Рецензия на «Свейкас, виляу!» (Валерий Липневич)

Сразу признаюсь, что псевдопрочтением этого произведения не обойдёшься. Споткнулась на названии, поискала сноску... Усмехнувшись, пробежала по тексту и по его объёму взглядом, зацепившись за некоторые слова, поняла, что надо читать!
И не только читать, а осмысливать, потому что от моря Прибалтики писательская мысль Валерия Липневича увела меня в Советский Союз, во времена службы в рядах советской армии, туда, где служили «годичники», люди, «подпорченные образованием». Но и для автора, и для главного героя это только повод поразмышлять о глобальных проблемах современности: почему и за что с нами так обошлись, а именно: раздраконили и душу, и государство, единую «семью» республик, единство наций, которыми мы, советские люди, так гордились. А, может быть, и не обошлись, а мы сами лишили себя чего-то важного в жизни, придав значение житейским мелочам, но не придавая должного внимания тому, что зовётся духовностью. Зато у Валерия Липневича этой самой духовности хватает с лихвой: в многой мудрости – много печали… И писатель, писатель с государственным мышлением, такой же, как многие думающие люди в нашей стране, пытается понять, почему нас, русских, русскоговорящих, таких умных, понимающих, дружелюбных, готовых прийти на помощь, не любят… Сторонятся… Такие мысли пришли при первом прочтении…
И я обратилась снова к завязке и экспозиции, и начала копировать в отдельный файл понравившиеся «лирические отступления» от сюжета… И поняла, что их гораздо больше, чем самих событий и что герои, калейдоскоп героев разных национальностей: литовец Виляу, русский Лёша Васильев, немец Альгис, азербайджанец Равшан, белорус Славик Устименко, грузин Колаташвили – это опять только повод поговорить о наболевшем: о национальном вопросе, о войне и мире, о сходстве и расхождении в мировоззрении, о человеческой личности и безликости, поразмышлять о нас, сегодняшних, сравнить с прошлым. И нельзя не отметить, что каждый из героев дан крупным планом – в казарме, где все на виду, в несколько замкнутом, ограниченном пространстве. И почему-то мне вспомнился Довлатов с его «Зоной»… Наверное, иногда авторов объединяет такая же жёсткая манера письма, беспристрастный взгляд изнутри и одновременно со стороны… Возможно, поэтому мне трудновато было определиться с жанром произведения. Это и послание другу, и обращение к нам, читателям, настоящим и будущим. Бывает, что автор отбором событий, темой, да и всеми доступными художественными средствами подводит читателя к определённым мыслям по поводу прочитанного. У Липневича не так. Мысли у него уже есть, и им тесно до такой степени, что надо выговориться. Это поток сознания, поток вопросов и нам, и самому себе, на которые не всегда есть ответ, какой бы блистательной ни была публицистика, каким бы умным и мудрым ни был писатель. И потому написано эссе с пронзительной болью за наше поколение, но написано с тревогой о будущем. И ясно, что не комментировать надо прочитанное, а самому читать эссе. Процитирую позицию автора: «Всё, что мы переживаем, каким бы чужим это нам ни казалось, становится в конце концов нашим, и чем раньше мы это понимаем, тем шире охватываем сегодняшний день, тем глубже проникаем в него, тем сильнее отталкиваемся от него и устремляемся в грядущее. Нельзя брезговать настоящим, это наше горючее. Лишаясь его, мы лишаемся будущего и прошлого». Вот оно главное – нельзя брезговать настоящим! Должен быть и диапазон приемлемости, толерантности, как сейчас говорят, и должно быть умение адаптироваться в современных условиях жизни, сохранив себя, как личность… лицо… И у людей, и у наций, и у государств, если мы хотим жить дружно и хотим жить и выжить вообще… Как женщина читающая и размышляющая, отмечу, что это и произведение о настоящей мужской брутальности, которая ищет самоутверждения не в войнах и распрях, а в познании, в утверждении разума, в созидательном построении человеческих отношений.
Вечные общечеловеческие истины, которые так дорого нам даются, всем и каждому в отдельности, – об этом произведение Валерия Липневича, яркой неординарной личности, интеллектуала. Неплохо бы «Свейкас, Виляу!» прочитать как обывателю, так и государственному деятелю! Может быть, что-то изменилось бы в нашей жизни к лучшему…

Гал Аник   29.10.2016 20:06     Заявить о нарушении
На фото-красавчик! А в прошлом году ходил ко мне на занятия по русскому выпускник школы Тимофей N. Я ему показало Ваше фото, Валерий, и он сразу узнал... себя!)) Разительно похожи! Не шутка...

Гал Аник   16.10.2016 08:42   Заявить о нарушении
конгениально! фундаментально! срочно за диссертацию! Спасибо, дорогая!
А насчёт похожести объясняется очень просто: типичное классическое лицо. В армии часто признавали меня за человека из их роты или батальона, а однажды узнали во мне члена военного совета Адыгеи.

Валерий Липневич   16.10.2016 10:43   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валерий Липневич
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гал Аник
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.10.2016