Рецензия на «Автобиография» (Александр Долженко)

Внимательно ознакомившись с автобиографией (надеемся, Вы от нас ничего не скрыли), можно сказать:

Первое: визу на суда загранплавания в старые добрые времена Вам вряд ли бы открыли (либо в ожидании благоприятного результата поработать бы еще пришлось докером или судоремонтником пару лет), но в разведку бы послали точно.

Второе. Бегло ознакомившись с парой Ваших произведений почему-то привиделось, что не в Органах в свое время немного поработали, а провели весьма немалую часть жизни в гораздо более отдаленных от них местах. Впрочем, и тут «молодцА!» (что Бог миловал, да сами отвертелись)- в нашей стране л ю б о й гражданин к а ж д ы й день ходит по грани – и то совершенная правда, и для того не надо даже заниматься коммерческими махинациями (сам, лихие девяностые вспоминая, просто руками хватаюсь за ошеломленно покачивающуюся от тех воспоминаний голову: «Это ж сколько раз меня могли принять!»).

Третье, очень для меня немаловажное (хотел в завершение поставить, да боюсь, после теперь уже означенного четвертым пункта читать бы в сердцах бросили). Вы работали десять лет в вагон-ресторане, начав с кухонного рабочего и дойдя до директора (уважуха: вот только так и можно по-настоящему дело познать туго! А не так, как нынче – в двадцать четыре года директора городских школ, или губернаторы областей). Так вот, мой не такой уж пытливый умишко все же сверлил всегда вопрос – а теперь и вовсе, как сам стал шеф-поваром, одолевает. Почему нельзя вагон-ресторан превратить действительно в общепит (как на недружественном нам сейчас, но во многом все-таки передовом Западе). Вот так, чтоб мог пассажир прийти запросто, с утра яишенку шкворчащуюю проглотить, супчика горячего в обед похлебать?.. Ясное дело, процентов на двадцать то было б дороже, чем в городском кафе. Но – был бы и оборот ресторану, и людям комфорт (в курсе, наверное – сплошь и рядом даже в поездах дальнего следования ресторанов уж нет).
Вот, почему?.. Объемы кухни и кухонное оборудование, и количество персонала не позволяют? Или, все же - наплевательское отношение к козлам – пассажирам в виде полного безразличия к тому у самого высокого руководства? ОЧЕНЬ БЫ ХОТЕЛОСЬ УЗНАТЬ ВАШЕ РАЗУМНОЕ МНЕНИЕ, КАК ЧЕЛОВЕКА, ЗНАЮЩЕГО СИТУАЦИЮ НЕ ПОНАСЛЫШКЕ, А ИМЕННО ИЗНУТРИ.

Четвертое. О поэтах и пиитах… Угадывается, где-то они Вам здорово насолили (богатое воображение рисует даже бестолковую возлюбленную, что предпочла графомана и пустозвона настоящему лирическому герою – с улыбкой). А что по мне – нехай пишут! Все-таки: полет творчества (пусть и невеликого) – это все же полет души. А наступи на горло их, пусть где-то и нескладной, песни – надуются, отчаются, и пойдут зло вокруг творить… Нехай лучше пишут. Да, и посмеяться можно иногда какому-то уж совсем отважному, «скакочащему» по строчкам. Ну а с прозой… Положите руку на сердце: настоящей прозы - как золота в лотке старателя – сущие здесь крупицы.

Пятое. Обрамить (самую малость подшаманить – подрихтовать) Вашу «Автобиографию» в литературную форму – замечательный будет рассказ! Хоть, соглашусь – что-то и потерялось бы в восприятии.

С уважением (и немалой надеждой на ответ), Андрей Жеребнев.

Андрей Жеребнев   09.03.2020 10:42     Заявить о нарушении
Андрей! Во-первых спасибо за интерес проявленыц к моей персоне.
Во-вторых, охотно отвечу на ваш вопрос, но мне для этого надо определиться с уровнем вашей компетенции, чтоб не писать банальщины и много буков. У меня для начала вопрос, вернее несколько:
1. Вы шеф-повар, если я правильно понял? Если да, то
2. Как давно? Какой у вас разряд, стаж?
3. Категория ( тип ) вашего заведения, количество посадочных мест, число работников кухни и зала; режим работы; форма собственности.
4. Местоположение заведения, «проходимость» за смену?
PS. Можете не отвечать, но: с чем связана такая смена галса - из мореманов, да в повара?

Александр Долженко   09.03.2020 11:07   Заявить о нарушении
Согласен - серьезному вопросу и ответ серьезный, с соответствующим подходом.Распишу подробно - как доберусь сегодня до компьютера: интерфейс Прозы с телефона то сделать мне не позволяет.

Андрей Жеребнев   09.03.2020 14:09   Заявить о нарушении
С уважением непременным!

Андрей Жеребнев   09.03.2020 14:10   Заявить о нарушении
ОК! Отвечу вечерком.

Александр Долженко   09.03.2020 14:21   Заявить о нарушении
Александр, как обещал (разве что с суточным опозданием - семечки, между нами говоря!).
Так вот: повар (строго говоря - кок) я истинно судовой, прошел путь от пекаря- повара третьей категории до шеф-повара.
Правда, четверть века до того честно проработал матросом ( и той романтикой был счастлив по уши, и никогда от тех лет того счастья не открещусь, не предам!).
Но, повлекло осваивать новую, такую творческую, нужную людям (хоть вовсе ими и не уважаемую) профессию.
Экипажи у нас - семьдесят пять человек. питание четырехразовое, плюс и полуночное кормление на промысле.
Получается - повар-универсал, и хдеб тоже пеку сам ( и очень хдеба печь люблю - священнодействие то для меня).
Вот так вот - вкратце...
С уважнием!


Андрей Жеребнев   10.03.2020 19:35   Заявить о нарушении
Андрей, на ваши вопросы постараюсь ответить завтра! Сегодня меня внук-бандит ухайдакал. На редкость энергичный малыш уродился. Глаз да глаз!

Александр Долженко   10.03.2020 22:46   Заявить о нарушении
Андрей, я попытаюсь кратко, предельно схематично ответить на ваши вопросы ( в полном объеме, это надо книгу писать ). Маленькое отступление. В вагоне-ресторане ( ВР ) я работал с 1980 по 1990 г. Т.е. При советской власти. С тех пор многое радикально изменилось. В СССР в схему поезда ресторан включали при маршруте длиной более суток ( меньше - купе-буфеты ). ВАгоны-рестораны министерство торговли РСФСР арендовало у МПС СССР. МПС отвечало за колеса, тормоза и снабжение водой и топливом. Все остальное висело на торговле.
У директора ВР оклад 120р, у повара 100 у официанта 90р. +премия до 40% если выполнен план ( на 105% ) и нет нарушений. План был заоблачный, проверками мордовали по всей дороге ( начиная от санэпид, до ОБХСС ). По всему СССР действовал единый прейскурант цен ( N12 МТ ) и единая технология приготовления блюд. Никаких вольностей, наказывали строго, вплоть до увольнения. ВР в пути следования был открыт с 9-00 до 21-00 без перерыва по местному времени. В составе обычно было не менее 12 вагонов, примерно 1000 человек и все ходили жрать весь день и не по одному разу. Самое дешёвое блюдо - манная каша 11 коп, самое дорогое - цыпленок табака: 1-57. Супчики - от 25 до 42 коп; котлетки-гуляши-антрекоты - 40-70 коп. Яичница с зеленым горошком - 22коп.

" Почему нельзя вагон-ресторан превратить действительно в общепит (как на недружественном нам сейчас, но во многом все-таки передовом Западе). "?

Не надо ничего превращать. Везде все одинаково. На "дружественном" Западе официанты дружно "скалятся", но цены ломовые. В Италии, Швеции, Эстонии сраная котлетка и горстка лапши в кафе - 12-15 евро. На Кипре мне принесли однажды порцию камбалы за 5 евро. Дешево ( как у нас ) в Таиланде и на Бали, но грязь там чудовищная ( собаки, обезьяны по кухне и залу нередко ходят ).
"Вот так, чтоб мог пассажир прийти запросто, с утра яишенку шкворчащуюю проглотить, ..."

В ВР в зале 32 посадочных места. С утра самый народ прет. Всем горячее подавай. Плита на кухне меньше 1 м2, размером с письменный стол. На ней всегда стоит бак 50-ка с кипятком и 50-ка с щами-борщами и кастрюли с гарниром и соусами. Сковородку со шкварчащей яишницей элементарно некуда поставить. В час пик еще и очереди в тамбурах стоят, а печка на угле или солярке. Еще и бойлер топится для мытья посуды. Дальше я думаю объяснять не надо?

супчика горячего в обед похлебать?.. "

Это всегда пожалуйста! До 19-00. С 20-00 можно и яичницу, потому что на ночь оставлять ничего нельзя. После закрытия кухня должна быть чистая, штрафуют свирепо.
"Ясное дело, процентов на двадцать то было б дороже, чем в городском кафе. Но – был бы и оборот ресторану, и людям комфорт"

Дело совсем не ясное, это ваши фантазии. Оборот ресторану? Несерьезное высказывание не имеющие под собой объективной основы.

" (в курсе, наверное – сплошь и рядом даже в поездах дальнего следования ресторанов уж нет)."

В курсе. До перестройки проводники поездов дальнего следования имели право только на чай и сахар. При Горбачеве отменили спиртное в ВР , а проводникам разрешили торговать всем подряд. Бабушки с картошечкой в укропе и пирожками на каждой станции тоже свою роль сыграли. Вагоны- рестораны стали не нужны. Ну и аэрофлот свою долю внес.

"Вот, почему?.. Объемы кухни и кухонное оборудование, и количество персонала не позволяют? "

Категорически не позволяют.

"Или, все же - наплевательское отношение к козлам – пассажирам в виде полного безразличия к тому у самого высокого руководства? "

Козлы-пассажиры часть электората. А начальство бизнес-классом летает через ВИП-залы.

"ОЧЕНЬ БЫ ХОТЕЛОСЬ УЗНАТЬ ВАШЕ РАЗУМНОЕ МНЕНИЕ, КАК ЧЕЛОВЕКА, ЗНАЮЩЕГО СИТУАЦИЮ"

Можно до ночи разумное мнение озвучивать, а теперь-то зачем? Вам это интересно может быть потому, что возможно подумываете свою кафешку открыть? Категорически не советую. В маленькой забегаловке хозяин должен жить. Большие рестораны работают на совершенно других принцыпах.

PS. Есть еще два существенных момента, вернее три:
1. Снабжение в пути следования ( вернее его отсутствие. Пяток ящиков лимонада, лоток цыплят и два хлеба за 5-7 дней в пути не в счет ).
2. На питание коллектива ВР было положено 11 коп ( манная каша). Бригада проводников состава питалась со значительной скидкой и жрали они от безделья и скуки с утра до ночи. +ревизоры ( редко когда расчитывались ), поездной электрик и мусора-сопровождающие. Бригадир поезда с женой ( любовницей ) тоже бесплатно.
3. И в пунктах оборота и в пути следования крали все подряд и все кому не лень от грузчиков-экспедиторов до пассажиров, от шоколадки с витрины до фруктов и лимонада из 4-го холодильника ( рядом с тамбуром с котельного конца ). Даже если крадут колбасы 200 грамм в день, за рейс ( ~20 дней ) получается 4кг. Был еще такой нюансик : при проверке излишки изымались в доход государства, недостачи гасились с коэффицентом =3.

PSS. У вас на судне было проще в плане материальной ответственности. Загрузился в начале рейса и вперед. С борта никто ничего не стырит. Хотя 75 человек экипаж и четырех разовое питание это очень большой серьезный труд. График должен быть жесткий если кают-компания человек на 25. Если на 70 тоже дурдом, но другого сорта. Одной посуды сколько перемыть надо. Плюс качка. Кастрюли и крышки все не привяжешь.

Александр Долженко   11.03.2020 16:14   Заявить о нарушении
Кастрюли-то привязываем, без этого никак! За ручки - с обоих сторон (вокруг четырехконфорочной плиты - большой и широкой - поручень- бортик толщиной в древко лопаты). Другие есть "преспособы". Выкручиваемся - это не самое, отнюдь, страшное ( хоть, бывает - как плеснет под крен в тридцать пять градусов борщом на раскаленную рядом плиту: у меня раз загорелось даже (борщец был уж очень жирным), но мигом полотенцем и потушил).

За остальной экскурс - спасибо огроменное: как в изнуряющую поездку в вагон-ресторане поезда "Москва - Владивосток" прокатился. Исчерпывающе. Внятно. Без иллюзий.

Для себя знать хотел. А у Вас в произведениях о том не написано? Если есть что - дайте, пожалуйста, ссылку.

С непременным уважением!

Андрей Жеребнев   11.03.2020 16:30   Заявить о нарушении
Перечитываю, как повесть, честное слово!

Андрей Жеребнев   11.03.2020 16:32   Заявить о нарушении
Одна из граней вагон-ресторанной жизни рассказ «Сторож, Малек и Андрей Макаревич” на Проза.ру http://www.proza.ru/2010/10/23/860
У меня встречный вопрос. Андрей, не посоветуете где можно грамотное описание выпечки хлеба найти. Давно хочу освоить, а сейчас возможность
Появилась, живу в лесу, практически один большую часть времени. Если не затруднит, конечно.

Александр Долженко   11.03.2020 16:44   Заявить о нарушении
О чем разговор, Александр!
У меня есть рассказ "Хлеба от Бога"http://www.proza.ru/2017/10/06/160 - там все подробно, но, возможно, разбросано чуть.
Вкратце: на литр воды (это три булки чуть меньше магазинных на выходе) столовая ложка дрожжей, столовая ложка соли, полторы столовых ложки сахара. Перемешали в тепленькой (чуть подогреть этот литр) воде, добавили полторы же столовых ложки растительного масла, и в последнюю очередь - муки (муки будет около килограмма двести). Но с мукой смотреть по консистениции - после тщательного перемешивания всего( в тазике, или большой миске - сначала я лопаткой деревянной мешаю, в конце замеса - рукой, конечно)тесто должно не липнуть особо к рукам. В сущности, литр воды на кило двести муки - нормальное соотношение. Впрочем, тут плс-минус - не страшно совсем. Перемешали, непременно накрыли полотенцем, либо целлофаном даже - на один час пятнадцать минут поставьте в более теплое место (у батареи обычно, летом - в более теплую комнату, на веранду, или у плиты. Через час двадцать минут обмяли - рукой поторкали (тесто должно подняться к тому моменту в два, примерно, раза от первоначального объема, и еще оставьте подниматься минут на сорок. Потом - на противень (я так понимаю, специально хлебных форм у Вас нет)формуем-лепим батоны-караваи - еще на сорок минут оставляем их подниматься. Итого - от замеса теста до отправки в печь - почти три часа подъема теста. Ставим в духовку при температуре двести десять градусов приблизительно на сорок пять минут - о тут надо внимательно смотреть: как только верхняя корка стала коричневой - выключаем духовку, можно еще подержать закрытой четверть часа, вынимаем ( хорошо, если общее время пребывания хлеба в духовке равнялось бы часу).
Вытащили. Укрыли три ( или две) булки: полотенцем - полиэтиленом (пакет обычный разрежьте аккуратно по швам) - одеялом, телогрейкой, теплым чем-нибудь. На час. Смысл - горячий хлеб испаряет влагу, но она не уходит вне, а возвращается обратно - и хлеб не будет сухим, он бужет сочным и вкусным - страшно вкусным. Сохраните цепочку: полотенце (простынка) - полиэтилен - одеяло. Через сорок пять минут (а то и час) вытащите полиэтилен ( он будет весь в каплях), и пусть хлеб под полотенцем и одеялом остывает окончательно (это несколько часов).
Вся недолга!
Если что-то непонятно написал - спросите, поясню.
Я очень люблю печь хлеб. Это для меня настоящее священнодействие.
С уважением!

Андрей Жеребнев   11.03.2020 17:49   Заявить о нарушении
Андрей, спасибо за ценную информацию! Обязательно испробую на практике, как только созрею морально и обзаведусь всем необходимым :-)
Если правильно понял, главное это не надо никакого зла в себе держать в процессе.
Еще раз спасибо!&&

Александр Долженко   11.03.2020 22:53   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Долженко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Жеребнев
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.03.2020