Рецензия на «Земляне» (Илья Калинин)

Ну что, брат Илья? Давненько не читал я текстов на настоящем русском языке, ещё со времён Палисандрии Саши Соколова с таким наслаждением. Думал уже что русских писателей уж не будет. И не наслаждаться уж мне вечно свежей водой струящегося ручья нашей словесности. А тут тебе и пожалуйста.

Думаю что теперь-то возможно тебе выразить всплывшее своё недоумение, прибегнув к аналогии.

Случилось мне, сильно натянутому школьному проешнику по рисованию, посетить как-то Новую Третьяковку на Кузнецком мосту. И там, блуждая меж полотен всемирно известных Шагала, Петрова-Водкина, Малевича, как-то не особенно и впечатлился, но! Но в одном из закутков зала обнаружилась мне выставка картин некоего художника Гелия Коржева. Изрядно выписаны были все они.

Но. Теперь уж оно одно. Портрет солдата «Следы войны» 1963-1964 г. У солдата было запечённое в горниле боёв лицо и один глаз – карий, сияющий тихой радостью видеть мир. Там, где должен быть глаз другой – какая-то вмятина. Зачем родился этот человек на белый свет? Затем ли чтобы всё наше вселенское безумие прокатилось по нему, оставив в памяти то, что мы, избежавшие этой участи, назвали лицемерным словом Ужас.

Потрясённый всей своей слабонервной натурой выбухнул я ни в чём не повинной смотрительнице самый экзистенциальный вопрос:
Зачем? Зачем эти все художники пишут свои картины разной степени известности?
Вот и сейчас я задаю себе и тебе вопрос – зачем мы пишем о войне с разной степенью мастерства? Когда ни одна книга не остановила внутривидового убийцу сапиенс.
Издёвка!

Виктор Гранин   17.10.2023 15:32     Заявить о нарушении
Что, брат Виктор, кроме благодарности могу высказать? Ничего, собственно. Спасибо!
Сравнение с Сашей мне льстит в некоторой степени - Саша необыкновенно крут; его сам Владимир Владимирович хвалил (не этот, другой), но Соколову надо бы оставаться в парадигме худлита, не распыляясь на эссе о демократии, свободе и правильном устройстве социума - в них он банален, выспрен и... Ну, в общем, лучше о "Палисандрии".

Кстати, есть ещё пара текстов у меня, близких к этому и могущих напомнить Сашины экзерсисы: "Майкино варенье" и "Дом всеми окнами на юг" - почитай, буду признателен.

А Коржева я люблю, Коржева я знаю, и если бы не последние его, постперестроечные "мутанты-фафнурики" (или как там правильно, не упомню уже) - всё было бы совсем классно.
Что Саша, что Гелий: стоит удариться в социалку - будто гасится талант, как свечка, которую колпачком... знаешь... была такая приспособа раньше у слуг в богатых домах: колпачок свечной на длинной палке - за барином свет гасить. Вот...
Зачем он писал? Потому что не мог не.

...А вот ещё один дядя тех же лет: Георгий Нисский, с его низкими горизонтами; тоже очень люблю. Он, стоит сказать, был эпикуреец: в советское-то время имел яхту (!), волгу и прочие атрибуты, но был прекрасен в творениях своих, кои ни в малейшей степени не отражали ни скорби его по неправильности социума, ни ещё чего-то в этом роде.
Просто писал.
Потому что мог. Хорошо мог.
Вот и мы, грешныя, пишем потому что могём...
Спасибо, Виктор!

Илья Калинин   17.10.2023 17:34   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Илья Калинин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виктор Гранин
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.10.2023