Рецензия на «Опять горел во сне Баку» (Ольга Анцупова)

Получилось интереснее, чем просто воспоминания. Изюминка этого рассказа - нравственный облик общества, в котором мы, увы, продолжаем жить. Каждый из описанных здесь персонажей добавляет свой значимый штрих в общую картину. И картина эта печальная. В критических ситуациях люди поворачиваются к нам с самой неожиданной стороны. И важно нам самим не запутаться в оценках происходящего.

Прежде всего, этот рассказ яркое свидетельство о том, в какой период истории мы живем. Библия дает нашей эпохе любопытное название: «... в ПОСЛЕДНИЕ ДНИ (так же “кончина века”, “последние времена” библейская идиома, указывающее на определенную эпоху) наступят тяжкие времена, потому что ЛЮДИ будут любить только себя и деньги, будут хвастливы, заносчивы, грубы, непочтительны к родителям, неблагодарны, в душе у них не будет ничего святого. Это будут люди бессердечные, безжалостные, клеветники, несдержанные, жестокие, враги добра, предатели, необузданные, чванливые, они будут любить удовольствия больше, чем Бога, будут держаться внешней набожности, но откажутся от ее внутреннего смысла. Держись от них подальше... А негодяи и мошенники будут идти все дальше — из огня да в полымя! — и сбивать с пути и других, и себя» (2-е Тимофею 3:1-5, 12-13 Библия — современный перевод РБО). Именно такое общество мы видим в этом рассказе. И оно не однородно - грехи разнообразны, они у каждого свои. И как картина из мазков из них складывается портрет времени.

Мне наиболее интересной показалась попытка дать нравственную оценку всем этим разнообразным персонажам. В любой оценке главное - эталон. Ведь если каждый сам будет решать, сколько граммов в килограмме, невозможно будет ни покупать ни продавать без конфликта. А кто имеет право устанавливать нравственный эталон? Бог считает праведными тех, кто соблюдает ЕГО закон, изучает ЕГО требования и замыслы. «Блаженны (счастливы) те, чей путь непорочен, кто ходит по Закону Господа … хранящие Его заповеди, ищущие Его всем сердцем» (Псалом 118:1-2 Библия — Новый русский перевод). Как только мы пытаемся установить собственное мерило праведности, мы тут же оказываемся противниками Бога, как бы надкусывая от плода дерева познания добра и зла вместе с Евой и Адамом.

В этой работе множество эпизодов, предлагающих нам решить нравственную дилемму. Например однокурсник "Карлика носа", который так заботливо его спрятал, а потом ещё и вывез. Но как этот человек оказался в гуще событий? Он был ОДНИМ ИЗ погромщиков. Выходит, что квартиры незнакомых людей громить можно, а знакомых надо выручать. Как тут не вспомнить знаменитый вопрос, заданный Иисусу Христу: "а кто мой ближний?" (евангелие Луки 10:25-37) - не многие вообще знают, что притча о добром самаритянине - это осуждение национализма и призыв поступать правильно СО ВСЕМИ, не глядя на лица. Ведь самаритянин помог избитому иудею, а иудейские священник и левит - прошли мимо.

Не упускаем ли мы из виду, что нормы Бога необходимо соблюдать целиком, а не избирательно по нашему вкусу? «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Библия, Иакова 2:10-11). Почему для преступных сообществ, например, очень характерна благотворительность? Это связано с чувством вины - они рассчитывают одним широким жестом искупить вину за множество грехов. Как на это смотрит Бог? Он принимает покаяние только в одном случае: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и ОСТАВЛЯЕТ их, тот будет помилован» (Притчи 28:13). Но как миловать, например, цыганку, широким жестом одарившую случайных прохожих, и вернувшуюся тут же к своим обычным делам? Или кто-то думает, что золотая вещица, полученная проводницей, была куплена в ею в ювелирном магазине на средства заработанные честным трудом?

Мы бесспорно должны быть благодарны тем, кто делает добро лично для нас. Но иллюзия, что один поступок это и есть признак настоящего человека уводит нас далеко и надолго от настоящей праведности. Почему это важно? «Потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней, а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее» (Притчи 2:21-22).

С глубоким уважением,

Татьяна Забелина -Хакка   17.08.2023 18:07     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ольга Анцупова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Татьяна Забелина -Хакка
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.08.2023