Рецензия на «Похожий на что-то» (Алекс Эль)

Более эмоционально и логически противоречивого рассказа я не читал

Константин Самотис   23.12.2022 03:04     Заявить о нарушении
Хочется конкретики )

Алекс Эль   23.12.2022 22:35   Заявить о нарушении
Ах! Я даже не знаю с чего начать. Ну, вот, "говорящие волосы"... Нет, ну, ладно "грязное шуршание", хотя я вообще понять как это можно грязно шуршать... Вы можете это объяснить?

"Договорив последнюю фразу, старик склонил голову к груди. Его руки медленно опустились и бессильно повисли, и он заплакал"...

Договорив? Фразу? Договорить можно рассказ, а фразу произносят.
Склонил голову К груди? К? Вы серьёзно? Так сейчас русские говорят?! Как ему удалось, минуя шею? К груди можно прижаться или прижать, но не склонить. Если склонил, то грудь здесь вообще не при чём.

Бессильно повисли руки? Бессильно? А они могут и сильно повиснуть? Безвольно руки повисают. Так в русском языке говорят. А бессильно вообще ничего не может повиснуть. Обессиленные они могут повиснуть, но не бессильно.

+ любой редактор Вам укажет на то, что два "и" в предложении с тремя глаголами это омерзительно звучит. Вам так необходимо было это второе "и"? Оно придаёт некую эмоциональную окраску предложению?

А почему не так: его руки безвольно повисли и он заплакал, а? Зачем это "и повисли", "и заплакал"?

"Во сне он часто переворачивался с одного бока на другой"

С одного БОКА?! Алекс, Вы выносите мне мозг! Переворачиваться можно с боку на бок, а не с БОКА на другой. Умоляю! Не издевайтесь над русским языком!

Ну про обречённое просыпание я промолчу. Тогда и восторженно можно просыпаться, и второпях!...

С первым лучом света старик остановился и сел.

Первый луч? Вот именно первый?! Самый первый?! А как он его зафиксировал? Приборы имеются в наличии? По-русски говорят "с первыми лучами" и уж ни как не света, а солнца.

"отгрызал куски черствого хлеба"
Отгрызал? Пардон, а от чего он их отгрызал? Может быть грыз? Отгрызают мясо от кости, отгрызают заусеницу на пальце, но хлеб не отгрызают. Его грызут если уж это чёрствые куски.

"вылизав языком дно миски"
Стоп! А он мог вылизать ещё чем-то? Само собой вылизывают языком и только им. Вы носом пробовали вылизать?

"Старик, все с тем же покряхтыванием"
Ну, во-первых, покряхтыванием... Господи! Я понимаю кряхтеть, но как это покряхтывать? Во-вторых, в этом абзаце так и хочется спросить: - Извините, а куда старик постоянно садиться. Он лежит на полу, потом встаёт и садиться, падает и садиться. Куда садиться? На пол? Так он лежит на полу! Зачем вставать с пола чтобы потом на него же и сесть?

"Мальчик еще дважды бил"...
Бил? Вы хотели сказать, что он ещё дважды его ударил. Или он его ещё дважды избивал? Звучит просто дико!

Алекс, мой Вам совет: читайте вслух свои тексты! Читайте! Не линитесь записать и прослушать прочитанное. Вы ужаснётесь от такого издевательства над русским языком и логикой.

И это только о грамматике и лексике. Но...
Я уже не говорю о явно неадекватном поведении персонажей. Ну, ладно старик. По ходу он крышей поехал. А мальчик? А все остальные? У вас чуть ли не каждый абзац противоречит предыдущему.

Можно я не буду продолжать разбор этого кошмара?

Константин Самотис   25.12.2022 01:18   Заявить о нарушении
Константин, почти все ваши замечания по грамматике и лексике по существу! Спасибо, что потратили время и взяли на себя роль корректора. Ваш труд не пропал.
По поводу противоречивости и отсутствия логики - произведение, что называется, сюрреалистическое. Я, конечно, не писатель, и, видимо, не смог этим сюрреализмом грамотно и по-мастерски передать проблему. Некая алогичность в поведении персонажей тоже, что называется, "в тему", потому что вследствие именно символизма они, эти персонажи, показывают поведение современного общества. Перекладывая это поведение этого человеческого общества на отдельных людей, я пытался показать, как бесчеловечны (без эмпатии, без логики и т.п.) становятся люди.

Алекс Эль   25.12.2022 15:06   Заявить о нарушении
Алекс, спасибо, что правильно реагируете на замечания. Впрочем, если бы было иначе, то встал бы вопрос о Вашей адекватности.

Что касается сюрреализма... Да, конечно... Я понял, что Вы пытаетесь написать нечто в этом стиле. Но парадоксы и аллюзии - обычные формы выражений в сюрреализме, не предполагают именно алогичности. Парадокс это противоречие, а не нарушение логики поведения. Придав некоему персонажу определённые свойства, Вы как автор, обязаны следовать логике поведения этого персонажа. И не важно кого или что он будет олицетворять (символизировать). А у вас старик то "швыряет" тарелку, то тут же "медленно" поворачивается. Это ведь неадекватное поведение. Швыряют быстро, резко, в гневе, раздражённо... А медленно разворачивается утомлённый, не способный на проявление эмоций, уставший человек. Так старик у Вас в гневе или уставший? Поймите, одно другое исключает. А если это представить, то Ваш старик - явно психически очень плох.

Далее, мальчик... Во-первых, если старика Вы ещё хоть как-то описали. По крайней мере, моя бурная фантазия компенсировала недостаток Ваших описаний, то с пацаном вообще не понятно ничего. Сколько ему хотя бы на вид? 10? 15? В чём он одет? Как он выглядит? И... он принёс старику поесть. Это проявление некой заботы или выполнение долга? Сначала возникает ощущение, что всё же - заботы, ведь мальчик спрашивает старика... Один вопрос, второй, третий... Кажется, что он хочет общения. А потом он ни с того, ни с сего, заезжает со всей силы старику по лицу. По ходу, мальчик тоже псих, и товарищей необходимо срочно развести по разным палатам.

Ну, и так далее... То есть аллюзии я вообще не увидел, а парадоксальность свелась к неадекватному поведению героев.

При этом картинка хороша. Я живо представляю и старика, и камеру (хоть там куча нелогичного), и некоторые действия героев... Действия! Но не поступки. Разницу понимаете? Поступок мотивирован. Действие - элемент поступка. Совокупность действий есть поступок. Действия не мотивируются сами по себе в отдельности.

Поэтому поступок старика в итоге - просто тупо ни о чём. Не раскрыли Вы мотивов и целей.

Короче, Вы, как мне кажется, замахнулись на что-то, до чего сами ещё не дотянули. Я знаю такое по себе. Вот я заморозил "Пандемию любви". Заморозил! Понял, что не хватает мне ни навыков, ни знаний, ни ясного понимания что я хочу сказать. Нужно много ещё работать над персонажами, продумывать их. Продумывать до тех пор, пока они не поведут сами автора за собой, пока мне ничего другого не останется как только следовать логике событий. Но "Пандемия" - большой роман с десятком персонажей, с двумя сюжетными линиями, с глубоким философским вопросом в своём основании. Это действительно тяжёлый и кропотливый труд.

Миниатюра - это не менее тяжёлый труд. Здесь нужно идею и сюжет сжать до максимума. Уметь парой фраз изложить то, что другой бы двумя-тремя главами описывал. И главное!.. Автор не для себя пишет. Если - для себя, то не выносите это на свет божий. А если уж вынесли, то сделайте так, чтобы Вас понимали. Зачем делиться тем, что никто понять не может?

А вот Вам обратный пример одного из здешних обитателей:
"Некоторые женщины и мужчины в одной руке хотят держать сразу 5-6 арбузов. Но в одной руке держать 5-6 арбузов невозможно. Арбузы падают у них из рук и становятся непригодными. Проходят годы. Те люди, которые в одной руке хотели держать одновременно 5-6 арбузов, теперь их руки начали трястись, и они уже не могут держать даже один арбуз. Так как, пройдя годы, арбузы, падая из рук, лопались и загрязняли все вокруг…"

Идея ясна, но написано так, что мне хочется напиться с горя! в шести предложениях умудриться трижды написать "5-6 арбузов"!!!

Мой редактор тыкает меня в мой текст и требует исправить абзац из 10 предложений, в котором я "посмел" употребить слово "невозможный" и слово "невозможно"! И я, как школьник... Мне стыдно! Десятки раз я перечитываю текст, и правлю, правлю, правлю... Правлю до тех пор, пока он не станет идеальным. Я уважаю своего читателя! Я не втюхиваю ему второсортный ширпотреб!

Попробуйте относиться к своим текстам хотя бы ответственно.

Константин Самотис   25.12.2022 15:54   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алекс Эль
Перейти к списку рецензий, написанных автором Константин Самотис
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.12.2022