Рецензия на «Плач кукушки» (Кушу Аслан)

Комок в горле и настоящая буря эмоций, которая мгновенно захлестнула и душу, и голову.
Сколько боли! Как же изломаны судьбы сразу нескольких людей по вине одной-единственной женщины - Фариды!

Вот её ребенок - самое дорогое в жизни любой женщины. Тоска сиротства всю жизнь корежила и кромсала его душу, и никакая любовь бабушки с дедушкой не могла зарубцевать его раны... Если называть вещи своими именами, то она не только своими руками лишила мальчика родного отца, но и предала своего ребенка: ведь если бы она не торопилась в постель к Иналу, то свекровь со свекром не препятствовали бы тому, чтобы сын жил с родной матерью. А тот факт, что "тело ещё не остыло", а она уже замуж выскочила за нового мужчину - это в культуре любого народа считается безнравственностью и такой "матери" никто ребенка бы не доверил.

Вот его бабушка с дедушкой: простые труженики, потерявшие единственного сына по злому умыслу своей невестки. Их счастье, что, похоже, не узнали они этой тайны до самой смерти... А каково им было день за днем смотреть на внука и знать, что его мать живет совсем рядом?

Вот муж Фариды Касим: да, он, может, и тряпка безвольная, но не заслужил он такой участи. И не исключено, что с другой женщиной он бы был настоящим мужчиной и мужем.

Вот Петр - личность, не вызывающая уважения: палач он во все времена палач. А Петр выступил именно в роли беспринципного палача.

Вот Инал - сначала из-за Фариды он попадает в колонию, поломав свою жизнь, а потом в одночасье разрушился его, на первый взгляд, счастливый брак с нею, едва лишь узнал он о подлости жены.

Портрет Фариды сплошь пестрит черными красками. И первые мазки появились не тогда, когда она задумала избавиться от мужа, а тогда, когда вопреки своим чувствам пошла на поводу отца. Конечно, традиции вынуждают слушать старших. Но никто не заставлял её выходить замуж за нелюбимого. Она могла просто не выходить замуж ни за кого - и таких примеров немало среди моих бывших одноклассниц и однокурсниц разной веры - мусульманок и магометанок. Выбор этих девушек не был одобрен отцами, но и выходить замуж за нелюбимого они не хотели, поэтому просто отказывались выходить замуж.

И "мужской характер" Фариды, на который она пытается ссылаться в письме к Ильясу, вообще, ни при чем: мужчина, как раз-таки, настоит на своем вопреки воле родителей, а с нелюбимой женой просто расстанется. А вот так вот подленько и коварно поступить со своим мужем, как сделала Фарида, на это способна только женщина. Тем более, женщина, влюбленная в другого мужчину.

Вызывает уважение решение Ильяса забрать мать, убившую его отца и предавшую его самого. В мире, где дети зачастую пренебрежительно относятся к своим старикам, не обеспечивают им заботу и уход по старости, ссылаясь на нехватку времени или невыносимый характер стариков ("выживают из ума, невозможно даже пять минут с ними рядом быть"), где многие люди искренне убеждены, что нужно развивать систему Домов престарелых (чтобы старики не были никому обузой - ни себе, ни близким) - такое решение не может не удивить. Как, собственно, и величайшая зрелость души Ильяса - способность простить даже такую мать...

Весь этот сюжетный "расклад" автор очень органично сплетает в увлекательный сюжет, написанный прекрасным языком. Он, практически, не выносит никому личных оценок, а оставляет это читателям.

Замечательное произведение, захватывающая история!

СПАСИБО!

Ольга Анцупова   12.12.2016 09:21     Заявить о нарушении
Ольга,во-первых,огромное Вам спасибо! Редко встретишь такого глубокого рецензента,который, так мастерски и профессионально, по полочкам разложит произведение.Во-вторых,редко встретишь такого читателя, столь глубоко думающего и впечатлительного. Счастья Вам,Ольга, и больших творческих удач!

Кушу Аслан   12.12.2016 12:14   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Кушу Аслан
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ольга Анцупова
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.12.2016