Рецензия на «Сакральный новгородский погром 1570 года» (Бивер Ольгерд)

Спасибо за очень интересный очерк.
Я не понял, почему Вы назвали новгородский погром 1570 года сакральным. Сакральное (от англ. sacral и латин. sacrum) - нечто священное, богоугодное. А разве гнусный разбой, учинённый москвичами во главе с Иваном Грозным в Великом Новгороде можно считать событием, посвященным Богу? По свидетельствам немногочисленных оставшихся в живых очевидцев Волхов был запружен изуродованными трупами.
Однажды (в начале 90-х годов) я присутствовал в Старой Руссе (Новгородская область) на торжественном банкете, где было много представителей из разных городов России. Было много тостов. Но когда поднялся с бокалом москвич и провозгласил тост за Москву, его практически никто не поддержал, и он сел раздосадованный.
– Ни хрена себе! – сказал я сидящему рядом директору санатория «Старая Русса» Виктору Борисовичу Петухову.
– Чего ты удивляешься? Разве ты не знаешь историю? Никто в новгородской области не поддержит тост за Москву!
Я был потрясён. Вот это память!

С уважением

Юрий Матусов   02.07.2022 15:55     Заявить о нарушении
Благодарю за дельное замечание и комментарий.
Попробую пояснить.
Сакральное (сакральность, сакральный) - это термин, (значение) смысловое наполнение которого все же производилось наукой.
Соответственно, оно (сакральное) обладает рядом формальных признаков, позволяющих раскрыть его значение.
Одним из таких признаков (составляющих элементов) является нуминозность, - реакция человека на божественное проявление, находящееся в диапазоне страха - восторга.
Далее в сакральном присутствует элемент хтонического, то есть в широком смысле нечеловеческого (сверхестественные существа, мертвые и т.п.).
Ну и наконец, сакрализация выстраивается на основе возможности властного (политического) превосходства, оппонирующего по сути посылу Нового завета: Возлюби ближнего своего как самого себя (элемент концепции Другого)...

В совокупности эти элементы позволяют отразить действие (погром) Ивана четвертого в Новгороде Великом, как проявление воли бога (по мнению самого царя), наказывающего свою паству за предательство (отложение к иностранным государям).

Бивер Ольгерд   04.07.2022 12:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Бивер Ольгерд
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юрий Матусов
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.07.2022