалось офицеров на самолёт Ан-2. У них были ускоренные, кажется полугодовые, курсы. Такие закончил мой друг Володя Леонтьев, летавший на Ту-16 и впоследствии погибший с экипажем в УФе на взлёте в мае 1979 г

Валерий Гудошников   25.04.2024 10:01   Заявить о нарушении
Да, любопытное начало учёбы, Валерий, я ведь тоже поначалу в ГА хотел...

Полковник Чечель   25.04.2024 16:42   Заявить о нарушении
А я наоборот, поступал у себя в Балашове, но не прошёл мед. комиссию.

Валерий Гудошников   26.04.2024 07:12   Заявить о нарушении
Валерий, дошёл до описания первых прыжков с парашютом - первый раз встречаю, чтобы начинали прыгать с 1500 м, инструктор одевал парашют в самолёте, да и очерёдность обычно - по весу - самые тяжёлые идут первыми...? Хотя в авиации бывает Фсё!!! Свой второй в жизни прыжок я сделал на ав. празднике, без шлема, в компании асов: МС СССР Вали Закорецкой, Осипова, первым в Союзе перевалившем через 10 000 прыжков, и прочих членов сборной СССР и ПРИВО, (а всё друг Витя Лисьих меня туда сумел воткнуть вместо кого-то заболевшего...) Витя курсантом поступил, имея 1-ый разряд и меня к прыжкам приохотил.

В итоге: 823 прыжка, из них две "отцепки", на 166 и 778 прыжке, штук 40 - ночью, штук 80 - на "показухах", в основном, на город, три прыжка на воду - два плановых, один вне плана -
http://proza.ru/2011/06/01/1003

http://proza.ru/2011/09/08/1307
Жму кисть, ВВЧ.



Полковник Чечель   26.04.2024 12:30   Заявить о нарушении
Видимо потому, что прыгали, если память не изменяет, с каких-то допотопных тряпок, ПД-8 что ли, не помню уж точно, практически не управляемых, да если и ещё и первый раз и без всяких тренировок, которые ныне есть. Для того высота нужна была, чтобы успеть в себя прийти. Прыгали, как мешок с балластом. Но с принудиловкой конечно. Следующие, кажется, уже были с 900 м. Всего надо было сигануть 6 раз. Я два раза в придаче к своим прыгал за своего соседа по кровати (даже сейчас не хочу говорить его фамилию - хороший, в общем-то парень из Армении)- ничего, прокатило. Инструктора парашютисты-то нас не знали всех. А были редкие случаи, кто не прыгнул - отчисляли. Но таких были единицы. Но были.

Валерий Гудошников   26.04.2024 22:09   Заявить о нарушении
Да, парашют был ПД-47 квадратный, дубовый и плохо управлялся... мне удалось уже с 6-го прыжка пойти на ручное раскрытие, а до конца учёбы в училище совершить 17 прыжков, когда у всех только 6. В 51 мтап на Балтике меня сразу посчитали "спортсменом" и выдали спортивный, якобы, купол Т-1 с тремя щелями, но которые в воздухе надо было ещё и расчековывать, что, если не поел, не всегда получалось...

Полковник Чечель   29.04.2024 20:43   Заявить о нарушении
С интересом прочёл как начинали летать на ЯКе... Мы на Л-29, а тренажёр, который значительно упрощает первоначальное обучение, в училище пришёл лишь через два года... Во всём остальном много общих моментов... У нас по "нелётной" списали 7-рых, даже странно, ребята спортсмены, с хорошей реакцией, а вот "землю не чувствовали"...
http://proza.ru/2012/09/30/1830

http://proza.ru/2012/10/25/1285

Не забыть ребят, которых списали по "не лётной". Это одно из самых жестоких испытаний, которое может придумать жизнь - пройти все медкомиссии, психанализ, полтора года учёбы, экзамены, приступить к полётам и, взяв по три вывозных программы, услышать страшный приговор: "Лётчика из тебя не получится". Ребята со слезами на глазах делали свой большой портрет в шлемафоне, и уходили, понимая, что они уже никогда не сядут за штурвал самолёта. По человечески их было очень жаль, хотя некоторые проучившись 1,5 года уходили вдруг сами, "прозрев", что профессия военного лётчика - это не то, о чём они мечтали в жизни.

Штангист Коля Занкин, флегмат Петя Петухов (по кличке "Петушок"), перворазрядник по волейболу Лёша Зубрицкий и другие) - всего 7 человек на нашем курсе, кто не смог освоить профессию лётчика. Я не знаю их дальнейшую судьбу, но хочется верить, что они смогли найти себя в этой жизни, ведь она так прекрасна и многогранна...


Полковник Чечель   29.04.2024 21:15   Заявить о нарушении
У нас им предлагали пойти в технич. училища. Кто соглашался, потом, их закончив, всё же стали летать, но уже бортмеханиками.

Валерий Гудошников   01.05.2024 07:23   Заявить о нарушении
Прочёл до конца - для лётчиков прочесть полезно и интересно, для простых читателей - слишком много подробностей, но в целом, повесть удалась. Можно достаточно много взять от Вас для своего лётного и жизненного опыта!! Кстати, в 1974 г довелось принимать ГОСы по технике пилотирования у курсантов - выпускников Оренбургского ВВАКУЛ им. И.С.Полбина, на ИЛ-28. В первый день выполняли контрольный полёт в зону на "спарке" ИЛ-28у, под шторкой и обязательно выводом из сложного положения. Второй день все члены сидели за столом, с арбузами, водкой, пивом и прочей закусью, ввиде коньяка или спирта - напротив посадочного " Т ", и оценивали взлёт, расчёт и посадку курсантов, самостоятельно, на боевых ИЛ-28. В передней кабине штурман - офицер, в звании от старлея до подполковника. В задней кабине вср (верный глаз в жопе командира), воздушный стрелок-радист в чине прапорщика...

Курсанты делали два полёта. После посадки первым называл оценку тот, кто с ним летал накануне КП, потом все остальные... корректировали большинством голосов...
"Лимита" на 5-ки не было, но "блат" имел место быть!!!

http://proza.ru/2015/11/16/2093

«Мало полюбить небо. Надо, чтобы небо полюбило тебя. А оно любит смелых, знающих, трудолюбивых».
(В.М.Мясищев)

Пролог

Идёт приём госэкзаменов по технике пилотирования. Отлетали два дня в Чебеньках, перелетели в Орск. Я самый молодой член ГЭК жадно вслушиваюсь в любой опыт «корифеев» лётного дела. Кроме меня из Морской авиации зам. комэска с Риги Володя Коноваленко – старый седой капитан, который всё это проходил десятки раз, поэтому он спит, а я «впитываю». Сидим в курилке после «товарищеского» ужина. Рассказывает полковник Уманец: «В таком-то году как-то мы три года переучивали сирийских лётчиков в Сирии. В первый год нам семьи брать запрещали, скучно, поэтому развлекались, как могли.

Повадился у лётчиков молодой араб, которого звали Хасан, шоколад выклянчивать. Сначала давали просто так, а потом кому-то пришла идея: «А давайте будем его русскому языку учить, и за успехи поощрять шоколадом». Сказано – сделано.

Первая фаза обучения заключалась в том, что молодого араба по сирийски спрашивали: «Хасан, зейер?», - т.е. «Как жизнь?» А Хасан должен был по-русски отвечать: «Хорошо» или «Ничего», а если всё прекрасно, то «Зае… - Зашибись» в переводе. Три месяца потратили, но научили правильно отвечать в соответствии с настроением. Следующая фаза обучения заключалась в том, что начали учить фразе: «Я уже не обезьяна, но ещё не человек». Потратили пол года – бесполезно, араб так эту фразу и не выучил, зато первую освоил в совершенстве.

На второй год пребывания в Сирии нам разрешили взять своих жён. И вот идёшь, бывало, с женой в казино под ручку или в солдатский клуб фильм посмотреть, а арабчёнок уже издалека орёт: «Эй, спроси меня, Хасан, зейер?» Мы ему: «Молчи, Хасан!» А он в ответ: «Зае… (Зашибись…)» В общем, перед жёнами приходилось краснеть чуть ли не каждый день.

Иду в лётчики

А к чему это я всё вам рассказал, блин? Ах, да – это я к тому, что курсант уже вроде и принадлежит к семейству «пернатых», но до настоящего лётчика ему ещё ох как далеко… Т.е. фразу: «Хасан, зейер?» - он по русски освоил, но фразу: «Я уже не обезьяна, но ещё не человек, в смысле – «ещё не лётчик» Примеры? Да, пожалуйста, но начну издалека. Поскольку, мы с батей жили всё время в военных гарнизонах, то насмотревшись на армейскую жизнь, я чётко понимал, что по стопам отца идти не хочу. Поэтому сразу собрал документы и отправил их в Бугурусланское авиационное училище лётчиков Гражданской авиации. Мне оттуда пришёл вызов на вступительные экзамены, я уже собирался вылетать к указанному там сроку, как риторический вопрос лейтенанта Володи из батиного танкового полка враз разрушил все мои планы. «Вася, ты что, хочешь всю жизнь пролетать на «кукурузниках?»...

Но вернёмся к ГОСам - укажу три детали: 1. мне никогда больше не приходилось так много пить сразу после полётов и наканануне лётного дня (доктору нас не показывали, все мед. наши параметры были заранее записаны в журнале). 2. Все члены ГЭК были "профи" - дяди с бородой, начавшие летать, когда курсанты ещё под стол пешком ходили. Но я был самый молодой капитан, к-р звена с Балтики. В итоге, в припадке служебного рвения, я так засрал вводимыми эволюциями самолёта мозги курсанту Дьячковскому, что когда самолёт и так находился в режиме пикирования, шуранул штурвал от себя с такой отрицательной перегрузкой, что поплавковые клапаны измерения топлива залипли в верхней точке...

После полёта вср прапорщик Чашка вылез из кабины бледный и проглаголил: "Тов. капитан, может у Вас в Морской авиации так принято, но у нас в ВВС так не летают!!!" О третьем нюансе напишу позже, бо, жена зовёт откушать обед...

Полковник Чечель   03.05.2024 12:32   Заявить о нарушении
3) Всем членам ГЭК выдали солидные, с надписью ОВВАКУЛ - 74 ГОСы, голубенькие книжки, размером в пол тетрадного листа, где были записаны ФИО всех курсантов, которых тебе предстоит проверить в воздухе, и в которые ты обязан был карандашиком записывать все отклонения и ошибки проверяемого ученика, естественно, не в ущерб безопасности полёта. В целом, я скажу идея здравая, и значительно повышает ОБЪЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНКИ техники пилотирования курсанта. Потом эти книжечки нам оставили на память.

Прошло 15 лет, провожу занятия на курсах Командиров АЭ в 33 ЦБП и ПЛС МА СССР, города Николаева, куда я перевёлся с должности командира полка на Балтике. Натыкаюсь на фамилию "Минабаев", глянул на "фейс лица", год выпуска, и говорю: "Тов. майор, Вы помните, как мы летали с Вами контрольный полёт в зону в 1974 г. на выпускных экзаменах? Только тогда я был капитаном!!!" Он мне: "Вы ошиблись. Я сдавал экзамен полковнику. Их было всего два от Морской авиации, и они особо "зверствовали", ставили даже "трояки", и ребята потом так и выпускались с этой оценкой "удовлетворительно" по т/п, шли в боевые полки, и у многих это потом сказалось на их лётной карьере"

А нас в морской форме членов ГЭК было всего двое - я, капитан, командир звена, с Храброво, Калининград, и старый седой капитан, зам.комэска, Володя Коваленко. Но мы ходили всё время в лётных комбезах, и только белые фуражки выдавали нашу принадлежность к ВМФ СССР. И кто-из курсантов пустил слух, что эти морские полковники "звери", режут всех безбожно, и тому очень не повезло, если он попал в группу, кого они будут проверять...

Тогда на следующий день я из дома принёс эту экзаменационную книжку, нашёл среди 12 "солопедов" тех, кого проверял в воздухе на двух аэродромах: Чебеньки и Орск, фамилию Минибаев, перечислил все его основные ошибки, и только тогда он поверил, что мы с ним летали, и именно я записал результаты контроля в его курсантскую Лётную книжку.

Жму кисть, коллега, с уважением, полковник Чечель.

Полковник Чечель   03.05.2024 16:46   Заявить о нарушении
Спасибо, столько воспоминаний. Невозвратимо. А на Ан-2 в среднем летали после выпуска 4-5 лет. После соответствующего налёта можно было на любой тип. Кажется, после 2 тыс. ч. У меня за всё время налёт на всех типах более 19 тыс. ч. Практич. 3 года не был на планете. Но есть многие, у которых и 22 тыс. есть.

Валерий Гудошников   04.05.2024 11:25   Заявить о нарушении
Да, всегда смотрел в этом отношении с белой завистью на пилотов ГА. У меня общий налёт менее 4000 часов и это за 37 лет нахождения на лётной работе. Т.е. было достаточно много периодов, когда полёты 2 - 3 раза в месяц считались "нормой"...

Полковник Чечель   04.05.2024 18:41   Заявить о нарушении
А какой смысл военному лётчику утюжить небо по 8 ч. в день? А иногда и больше.

Валерий Гудошников   04.05.2024 19:14   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валерий Гудошников
Перейти к списку рецензий, написанных автором Полковник Чечель
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.04.2024