Рецензия на «Уроки прошлого. М. Е. Салтыков-Щедрин» (Зоя Орлова)

Полагаю, беспокоиться об изменених в школьной программе преподавания русской литературы не стоит. Талант сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина не померкнет и интерес к его произведениям не уменьшится.

Да и школьная программа не резиновая. Зажглись сверхновые звёзды: Владимир Высоцкий, Владимир Войнович ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина").

Михаил Палецкий   27.02.2017 05:22     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше мнение о русских писателях.
Но Вы не всё знаете, Михаил, а беспокоиться есть о чём: современное образование сильно отличается от советского. Уровень знаний соответствует той фальши, на которую идут работники образования. А уж что с программой по литературе иногда проделывают, так это отдельная проблема...

Зоя Орлова   27.02.2017 15:52   Заявить о нарушении
С 90-х прошлого века (Windows-95) во все сферы жизни стремительно вторгся компьютер (персоналка) и, безусловно, всеобщая компьютеризация повлекла и изменения в школьные программы. Например, в учебник по математике для первого класса включены элементы математической логики. В какой мере компьютер оказывает влияние и при изучении русской литературы,- необходимой информацией для суждения не располагаю.

* * * * * * * * *

И что говорит Н.В.Гоголь "об улучшении среднего образования":

"Городничий (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий ("глава админ. р-на")): А вот вам, Лука Лукич, так, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием. Один из них, например, вот этот, что имеет толстое лицо... не вспомню его фамилии, никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу, вот этак (делает гримасу), и потом начнет рукою из-под галстука утюжить свою бороду. Конечно, если он ученику сделает такую рожу, то оно еще ничего: может быть, оно там и нужно так, об этом я не могу судить; но вы посудите сами, если он сделает это посетителю, — это может быть очень худо: господин ревизор или другой кто может принять это на свой счет. Из этого черт знает что может произойти.

Лука Лукич (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.("зав.РОНО")): Что ж мне, право, с ним делать? Я уж несколько раз ему говорил. Вот еще на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал. Он-то ее сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству.

Городничий: То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-Богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне.

Лука Лукич (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.("зав.РОНО")): Да, он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал... Говорит: «Как хотите, для науки я жизни не пощажу».

Городничий: Да, таков уже неизъяснимый закон судеб: умный человек — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси.

Лука Лукич: Не приведи Бог служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек."

По-моему, Николай Васильевич Гоголь устами героев произведения ни слова о школьных программах не сказал, ограничившись рассмотрением только личных качеств отдельных учителей.

Интересно, и ныне директора школ пишут личные характеристики после учебного семестра на каждого учителя для РОНО? Ох, как они злоупотребляли с этими характеристиками в прошлые времена?!

Михаил Палецкий   28.02.2017 05:49   Заявить о нарушении
Михаил, вряд ли Н.В.Гоголю нужно было о школьных ПРОГРАММАХ писать.
В те времена люди мечтали всего лишь о том, чтобы просто ГРАМОТЕ обучиться.
70% населения (крестьяне, в основном) были безграмотными, вместо росписи крестик ставили. Только советская власть в первые же годы провела ликвидацию безграмотности!
И это - удивительное явление, ведь миллионы людей даже в пожилом возрасте получили возможность книги читать. Мне бабушка с дедушкой рассказывали, хотя сами они были грамотными, даже классиков читали, наизусть много стихов знали.
Но это был такой прорыв, какого история МИРА не знала и не знает: люди бесплатно получили начальное образование, к ним домой приходили добровольцы, подвижники просвещения, чего столетиями не хотели делать помещики и власть.

А вот личные качества отдельных учителей, как и чиновников в просвещении, сатирически изображать надо во все времена...

Однако не знакома с тем фактом, про который Вы сообщаете.
Михаил, у нас было иначе: характеристики писали только в связи с наградами или же наоборот (то есть при необходимости порицания, выговора, объявления профнепригодности). Правда, мне не довелось увидеть хотя бы одного уволенного, хотя некоторые просто заслуживали этого!
У нас в школе работал один гад, который издевался над детьми: не только занижал оценки, но и запросто мог унизить, даже ударить!
Так что характеристики писали очень редко, поскольку аттестацию учителя проходили раз в 5 лет.
Мои родители тоже были учителями, но ни о каких "личных характеристиках после учебного семестра на каждого учителя для РОНО" ни разу от них не слышала...

Спасибо за Ваше внимание к моим работам, Михаил.
Всего Вам доброго!

Зоя Орлова   28.02.2017 15:22   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Зоя Орлова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Михаил Палецкий
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.02.2017