Рецензия на «Религиозные аллюзии у Горького» (Борис Бобылев)
Прочитал, уважаемый Борис, Ваше исследование как раз в момент чтения цикла рассказов Горького"По Руси", конкретно - рассказа "Ералаш": внос иконы Богоматери (в советских изданиях, правда, писали с маленькой буквы) в русско-татарское село Тулунги. Фейерверк характеров, метких наблюдений, и, так содержательно исследуемых Вами в творчестве Горького, религиозных аллюзий. Они играют, действительно, важнейшую роль в произведениях этого великого писателя. Мне также вспомнился один из ранних рассказов Горького "Колокол", точно гулом этого самого колокола напитанный образами религиозного содержания. Оказавшимися, однако, в противоборстве с проявлениями человеческой гордыни и стяжательства. Мне кажется, Горький мог бы написать и что-то вроде "Богомолья" Шмелёва или "Соборян" Лескова. Но одномерные пространства ему, видимо, претили, поэтому он выходил за их рамки, в другие измерения. С уважением, Алексей Мельников Калуга 01.04.2018 13:19 Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Алексей. Что касается Шмелева и Лескова, то у Горького, все-таки, мы встречаем принципиально другое, вывернутое отношение к религиозной теме. Религия, Церковь для него (если иметь в виду позднее творчество писателя)- это часть "золотого сна человечества", мечта, сказка, утешающая людей, дающая силы им жить. Это с одной стороны. С другой же стороны (и это полностью противоречит первому подходу), Горький все время ведет тяжбу с Богом, подобно библейскому Иову. Обвиняет Его во всех бедах - собственных и всего человечества. Получается какой-то идейный "Тяни-Толкай" (помните сказочное животное, придуманное Чуковским?)...
Борис Бобылев 09.04.2018 21:15 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |