Рецензия на «Единоборец. Повесть» (Виктор Коротеев)
Последнее время вышло много исторических фильмов, поражающих зрителей своими спецэффектами, динамичностью событий и возможностями компьютерной графики. И как-то отступает на второй план СЛОВО, забывается, что именно оно было в начале всего. Видимые образы воспринимаются легче, не требуют работы мысли. Но когда читаешь историческую поэму «Единоборец», забываешь, что её автор пользовался лишь СЛОВОМ – такие яркие и живые характеры, колоритные и образные картины возникают в твоём сознании! Эмоции и чувства, рождающиеся в душе при её чтении, не менее сильные и захватывающие, чем от самых кассовых и талантливых фильмов. Наверное, ещё дело в том, что цель автора заключалась вовсе не в эффекте, произведённом на читателя, а в исторической достоверности описываемых событий, в желании воссоздать атмосферу и драматизм того далёкого времени, передать его вкус, запах, заставить читателя пережить эмоции и чувства своих героев. А главное – автор хотел всколыхнуть историческую память людей, напомнить о корнях славянских народов, о триединстве восточных славян – русских, белорусов и украинцев, ведь забыть об этом - как бы отказаться от своих родителей. И, представьте себе, у него это получилось! Виктору Коротееву удалось создать правдоподобно не только образы главных героев – Владимира Мономаха и его соратников - русских князей, воинов, но и их врагов - половецких ханов. И даже образы эпизодических героев получились у автора такими же многогранными, живыми и запоминающимися. Поэма «Единоборец» погружает нас в события почти тысячелетней давности, но читая лирические отступления и размышления героев, забываешь что это – о давно минувших годах, так сегодня актуальны и злободневны их переживания и чувства. Увы, как и тысячу лет назад, и сегодня не всегда между правителями и народами царят мир и согласие. Поэтому размышления князя Владимира, его анализ событий и его отношение к происходящему тогда – интересны нам и очень своевременны сегодня, когда Россия опять оказалась в плотном кольце неприязни, враждебности. И как ответ на сегодняшние вопросы, пояснение от автора к событиям тысячелетней давности: А над Десной сияли звёзды ярко, И соловьи в саду и за рекой, И месяц на волне качался валкой, И сердце млело прелестью земной… Вздохнул Владимир, головой качая, Смолчал. Досаду, гнев скрывать он мог. Полвека землю половцы терзают, И биты были много, да не в прок. Из года в год всегда одно и то же: Снега сойдут, поднимется трава, Окрепнут кони, станут к делу гожи – Идут разбоем грабить, воевать. Усобицы во вред земле всей русской И только на руку всегда врагу. Как прутья веника, когда враструску, Тогда легко ломать и гнуть в дугу. И сразу всё становится ясно и понятно: зачем и кому нужны разлад и непонимание между братскими народами и государствами. Так было тысячу лет назад, так осталось и сегодня. Натура человеческая не изменилась. Привлекает в поэме яркий разносторонний образ главного героя – князя Владимира Мономаха. Единоборец – это не просто значение, перевод его имени – Мономах, но и суть, характер и судьба. Перед нами вновь оживает человек: мудрый, сильный, со своими привязанностями и слабостями, с думами и заботами о земле русской, о её силе и её мирной будничной жизни. По дороге в Любеч, где он решил собрать в 1097 году всех потомков Ярослава Мудрого, князь Владимир размышляет о чём он будет с ними разговаривать. «Земля святая Русская – вся наша, Какой бы частью кто здесь не владел. И мы – кто правит ей и тот, кто пашет - Всю жизнь о ней обязаны радеть». Впервые, может быть, на слове «наше» Владимир обострённо ощутил О чём при встрече братьям нынче скажет, Чтоб с прёй покончив, землю защитить Свою от нечисти степной поганой, Что лезет ото всюду как сорняк. Навек отбить желание у ханов К набегам, Русь собрать в один кулак. Талантливо и с любовью написаны образы других героев поэмы, как исторических личностей - князей и бояр, митрополита, ханов, воинов, так и эпизодических, вымышленных героев. Например, образы кухарки-стряпухи, кузнеца, бежавшего из плена, не робкого перевозчика-паромщика, простых горожан. Каждый из них возникает перед нами запоминающимся и живым, с выразительными, индивидуальными чертами и привычками. Читатель вовлекается автором в круговорот событий, сопереживает героям, а главное - чувствует тугой, пульсирующий нерв, связывающий историю нашей Родины с её сегодняшним днём. Кажется, что слова Владимира Мономаха, сказанные на съезде в Любиче, обращены к нам в сегодняшний день: «Тревога и печаль за судьбы наши Толкнули, братья, вас позвать сюда, Держать совет, послушать кто что скажет Друг другу, но для пользы, не вреда. И плачет Русская земля вся наша От злобы лютой, алчности, войны. Не так мне половец сегодня страшен, Как распри бесконечные меж ны … …Язычники ль над нами не смеются И, руки потирая, в нас плюют: «Пускай князья все насмерть перебьются, И нам останется не меч для них, но кнут». Смотришь на бывшие советские республики, которые веками входили в состав России и понимаешь, что не для них был выгоден развал СССР, не для Украины нужна сегодня её гражданская война… И как верен, точен совет Митрополита Николая, который он дал князьям после обличающей их всех речи: «Вы не о том, сыны мои, ведёте Здесь речь и стрелы мечете не в цель, В трудах с молитвой и солёном поте Вам строить Русь, не склок мотать кудель. Вы детям что оставите и внукам? Смердящие развалины, пустырь? Но вас Господь избрал земли порукой, Для всех Он путеводный поводырь…» Этот совет полезен нам и сегодня. Жаль, что его не слышат правители Украины, Латвии, Грузии, Армении… Потрясающе созданы картины битв. Автору удалось передать трагизм и героизм события, подобрать нужные слова, передающие гнев и ярость сражающихся, а главное – выразить в нескольких словах суть битвы, её цель. Теперь здесь повторится битва прошлая, Когда на речке на далёкой, на Стугне, Громили также орды ханов в крошево, Но, видимо, не стала степь умней. Лежали сотни трупов безымянных И сотни мчались, голову сломя, Со страха и от всадников не званных, И рубящих без устали с коня. Добычей стали тысячи кибиток, И пленных много взяли, и скота. На Шарукань-столицу – путь открытый, Сбывалась явью давняя мечта. Могли, когда орда вся разбежалась, Но не пошли - другая цель была: За волю за свою здесь Русь сражалась - Напрасно кровь людскую не лила. А хан разгромом этим потрясённый С ошмётками орды бежал на Дон. Весьма озлобленный, не усмирённый, Ещё сильнее местью воспалён... О стиле языка исторических поэм Виктора Коротеева я уже говорила, когда рассказывала о поэмах «Зори Соловецкие» и «Александр Невский», но не могу промолчать и сейчас. Язык поэмы поражает количеством использования вышедших из нашего употребления слов. Удивительно, что многие из них по смыслу текста даже не нуждаются в пояснительных сносках. Всё понимаешь и так, к сноске обращаешься лишь для подтверждения в верности своей интуиции. Радует, что не оторвались мы ещё окончательно от своих истоков, душа помнит! Пройдут века, и сегодняшний день тоже станет историей. Очень хочется, чтобы потомки вспомнили с благодарностью и гордостью сегодняшних всех – и «кто правит», и «кто пашет». И тогда непременно через тысячу лет найдётся талант, который напишет поэму и о нашем нелёгком времени. А для этого надо жить так, чтобы было чем гордиться и нам, и потомкам. И главное – важно понять и помнить, что нельзя историю переиначить, свершившиеся факты невозможно изменить. История – это далёкая и близкая жизнь наших предков, это сегодняшний день, дающий нам трудные уроки и требующий правильных, мудрых решений. И нет у нас права на ошибку. Мне думается, что именно об этом и рассказал своему читателю автор «Единоборца». Татьяна Афанасьева1 19.05.2019 11:46 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |