Рецензия на «Лицемеры...» (Мымлиган)
Очень резкие, но при этом справедливые и объективные рассуждения. Не хочу сейчас растекаться мыслью по древу: уже писал здесь статьи о многом из того, что Вы сказали. Сделаю лишь две заметки на тему о графоманстве. Первое. Графоман человек или нет определяют читатели. Но как читатель может увидеть талантливого писателя, если писателей сейчас, без преувеличения, миллионы! Я писал в своей статье о том, как писателю найти своего читателя, что во времена Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого писателей было несколько сотен, а читателей, - несмотря на то, что 84% населения России тогда составляли безграмотные крестьяне, - многие сотни тысяч, в числе которых были не только дворяне, но и довольно многочисленные разночинцы. Телевидения и кинотеатров тогда не было, и образованные граждане из высших слоёв общества много времени проводили с книгой. Писателей было мало, а читателей - много. Поэтому талантливый писатель быстро обнаруживался читателями в общей немногочисленной тогда массе, как говорят, тружеников пера. А теперь писателей миллионы, а читателей, во-первых, буквально чуть-чуть больше, чем писателей, а во-вторых, в связи с нынешней разрушительной и оболванивающей системой народного образования, читателей становится всё меньше и меньше, да и уровень их интеллекта, - а судьи кто? - стремительно падает, не побуждая их к чтению как таковому... Поэтому, во-первых, найти талантливого писателя в гигантском море его пишущих собратьев, - пусть он даже напишет ещё одну "Войну и мир"! - просто невероятно трудно, а во-вторых, и искать-то сейчас уже его никто особенно не стремится, предпочитая тусовки или телевизионные боевики... Это первое, что я хотел сказать по поводу графоманства. А второе... Знаете, есть такая поговорка о полководцах: полководцы всегда готовятся к прошедшей войне... Понимаете? Мало кто видит отдалённую перспективу. Что там будет впереди? О чём уже сейчас надо бы задуматься? А кто видит, тот пишет актуальные, волнующие людей произведения. Но и в этом случае срабатывает закон, выраженный известной шуткой: если не согласен с пунктом вторым, читай пункт первый. А в первом пункте сказано, что если даже ты написал "Войну и мир", то, во-первых, издатель предпочтёт растиражировать популярный боевик, а во-вторых, твоя "Война и мир" попросту потонет в океане книг, опубликованных как в бумажном варианте, так и в электронном, в ЛитРес, и её просто никто не увидит. Да и желающих видеть, повторюсь, становится всё меньше и меньше... Круг замыкается... Тем более что сейчас пишущих о том, что сегодня уже никого не волнует, очень много. Полководцы готовятся к прошедшей войне... А люди хотят смотреть вперёд: что там их ждёт?.. Тем более что сегодняшняя жизнь особенно располагает к повышенному интересу о хотя бы ближайших перспективах бытия... Так что если писателя не читают, это не всегда следствие его бездарности: его, как каплю в океане, просто не видно... Не зря сейчас особенно выросло значение рекламы, и не только в области торговли разными товарами и продуктами, но и в области литературы и кинематографа. Тебя просто не заметят, если хоть чуть-чуть себя не прорекламируешь. Сложный это вопрос - графоманство. К тому же, вкусы у людей разные: одному нравятся хризантемы, пионы, розы, а другому - простые ромашки и колокольчики... Поэтому надо быть, наверное, ну совсем уж тупым, чтоб не найти своего читателя. Вопрос только - сколько их будет, этих читателей. Поэтому лучше писать о том, что наиболее волнует людей именно сейчас, а не было интересно им, допустим, сто лет назад. Почитайте мой стишок "Ушла эпоха заблуждений". Ушла эпоха заблуждений... Сказал мне как-то старый друг: «Неплохо вроде бы ты пишешь, Но где ж восторженный твой дух, Знамением как будто свыше Поэта лирой побуждал Всегда сказать о жизни что-то, Чего простой не замечал Мирянин в будничных заботах?.. Где краски яркие! И слог Где неожиданный, – как вспышка На солнце! – грудь сдавить чтоб мог Не хуже, старца чем одышка Преследует, когда подъём, Хоть малый, он одолевает!.. Ты пишешь нынче не о том, Поэзия что воспевает В её златые времена!..» Ну что я другу мог ответить?.. Моя какая в том вина, Силён что нынче всяк заметить Порой такое, что поэт Не каждый и понять-то может?.. Златой, конечно, ярок след Поэзии! Но где же, Боже, Остались чистых душ следы, – В какую канули уж лету? – Для коих не было беды Стоять под дулом пистолета, И честь открыто защищать Свою и близких в риске равном Дуэли честной!.. Убивать Теперь втихую и бесславно Давно уже из-за угла Без церемоний чести стали! И не обидчиков... Без зла... Кого, – как пиццу! – заказали, Того и упокоят в срок Контракта, чтоб заказчик блюда Ворчать о качестве не мог Его, как мелочный зануда... Мне трудно выразить восторг Теперь и девичьею честью: Я получил, возможен торг Что с ней, давно уже известье... Стихом не славить, но корить Девицу стало впредь удобней! – Прошу поэта мне простить Вопрос к ней каверзный и злобный: «О, гений чистой красоты! В какое жуткое мгновенье Лишь тела женского черты Явились лучшим нам виденьем?..» О да, любовь ещё жива, Воспел в стихах какую гений, О ней всё ж новая молва Не внемлет старым заблужденьям: Теперь любовью не живут, Но занимаются уныло, Теперь любовью могут блуд Назвать, для душ живых постылый… У времени любого есть Свой лик, ничем неповторимый! – И слово в нём имеет честь Его картиной быть незримой... Его носители когда Уходят дружно на погосты, Потомки их в свой век всегда Идут не как благие гости, Чужим что разумом живут, Былым лениво восхищаясь, Но как хозяева! Идут, В ошибках новых не покаясь Ничуть пред Богом и судьбой, Чтоб всё, что сами натворили, То слогом новым, меж собой В согласьи, сами и крестили... Попробуй слогом старым им Под их неповторимым солнцем Сказать о жизни, речь засим То будет турка для японца... Не потому ль теперь поэт Уже не очень в свете моден, Что раздражают нынче свет Его возвышенные оды О том, что кануло давно Уже в седую древность века, И видит в веке он ином Живого ныне человека?.. Высоким слогом написать Немудрено о жизни что-то. Но как саму в нём жизнь узнать, Не испытав душевной рвоты?.. Пришёл наш век! – И в нём пора Иных забав, иных восторгов! И слов иных теперь игра В чести с рожденья и до морга, И чем закончится она, В том приговор потомков новых Самим себе до слова дна Уже означится иного… Алексей Морозов 3 08.01.2020 20:03 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |