Рецензия на «В одной связке с маньяком - быль» (Татьяна Хожан)

Рада, что есть люди, которые рассказывают о своем опыте взаимодействия с маньяками. Спасибо за Вашу историю.
А.С. лично у меня не вызывает такого же омерзения, как, например, Андрей Чикатило. Складывается образ более талантливого и интеллектуально развитого человека. Если верить статьям в интернете и криминальным сюжетам, он обращался к психиатру, но напоролся на некомпетентность последнего (что для СССР было нормой) и быстро разочаровался в этой идее. А если бы он мог выговориться специалисту и получить квалифицированную помощь... кто знает, может быть, фантазии оставались бы фантазиями. Надо понимать, что сам факт наличия таких вот странных и пугающих сюжетов в голове не означает, что человек потерян для общества. У меня была очаровательная знакомая (в смысле, правда очень милая и застенчивая), которую, как оказалось, сексуально возбуждали такие вещи. Так что Вы удивитесь, как много таких "первертов". Просто у кого-то хватает силы воли и моральных качеств, чтобы не воплощать фантазии в жизнь. У А.С., как видно, с этим было туговато. Был бы он не таким слабым, так и оставался бы для всех вас другом и наставником. Жаль, что он выбрал путь слепого потакания своим желаниям.
Латентная гомосексуальность, конечно, тоже сыграла с ним злую шутку. И сейчас в России геям приходится нелегко, а каково им было в СССР... я прочитала рецензии, написанные до моей и категорически не согласна с тем, что "скрытая агрессия и невосприятие общественности данного отклонения от нормы может вылиться в такое чудовищное извращение, как издевательство над подростками". Ничего подобного. Гомосексуальность - не болезнь (укоренившееся мнение в российском социуме), она сродни леворукости. Иными словами, это просто люди, не больше и не меньше склонные к насилию, чем остальные. Когда они вынуждены жить в угоду консервативному обществу (т.е. вступать в брак/половые отношения с женщинами), они сильно страдают, но не становятся маньяками. Формирование изувера - мероприятие всегда многофакторное.
Касательно того, как идентифицировать таких личностей... пока что - просто быть подкованным в психологии и психиатрии. Хиромантия, о которой Вы писали, никогда не воспринималась всерьез научным сообществом и не имеет под собой абсолютно никакой доказательной базы (зато психология имеет, и она изучает такой феномен, как когнитивные искажения, на которых зиждутся хиромантия, астрология и прочие псевдонауки, см. "эффект Барнума" и "предвзятость подтверждения").
У меня уже давно есть несколько утопическая идея, заключающаяся в том, чтобы дети в школах поголовно проходили через натренированных на поиск психических отклонений специалистов (иными словами, чтобы некая псих. комиссия тестировала школьников, распознавая потенциальных или фактических девиантов и делинквентов; конечно, на более глубоком уровне, чем т.н. "Триада Макдональда" и пр.). Идея хоть и трудно реализуема - по крайней мере, на должном уровне - но, думаю, однажды что-то подобное будет внедрено. А пока что маньяки - это, к сожалению, неконтролируемая стихия.
Еще раз спасибо за написанное Вами еще в далеком 2004 году. Очень интересная и поучительная история.
P.S. помнится, на одном из ресурсов, где обсуждался данный персонаж, в комментариях отписался житель Невинномысска, так же имевший отношение к ГГ и его турклубу. В частности, он сказал, что не столько дети были в восторге от деятельности Сливко в те времена, сколько их родители, ибо Анатолий был тем еще показушником, производившим своей "правильностью", регалиями и ура-патриотическому настроению должное впечатление на взрослых (которые уже, в свою очередь, изо всех сил пропихивали в клуб своих детей). Подозреваю, конечно, что это было уже сильно позже того, как Вы ушли оттуда, но тем не менее.

Сергеева Виктория   06.05.2020 02:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктория, за интересный и неравнодушный комментарий к моим воспоминаниям о Сливко. Да, пожалуй, позже Анатолий стал показушным - я -то знала его в первые годы его деятельности, когда в турклуб только набирали подростков. И в первые месяцы нас было человек 30-40 всего. Предугадать причины появления маньяков пока не получается ни у каких психологов. Насчет хиромантии читала очень интересные исследования, но трудно сказать, насколько они правдивы, хотя что-то в этом есть необычного - в чтении линий. Я когда-то увлеклась изучением книги по хиромантии и пока училась, своим коллегам столько тайного о них рассказала, читая линии руки. :)) Предупреждала, что есть склонность к депрессии и даже суициду, и мне по секрету говорили, что мама 7 лет в психбольнице и попытка суицида уже была. Или скромной кассирше говорила, что у нее такие творческие способности заложены, но она их не реализует публично. И да - женщина писала картины, занималась художественной вышивкой и писала стихи, но держала в тайне. Или у человека с двумя детьми по линиям руки не должно было быть детей, о чем я ему сказала. А дети у него оказались приемными. Ну вот как не поверишь? Даже у моего папы линия жизни показала почти смерть в младенчестве. Он выжил, а его сестра-близнец умерла, о чем он нам никогда не говорил. Так что, возможно, хироманты правы, когда говорят, что у убийц линия на руке совсем другая, чем у обычных людей. Все может быть.
Кто-то из журналистов попросил меня написать как можно подробнее о Сливко по рассказам моих друзей из турклуба - тех, кто знал его раньше меня и был более близок с ними. Видимо, он хотел найти какие-то зацепки, чтобы хоть чуть понять мотивы поведения маньяка. Друзья мне рассказали, что помнили, потом к ним приехала редактор передачи с Первого канала ТВ России, с ними была передача "Наедине со всеми", но ничего особенного все равно не оказалось. Все тогда были подростками, ну что мы могли понять, кроме очевидного...
С уважением.

Татьяна Хожан   06.05.2020 18:16   Заявить о нарушении
Дело в том, что все, о чем Вы написали касательно хиромантии, прекрасно объясняется психологией.
Вы, очевидно, очень контактный и общительный человек - стало быть, приобрели за свою жизнь колоссальный опыт взаимодействия с самыми разными членами общества. Где знания и/или опыт, там интуиция (интуиция в правильном, НЕ мистическом понимании, т.е. установление причинно-следственных связей бессознательно; когда анализ информации, вычленение закономерностей и другие логические операции происходят как бы в фоновом режиме). То есть для Вас - в принципе, как и для большинства восприимчивых к чужому настроению людей - нет никакой проблемы в том, чтобы распознать у коллеги угнетенное состояние и установить его степень (не как это делают специалисты, но хорошим бытовым, интуитивным путем).
Далее - дело за малым, а именно, за упомянутыми когнитивными искажениями. Ведь хиромантия не подразумевает под собой математической точности (иначе ее вообще бы не существовало), речь скорее о субъективной интерпретации, согласованной, конечно, с основным "скелетом" этой псевдонауки.
Где свободное поле для интерпретаций, там и огромные просторы для искажения информации комплиментарно своему мнению. Как-то так это и работает. А уж распознать творческого человека проще простого, огромная вероятность попасть в него, просто ткнув пальцем в случайного прохожего.
Тем более, что и сам термин "творческая личность" весьма расплывчат и под него может попасть любой, кто когда-либо занимался творческой деятельностью.
Настоятельно рекомендую Вам почитать про когнитивные искажения, уделив особое внимание двум уже упомянутым ("эффект Барнума" и "предвзятость подтверждения").

Сергеева Виктория   08.05.2020 18:53   Заявить о нарушении
Спасибо, Виктория. То, о чем вы написали, больше подходит гадалкам, чем хиромантам. Когда гадают на картах наблюдательные мастерицы, они могут скорректировать то, что показывают карты. Хиролог же просто тупо считывает информацию с ладони с учетом всех дополнительных линий, решеток, точек, звездочек. И рассказывает то, что видит. Чем больше опыт, тем больше знаков он учитывает при рассказе. Как-то так. :))
Всего вам доброго!

Татьяна Хожан   08.05.2020 19:20   Заявить о нарушении
Не за что. Все верно, с гадалками это тоже отлично работает (хотя там скорее банальное мошенничество и психологические приемы, т.н. "холодное/горячее чтение"; как и все подобного рода "науки", гадание зиждется на обмане и самообмане).
Касательно хиромантии - я знаю, что там есть определенные линии, завитки и звездочки, и вся эта "определенность" создает иллюзию точности, хотя на самом деле дьявол кроется в интерпретациях (которые всегда отлично подгоняются описанным способом).
Ко всему прочему, в случае с хиромантией работает еще такая замечательная вещь, как самоисполнение пророчества (тоже когнитивное искажение, крайне интересный психологический феномен). Заключается она вот в чем: Вы увидели у себя на ладони в очень характерном месте очень характерную звездочку (сделаем вид, что в хиромантии это означает, будто в середине своей жизни Вас будет ждать замужество). Вам 35, а за середину жизни Вы берете, допустим, 40 лет. Веря в истинность данной "науки", Вы сами себя неосознанно программируете на то, чтобы к сорока выйти замуж (что, на самом деле, не так сложно), под влиянием этой веры меняется Ваше поведение, Ваш внешний вид преображается. В итоге, выходя замуж в сорок, Вы верите в то, что таким образом осуществилось пророчество, не отдавая себе отчет в банальном самопрограммировании.
(Более простая иллюстрация того же феномена: гороскоп предсказал, что Стрельцам сегодня нужно быть осторожными, ибо есть опасность повредить колено. Я, будучи Стрельцом, падаю и повреждаю колено, что убеждает меня в правильности предсказания, хотя это "падение" - так же, как и в случае с замужеством - имело неосознанный нарочитый характер.)
Извиняюсь за длинный комментарий. Это все побочный эффект от карантина. :)

Сергеева Виктория   08.05.2020 20:41   Заявить о нарушении
:))) Виктория, с удовольствием читаю ваш комментарий. Насчет гадалок согласна, а вот с хиромантией, которую я осваивала тупо по "конспектам" и смотрела в ладони (не свои!) своих коллег, которых предупредила, что буду учиться на них и могу ошибаться, т.к. сама в это не верю. Но для разнообразия я занялась изучением, потому что мне подарили такое уникальное пособие - распечатанное под копирку 300-страничное пособие - перевод книги какого-то известного хироманта из Франции с рисунками.
Из-за мего "прогноза" был даже серьезный конфликт у зам.руководителя с его секретаршей. Я на его руке (а ко мне подходили все из нашего коллектива в три сотни человек - была вторая половина 80-х) увидела на линии жизни очень крупную глубокую точку, что означает травму голову, причем она располагалась примерно в том возрасте, какой был у этого товарища. Я ему так и сказала, что эта точка - серьезное предупреждение о возможной серьезной травме, если она не была недавно. И он эмоционально отреагировал, что я знала о том, что он перевернулся на мотоцикле, он знает, кто мне сказал, потому что больше никто не знал. Был такой скандал, что девушку чуть не уволили, а ведь только "порочитала", что увидела - без домыслов и иных толкований. За два года "практики" у меня появился хороший опыт и такой интерес к ладоням разных людей! Даже еду в автобусе в соседний город, например, а рядом сидит мамочка с ребенком. Я старалась ненароком посмотреть на его ноготки и раскрытую ладошку хоть мельком, хотя у детей еще будет многое меняться. Просто интересно, как прочитать книгу. Один раз еще было, что я по разным знакам сказала довольно молодому коллеге о его проблемах с сердцем или легкими - он не дал посмотреть свою ладонь, хотя я попросила посмотреть ее - мельком увидела проблемы. Но он обозвал меня шарлатанкой (будто я на этом зарабатывала! :))) Он умер через 4 месяца, и его жена на похоронах говорила, что никогда не жаловался на сердце.
Ну а потом я перешла на другую работу, где на безделье времени не оставалось, так что сейчас не помню абсолютно ничего.
Да, а насчет гадалки - мне попадали две дамы с такими точными рассказами и прогнозами, что кто бы рассказал - не поверила. Про одну из них у меня есть история здесь "Как тебя зовут". Если интересно, прочитайте. С уважением.
http://proza.ru/2013/07/26/794

Татьяна Хожан   08.05.2020 21:44   Заявить о нарушении
С удовольствием прочитала Ваш рассказ.
Все это, на самом деле, спотыкается об один простой аргумент (вернее, аргументов-то много, но не все так наглядны).
Есть некто Джеймс Рэнди, знаменитый американский научный скептик и иллюзионист. У мистера Рэнди есть фонд.
"JREF выплатит премию в сумме 1 000 000 долларов США любому лицу, которое продемонстрирует какие-либо экстрасенсорные, сверхъестественные или паранормальные способности в условиях корректного эксперимента".
НИ ОДИН человек с того момента (1964 год) не получил приз. Есть еще несколько аналогичных фондов по всему миру, один из них в России ("Премия имени Гарри Гудини"; тому, кто докажет наличие у себя паранормальных способностей, гарантинурется 1 млн рублей). Все это, конечно же, всегда идет с пометкой "в условиях КОРРЕКТНОГО эксперимента". Корректный эксперимент исключает возможность обмана со стороны испытуемого. И это - как раз та причина, по которой ни один человек так и не получил выигрыш.
Вы знаете, вера в сверхъестественное весьма живуча, а иногда даже совершенно неискоренима. Поверьте, мне очень хотелось бы знать, что существует нечто большее. У меня месяц назад умер очень дорогой человек, и это доставило мне огромную боль. Я люблю его и жутко скучаю. Мне бы ужасно хотелось, чтобы он просто был где-то, чтобы продолжал свое путешествие там, где до него не достучаться. Но у меня, увы, нет объективных причин так думать. Только надежда.
Если Вы смотрели "Битву экстрасенсов", то наверняка помните последние испытания, когда "маги" должны рассказать семье пропавшего о его судьбе.
Так вот. Родственники (не подставные лица!) постоянно говорили "...об этом никто не мог знать!" на факты, перечисленные экстрасенсами.
Вот только... бедные люди забывали, что до этого все рассказывали редакторам, а уже редакторы передавали информацию "магам". Вот еще одно искажение: память работает очень выборочно, когда речь идет о вере в сверхъестественное. Так, цыганка из рассказа, вероятнее всего, набросала Вам куда больше разных фактов, из которых Вы запомнили только те, которые совпали с реальностью. Остальные отбросились, как ненужная информация. Она также использовала обычные для таких людей техники (холодное/горячее чтение, чтобы создать иллюзию, что она знают о Вас больше, чем на самом деле), не говоря уже о том, что некоторые факты она могла попросту подслушать/получить другим путем.
Мне было лет 16, меня на улице догнала цыганка с ребенком и попросила мелочи. Я на ходу дала ей несколько монет из кармана. Она, продолжая идти сбоку, поблагодарила меня и сказала: "у тебя есть подруга Ирина, она завидует твоему личному счастью". У меня сразу в голове появилась связь: дело в том, что я была влюблена в парня, который ушел от меня к Ирине. В тот самый момент все звучало логично. Но прошло пару минут, как стало понятно, что никакой логики в этом нет вообще; просто мой разум исказил случайную информацию комплиментарно тому, во что мне удобно было верить.
(Так, "Ирина" - статистически часто встречающееся женское имя, у каждого есть как минимум одна знакомая Ира; фразу "завидует твоему личному счастью" и вовсе можно растягивать, как угодно, иллюзорная связь между первым и вторым образуется элементарно.)
Цыганки, гадалки и прочий мусор обычно так и делают: накидывают тебе факты, а дальше воспаленный разум сам рисует связи. То, что никак не совпадает с реальностью, просто забывается.
Кстати, настоятельно рекомендую Вам серию из трех передач "Идущие к черту". Автор - журналист Борис Соболев. Об экстрасенсах, гадалках и прочих мошенниках ОЧЕНЬ наглядно и с качественной подачей.

Сергеева Виктория   10.05.2020 18:02   Заявить о нарушении
Спасибо за общение, Виктория. То, о чем вы пишете, понятно. :)) Меня не интересует о.собо тема экстрасенсов, я ни разу и не смотрела передачу с ними.
Вот что интересно, но гадалка Зита-Гита была у меня в кабинете совсем недолго. Знать о том, что мы делали ремонт могли мои сотрудники, возможно, хотя вряд ли, но что мы не закончили только прихожку, уж точно никто знать не мог. А про мою тетушку белокурую и как меня вообще хотели назвать я сама уже забывать стала. Так что подстава исключена. дар какой-то у нее был. Она прикрывала глаза, моргая закрытыми веками очень-очень часто и говорила. редко, но бывает такое, видимо.
Да, запоминаются совпадения, но тут были сплошные совпадения!
А моя бывшая учительница, живущая по-соседству, как-то пожаловалась мне, что у нее пропали все золотые вещи в доме. Она перемотала все клубки, пересыпала все сыпучие продукты, весь дом перевернула - пропал узелок золотых вещей, купленных после многолетней работы в Монголии. Я на работе поделилась с коллегой - бывшей одноклассницей, и она сказала, что даст номер телефона гадалки, которая находит вещи людям. Я не поверила, но передала номер учительнице. Она потом рассказала, что позвонила по телефону гадалке, чтобы договориться, а та говорит, что ее вещи в доме, просто она не нашла, и велела прийти к ней. Там она разложила карты и сказала, что вещи в клубке, но они пропадали, и брал их близкий человек. А к ней неблизкие и не ходили никогда. И верно, она нашла клубок с какой-то пряжей - не ее, в котором и лежал узелок с пропавшими вещами. Когда раньше искала, такого клубка не было. Кто мог из родственников взять и вернуть выяснять не стала, будто не заметила пропажи и находки. И так бывает. :)))
А вообще интересны истории с совпадениями, и не люблю, когда раскрывают секрет фокуса - исчезает загадка. :)))
А "Идущие к черту" посмотрю. Спасибо за наводку! :))

Татьяна Хожан   10.05.2020 21:24   Заявить о нарушении
:))) я, наоборот, люблю пытаться самостоятельно раскрывать секреты разных "фокусов". Расскажите потом, какое впечатление оставили передачи. :)

Сергеева Виктория   16.05.2020 16:06   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктория!
Спасибо за ссылку на фильм. Такое тягостное впечатление! Это не прием у бабушки-гадалки где-то в деревне или студенческое наивное гадание - это уголовное преступление - обдирать по телевидению, которому очень доверяют многие категории граждан. И это не только в России. У нас в Израиле несколько лет по русскоязычному каналу шла передача в течение нескольких часов в день для скучающих тетушек двух подобных "экстрасенсов", за связь с которыми по телефону снимался тариф, превышающий в разы стоимость телефонного звонка. Об этом не предупреждали, конечно. Потом в газете написали о жалобах в телефонные компании, что снимаются огромные суммы в размере десятков тысяч долларов. Эти "экстрасенсы" подолгу по телефону выясняли подробности жизни, растягивали во времени свои советы, а денежки капали. Что интересно - канал так и не закрыли сразу, потому что он приносил прибыль, как рекламный, а выживаемость всего зависит от денег. Я уже лет 10-12 как отключила телевизор, потому не знаю, жив еще этот канал по выкачиванию денег или люди поумнели немного.
Вероятно, по тому же принципу ведутся подобные передачи в российской провинции, что подкармливаются определенные лица на местах - коррупция рулит. Жаль обманутых, людей с житейскими трудностями или ослепленных горем. Редкие случаи попадания "в десятку", о чем я писала выше, подтверждают и обнадеживают людей, которым нужна реальная помощь или психолога, или хорошего доктора. Но если у обычных людей эти случаи вызывают удивление и просто любопытство, то у отчаявшихся надежду, что им могут помочь "целители" и "потомственные шаманы".
Очень тягостное впечатление от просмотра и досада, что это не наказуемо. И мошенничество процветает. Надо будет посмотреть передачи, о которых много говорят в интернете - "Битва экстрасенсов" - что там показывают. Возможно, их "угадывания" ситуаций тоже являются подспудной рекламой таких вот целителей, каких показали авторы фильма "Идущие к черту". Этот фильм надо крутить по ТВ ежедневно по всем каналам, чтобы спасти от разорения и для сохранения здоровья тысячи людей.

Татьяна Хожан   17.05.2020 07:50   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Татьяна Хожан
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергеева Виктория
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.05.2020