Рецензия на «Десять заповедей А. И. Куприна» (Вадим Прохоркин)

Очень интересная статья, но, уважаемый Вадим Иванович, со многими словами вашего критика я не могу согласиться категорически.
В любом творчестве нужно учитывать жанр произведения. Например есть художественный вымысел, когда главный смысл в том, чтобы очаровать читателя своим словом, тут безусловно все заповеди Куприна уместны, а есть например мемуары, когда втор излагает личные впечатления свой жизни и тут ему приходится в интересах детальности, достоверности , что является главным, жертвовать во многом художественными особенностями произведения. Поэтому тут заповеди Куприна уже совершенно неуместны. Сам читатель здесь ждёт от автора не красочного повествования, а более, или менее краткое изображение реальных событий.
Наконец нужно не забывать, что заповеди Куприн писал более сто лет назад, с того времени многое в жизни изменилось и совершенно недопустимо так вот автоматически переносить взгляды того времени в наше время. Это все равно, что требовать от современных молодых людей ходить в одежде времён Куприна! Ничего, кроме смеха это не вызовет. Никто ведь не пытается приспосабливаться к взглядам древнеримских, или древнегреческих писателей!
В свое время В.И. Ленин говорил- что марксизм, это не догма, а руководство к действию. Так и тут должно быть. Заповеди Куприна нельзя автоматически пытаться использовать для оценки творчества современного автора.
Как раз наоборот.
И в этом смысле ваши произведения заслуживают только высокой оценки.

Александр Жданов 2   01.10.2020 10:18     Заявить о нарушении
В одни периоды жизни общества люди читают много, в другие периоды люди читают мало. Были целые исторические эпохи, когда люди вообще не читали. Если на кону стоит жизнь, то чаще всего, не до чтения. Не то, чтобы без чтения нельзя жить. Наоборот, есть типы человеческого общества, где чтение вредно для выстраивания социальных отношений и авторитета: тюрьма, армия, полиция, спортивная команда, стройка, круг людей с многомиллиардными состояниями, обладателей привилегированных пакетов акция ведущих компаний мира и т.д. то есть там, где члену общества не надо думать, особенно заурядному, а излишние вопросы, вызванные работой интеллекта могут навредить. Чтение там ни к чему. Однако в других случаях, в сложных социальных структурах: корпорациях, офисах, институтах, массмедиа и т.д., чтение развивает способность тонко настраиваться на сосуществование в разношёрстном коллективе, планировать жизнь, намечать и достигать адекватные цели, ощущать себя живым в пространстве и времени. И таким людям без чтения никак не обойтись, иначе они проиграют гонку за место под солнцем более эрудированным, тонко настроенным, имеющим множество готовых решений для действий в разных ситуациях, готовые нравственные схемы поведения, гибкость языка и поведенческих реакций, скорость принятия важных решений после долгих лет существования в фоновом режиме офиса и т.д. То есть начитанные выигрывают.
Текст пишет автор. Кроме того, что написано, важно, какой смысл и посылы заключены в тексте, важно ещё, и как написано, насколько художественно. Не секрет, что нравственные проблемы, сформулированные Платоном и Аристотелем, а до них Гомером, актуальны до сих пор и будут актуальны всегда. Это для общества то же самое, что таблица умножения для математики. Но читать древнегреческий текст тяжело, а вникать в тонкости мышления древнего мыслителя, тем более. Поэтому современная интерпретация тех философских вопросов, обличённая в оболочку молодёжного романа, например, изобилующего развлекательными моментами и бытовыми зарисовками, пользуется вниманием, а текст Аристотеля — нет. Поэтому современные тексты на актуальные темы, а не только бесконечное повторение Толстого, Пушкина, Шекспира и Алигьери нужны современному интеллектуалу. Нужна пища для ума. Для ума нужна пища так же, как и пища для мыщц. И для ума первосортная пища — это литература.
Поэтому получается, что писатель своими произведениями и творениями интеллектуально откармливает тех, кому нужна такая пища. Читатель весьма привередлив. Он мгновенно чувствует, нужна ему такая-то вещь или нет, словно ребёнок по запаху котлеты отличает желанное от нежеланного, и нет никаких сил, чтобы заставить его есть (читать) против воли. Писатель, таким образом, совершает чрезвычайно благое для людей дело. Ведь без высококачественной интеллектуальной пищи жизнь множества человек погрузится в потёмки, сумрак примитивизма, биологизма и древнего мышления, в средневековое мракобесие и религиозные предрассудки. Писательство в дар людям — это сложное и неблагодарное занятие, многие сдаются, погибают на этом пути морально и физически. Это не то, что прибыльно, радуясь празднику яркого хаоса жизни, производить, распространять и рекламировать алкогольную отраву, табачные и другие наркотики, продажную любовь или кровавые зрелища. Писательство — это божественное ремесло, имеющее возможность созидать добро и приближать совершенное общество. И враги, и друзья этих двух явлений об этом прекрасно осведомлены. Что ещё можно добавить?

Андрей Геннадиевич Демидов   02.10.2020 00:37   Заявить о нарушении
Александр!
Претензии, с которыми ко мне обратился Критик, причем весьма в деликатной форме, я воспринял спокойно. ТИо, что у меня опубликовано, не является сочинениями, это воспоминания, мемуары. А потому заповеди Куприна мне, в общем-то, и не нужны. Они нужны, скорее, сочинителям повестей и романов. А то, что заповеди в какой-то мере уже устарели, отмечали и другие мои читатели.
Спасибо за отзыв и доброе слово!

Андрей Геннадьевич!
Ваша рецензия не является таковой по сути, в ней нет ни слова ни о заповедях Куприна, ни о моей реакции на претензии ко мне Критика. В Вашей заметке изложен целый философский трактат о вреде и пользе чтения и о писателях. Иного я не увидел. Познакомиться с Вашей точкой зрения было любопытно, но не более…

Вадим Прохоркин   08.10.2020 11:54   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вадим Прохоркин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Жданов 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 01.10.2020