Рецензия на «Аркадий Гайдар и тимуровцы» (Анатолий Бешенцев)

Вчера прочитал все комментарии к миниатюре и обнаружил, что сегодя как раз 75 лет со дня смерти Аркадия Гайдара. И уточнение, что убит он был осенью 1941 года не немцами-фашистами, а бендеровцами, что ныне злободневно. Памятуя, что в комментариях массово звучит мысль о "переворачивании" в гробу Аркадия Гайдара по поводу поступков наследников его доброго имени как комментаторами, так и автором, считаю позволительным сказать следующее.

Анекдот, предложенный автором (без упрёка ему),звучит просто мерзко. Он унижает пошлостью "юмора" и Гайдара и знаменитую артистку, рассказавшую его ради поднятия чьего-то настроения. Получается что, с одной стороны, высокоморальные герои говорят в кино одно, а в компании даже не очень знакомых людей - пошлости (что, стати, в самом деле - не редкость). С другой стороны подвергается сомнению сам Гайдар: а так ли он был хорош? Может он того и стоит? Есть и такие мнения в комментариях. Но, если уж мы подавляющим большинством читателей так ценим автора "Тимура и его команды", занимать ли нам толерантную позицию ко мнению недоброжелателей Гайдара?

Возникает вопрос: а как саму суть Гайдара и его произведения оценивало поколение ровесников тимуровцев в том 57-м году? Может именно как назойливую пропаганду "советского образа жизни"? Верили ли мальчишки, читая то сочинение, в реальность описываемого? Ведь масса талантливых книжек и картин того времени были точно, явно пропагандистскими, порой настолько, что сами дети не прочь были издеваться над этими сочинениями. Порой из озорства, (вспомните хоть бы "Серёжа взял свою тетрадь, решил учить уроки..." вместо "И покатался, кстати, на этом самокате..." скандировали с азартом "...на этой самой Кате!"), порой и откровенно грубо, даже цинично, что детям и не присуще.

Я всегда любил Гайдара, но не очень верил даже в свои 12-15 лет в реальность событий. Просто - призыв к добрым делам и поступкам. (И, какие-то верёвки и провода из сарая!... - лабуда. И фамилия соперника-вожака - Квакин! Выдумка, чтоб унизить. Как какой-нибудь Хрюкин у Чехова). Но сам образ жизни пацанов побуждал к действию! Хотелось создать подобное. И были попыткм!
Я сейчас вспоминаю свои приключения 53-55 года. Мне было лет 13. Я даже заглянул в уже забытую свою книжку "Оболтус из "Воровой деревни"". Вот там я подробно изложил, как такая игра в небольшом городке Борисотлебске, рождалась, как воспринималась именно пацанами, моими дружками, как к этому относились дети и родители. Даже самому захотелось освежить память: а верили мы тогда в нужность, полезность и занимательность мероприятия? Оказалось, многие товарищи и не знали ни хрена про самого Гайдара даже. И что двигало последователями "тимуровщины"?
Кстати, записывал я ту книжку без всякого расчёта напечатать (её и сейчас не напечатают, ели только частным образом), потому что ни каких сверхзадач смысл книжки не содержал, а был написан для знакомства молодой жены с недавним прошлым её мужа. Так что всё от души и правда.

Ну, это я говорю для того лишь, чтобы убедить самого себя: есть вопрос - верят ли сами дети в Тимура? По мне - так не очень. Но вот люблю Гайдара. И большая его книжка на полке, в древнем советском толстом переплёте, всегда готова для меня и внуков.
Помянем хорошего писателя добрым словом!

Альберт Сорокин   26.10.2016 13:38     Заявить о нарушении
Моё отношение к писателю недвусмысленно выражено в последних строчках, а что касается отношения к нему других, то меня это мало занимает, поскольку интернет просто кишит измышлениями в адрес Гайдара, периода его молодости. Что же касается неблаговидного поступка его правнучки, то он вряд ли был бы одобрен детским писателем. Впрочем, предательство идеалов дедов и прадедов стало сегодня обычным явлением: так вторая жена Чубайса в телепередаче "Школа злословия" с пеной у рта доказывала, что панфиловцы - это миф, пропаганда советской прессы (и наплевать ей на то, что дивизия на три четверти полегла в битве за Москву, вместе со своим комдивом!), а вот её дед вернул из небытия имена защитников Брестской крепости. Сегодня у "либеральной" части общества стало модным хаять наше прошлое, в котором были и светлые страницы, несмотря на тиранию...

Анатолий Бешенцев   26.10.2016 14:01   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Анатолий Бешенцев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Альберт Сорокин
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.10.2016