Рецензия на «Пластов. Фашист пролетел. Пикассо Герника» (Геннадий Мартынов)

Да, Геннадий, искусствоведение не Ваш конёк!
Если у Вас недостаточно развито абстрактное мышление – это не значит, что другие люди такие же.
Анализ двух картин совершенно дилетантский.
Воюют не народы, а правительства. Жертвы в этой бойне всегда невинные люди – это закон нашего Мира.
Вы пишите: «Летчики Люфтваффе знали, что и кого они бомбили. Цель была выбрана заранее. Это была чудовищная акция устрашения». Про советских лётчиков, для объективности, не хотите ничего написать? Например, как они на немецкой территории кидали бомбы исключительно в фашистских солдат и ни один ребёнок, ни один старичок при их бомбардировках не пострадали? Любой солдат на войне выполняет приказ, а приказы, как известно, не обсуждаются.
Вот эта Ваша фраза, вообще, озадачивает: «И уверяю вас, что не поймете вы ровным счетом ничего И испытаете вы лишь одно чувство. Чувство недоумения, что это за фигню нам тут показывают». С чего Вы взяли, что другие зрители ничего не поймут? Не судите обо всех по своему уровню восприятия. Уважайте своих читателей. Среди них могут оказаться люди образованные и воспитанные иначе, по сравнению с Вами.
По силе выраженных чувств и зашифрованных в картине символов Пикассо, несомненно, переплюнул Пластова. Вы просто этого не видите. Хотя, любая оценка картин субъективна. Тут – каждому своё, как говорится. Одни люди имеют способность видеть, другие возможность пялиться.
Я не любитель творчества Пикассо, не считаю его гением в живописи. Но оценки, подобные Вашей: « если это состязание, то Пабло Пикассо потерпел в нем сокрушительное поражение от Аркадия Пластова», действительно, вызывают недоумение, о котором Вы писали выше.
На «Крик» Мунка и, правда, не смотрите. Это полотно не для средних умов.

Наталия Сентябрьская   09.03.2016 09:51     Заявить о нарушении
Так Натали, давайте подсчитаем. Кто есть я? А я есть дилетант. Человек со средним умом, У меня не развито абстрактное мышление, Уровень моего «восприятия» совсем не тот, какой должен быть. А ещё я человек неуважительный. Ну и, понятно, необразованный и невоспитанный. И вообще я не смотрю, а пялюсь на зашифрованные символы. Ну а самое главное в определении меня – это то, что я не искусствовед. «И это всё о нем» Я в восторге. Меня по – разному называли. Но вот такую серию мне ещё никто не выдавал. Merci pour les complements, как скажут французы.

Но я вас хочу утешить.. Да не искусствовед я. Вот так вот получилось. Хотя вот уже несколько десятков лет приобщаю наших зарубежный гостей к нашей истории, архитектуре, литературе и национальной живописи. Работа у меня такая. Причем на родном им языке. При всёй моей необразованности. Хотелось бы посмотреть, как у вас это получилось бы.

Но не это главное. Повторяю. К вашей радости скажу, что я не искусствовед. Потому как, скажем, если у картины Перова «Тройка» я начну гостям рассказывать про то, что такое подмалёвок, о разных планах, композиции, перспективе прямой и обратной, и всё это вместо того, чтобы привлечь их внимание к страданиям несчастных детей, наши гости разбегутся от меня через 5 минут.

Не искусствовед я. И не музыкант тоже. Но вот гармонию звука от какофонии я отличу легко. А ещё я и не портной. Но хорошо ли пошит костюм или плохо я тоже способен определить. Это не моя мысль. Про то мне рассказал Белинский. Вы хотите поспорить с Белинским? А ещё, я думаю так, вы поспорили бы и с самим Львом Толстым. Легко могу представить, чтобы граф написал бы, да ещё и как бы написал, увидев эту невразумительную мазню под названием «Герника»

И потом, Натали, вы ведь пишете просто ужасные вещи. Неужели сами то не замечаете? Да, на войне бывает разное. И легко допустить, что и от пуль наших летчиков гибли случайные жертвы. Но немецкие летчики СОЗНАТЕЛЬНО бомбили мирное население. Так же как и американцы прекрасно осознавали, неся под крылом ужасное оружие, кого они летят уничтожать. Но ни один советский летчик не имел приказа убивать немецких детей. Этот убил сознательно наше русское дитя. Потому как фашист. Неужели же не видите никакой разницы? Поразительно.

«Воюют не народы, а правительства» Вы это серьезно? И это тоже поразительно? Это что же в 1812 году воевали правительства? А как же всё тот же Толстой, писавший о народном характере войны. Или и в этом месте захотите поспорить с ним?

А вот вам известная песня Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, - Идет война НАРОДНАЯ Священная война! ВЫ и здесь нам расскажите что-то о правительствах.

И последнее. Я писал уже об этом. Пусть цветут все сто цветов, говорят китайцы. Вот и обезьяна намалюет хвостом что-то на холсте, и соберутся эстеты, искусствоведы, любители абстракции и начнут на полном серьезе обсуждать, что эта обезьяна хотела нам сказать. И ведь обязательно найдут. А потом и продадут эту «живопись» за многие миллионы. ВЫ не видите себя в толпе этих искусствоведов.


Геннадий Мартынов   09.03.2016 14:36   Заявить о нарушении
Геннадий, не надо так болезненно реагировать на критику! Вы опубликовали статью для всеобщего обсуждения – будьте готовы к любым мнениям.
Воюют не народы, а правительства – совершенно верно. Народ в любой войне используется. И кто кому, какие приказы отдаёт – большой вопрос.
Вас послушать, так советские лётчики в бессознательном состоянии бомбили немецкое мирное население. В одном вы правы – советским солдатам никто не отдавал приказов убивать немецких детей на освобождённой территории. Они это делали сами, в порыве мести за несчастья и лишения, принесённые Вермахтом, пока не вышла известная директива Сталина.
К чему Вы приобщаете зарубежных гостей и на каком уровне это приобщение – мне неизвестно. Я Ваши профессиональные качества не оспариваю.
Речь шла о сравнении двух полотен – Пластова и Пикассо – кои, собственно и сравнивать-то нельзя, ибо стили разные (плакатный стиль Пикассо – стиль запоминающийся, не классический, может быть воспринят зрителем, и произведёт впечатление, и запомнится)
Пластов, ответьте мне – это что, констатация конкретного факта убийства? Ведь пастушок – собирательный образ невинной детской жертвы войны. В картине нет страдания и протеста. Просто, Вам это ближе, так как свои, родные убиты, а не какие-то баски в Гернике, пусть их и было шесть тысяч. Герника – это исторический факт, это хроника события. Пикассо показал взрыв смерти, ужаса, насилия, страдания. Не видите это на картине – почитайте, в конце концов, трактовки в интернете, они вполне доступно изложены. Не навязывайте читателю своё мнение, как единственно правильное.
Ваша фраза о полотне Пикассо:
«И уверяю вас, что не поймете вы ровным счетом ничего. И испытаете вы лишь одно чувство. Чувство недоумения, что это за фигню нам тут показывают» - имеет право на существование только где-нибудь в коррекционной школе для умственно отсталых, которым, кроме чужого мнения другое и взять-то негде.

Наталия Сентябрьская   09.03.2016 22:43   Заявить о нарушении
А это я ещё не болезненно отреагировал. Редко кто, вступивший со мною в дискуссию, уползаю с него не побитыми. Нет, я никогда не использую хамство, как аргумент. Никогда. Всё очень корректно и вежливо. Я очень вежливый человек. Даже и тогда, когда ко мне с кайлом и известными нам всем нехорошими словами.

Вот и в вашем случае. Я предельно внимателен к вашему отклику. Хотя во всем этом отклике чувствуется такой Папа римский. Он, как известно, по определению завсегда прав. Чтобы не сказал. Потому как унаследовал власть свою от первого Папы. То есть от апостола Петра. Ну, в самом деле, не Папа же вы, и тем более не апостол Пётр. Так что на вашу критику можно посмотреть очень даже критически.

К примеру все о том же вашем пассаже о правительстве. Мне даже и не ловко на это отвечать. Кто же отражал очередное нашествие Запада на Россию в 41 году, правительство или народ? И какой тут вообще уместен разговор?

Про то, что советские солдатыц сознательно убивали немецких детей, - это уже запредельно. Зачем же вы так о наших солдатах. В Трептов парке в Берлине стоит знаменитый памятник Вучетича.. Русский солдат держит на руках немецкую девочку, которую он вынес с поля сражения. Он спас её. И это не фантазия художника. Это достоверный факт. И немцы не тронули этот памятник. До сего дня. Потому как они благодарны ему за этот мужественный поступок.

А вот в Гернике фашисты уничтожили сотни детей и по приказу и по собственной воле. Да если бы только в Гернике. Вспомните их лагеря смерти. И как из детей выкачивали кровь для нужд своих лазаретов. О чем вы говорите?

А теперь о сути. Я сравнивал две картины вовсе не имея в виду их стили. Я писал совсем о другом. А именно о том, как художники подходят к тому, как используя художественные средства, они выражают свои чувства и мысли. А именно в этом и состоит задача любого художественного произведение. Как художник подходит к моей душе, чтобы вызвать ответное чувство. Пластов подошел так, как нельзя лучше, яснее и понятней. Он не стал, как Пикассо, зашифровывать свою мысль в непонятные загогулины, и кодировать её в непонятный никому ребус. Он не играет со мной в прятки. Он не эстетствует и не плюёт мне в душу через снобистскую губу. Дескать дорасти, дурак, до моих безумных фантазий, а потом суди.

Я снова вас спрошу. Ну предположим (а я тоже имею право на фантазии) вы ничего не знаете о Пикассо, ни о Гернике. И вот мы вместе встали перед этим обширным полотном. Вы искусствовед. А я – нет. И я обращаюсь к вам, и спрашиваю вас. Что это всё такое. Хочу знать. Но только ответ ваш должен быть ясен и прям. Знаете такое: Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Без тумана. Без намёков.

Вот я могу много чего наговорить перед картина Пластова. Ясно и убедительно. Да, по правде, там и говорить много не надо. Лучше помолчать, проникаясь трагедией. А что скажите мне вы? Только, подозреваю, что ничего мне не сумеете рассказать

Геннадий Мартынов   10.03.2016 13:45   Заявить о нарушении
О зверствах советских солдат на освобождённой территории сейчас полно информации в интернете. И это не вражеская пропаганда. Вопрос в другом – хотите ли Вы об этом знать? Я знала эти факты ещё задолго до появления интернета.
Памятник немецкому солдату, который подкармливал советских детей шоколадом и конфетами, никогда не поставят на территории, которую этот солдат захватывал так же, как советский солдат захватывал территорию противника. То есть – один памятник ставить можно, другой – ни в коем случае, а то Меркель разрыдается.
Геннадий, я не могу Вас заставить посмотреть на «Гернику» моими глазами. Вы или видите, или нет. Почитайте трактовки искусствоведов. Моё мнение Вас вряд ли убедит – Вы настроены агрессивно-скептически. Собственно, это Ваше право не понимать ребусов Пикассо. Но как можно заявлять читателю « И уверяю вас, что не поймёте вы ровным счётом ничего….»? Ваш читатель может оказаться умнее Вас.

Наталия Сентябрьская   10.03.2016 21:45   Заявить о нарушении
Такая юная и такая красивая. А пишите вещи… Этому трудно найти определение. Чудовищные вещи. Немцы-фашисты только и пришла к нам затем, чтобы раздавать детям конфеты и шоколад. Вы расскажите про то на Пискарёвском кладбище. Вы знаете, сколько там покоится детей, погибших от холода, бомбёжек, артобстрелов. Но преимущественно от голода. Не получили они от немцев ни конфет, ни шоколада. И пряников тоже они не получили. Получили они совсем другое. Могилы на этом самом кладбище.

Вы не забывайте, что у нас не частная переписка. Портал открыт для всех. И что же люди то подумают, прочитав это ваше про конфеты и шоколад. Да ещё и с упрёком за то, что не поставили им памятник за эти самые конфеты. Такой, знаете, в пандан с советским солдатом с девочкой спасённой немецкой на руках
в Берлине.

Геннадий Мартынов   11.03.2016 11:09   Заявить о нарушении
Не все немецкие солдаты были фашистами с оскаленными зубами, точно так же, как и не все советские солдаты были добрыми освободителями . Вы цепляетесь за патриотизм, а речь в рецензии о «Гернике». Суть моего комментария – не способны увидеть смыл полотна, не внушайте читателям, что и они его не увидят.
С меня довольно Вашей глупости в оценке картины Поленова «Бабушкин сад».
http://www.proza.ru/rec.html?2016/03/11/959
Читайте трактовки искусствоведов, потом позиционируйте себя носителем русской культуры во французские массы. А о «Гернике» забудьте.

Наталия Сентябрьская   11.03.2016 11:40   Заявить о нарушении
Геннадий, а Вам не кажется, что Вас просто выдрессировали отрицать наличие человеческих качеств у любого немецкого солдата. Даже у того, которого на фронт проводили его же дети, которых он теперь видит в любом ребёнке.
Рассуждаете, как бабка на лавочке у подъезда:
Немец = фашист = убийца = фашист = немец….
Замкнутый круг, из которого Вам не выбраться ))))

Алекс Шталь   11.03.2016 12:18   Заявить о нарушении
После фашистов, раздающих шоколадки, тут уж и разговаривать собственно уже и не о чем. Одно из двух. Или от глупости космической, как говорил профессор Преображенский, или от подлости запредельной. Больше комментариев не будет. Тут хоть кол на голове….

Но тут на помощь поспешил господин Шталь. Может быть, судя по фамилии, и сам немец? Но это не важно. Важно то, что для него Пискарёвское кладбище – это так, всего лишь бабкины разговоры у ворот того самого кладбища. А ещё важно то, что у того немца тоже могли быть дети. И шел он в Россию видимо тоже, чтобы шоколадки раздавать русским детям. А мы то думали, что начитавшись Майн Кампф, они шли в Россию для расширения жизненного пространства. Для себя. А для этого с пространства надо было смахнуть всех неполноценных вместе с их детьми, как крошку со стола.
Господин Шталь поэт, бард. И это хорошо. Я это к тому, что он не чужд поэзии. И это тоже хорошо. И вот поэтому я предлагаю ему почитать стихотворение Светлова. Как раз в тему. Правда, речь в нем идет об итальянце. Но ведь какая разница.

Михаил Светлов

ИТАЛЬЯНЕЦ

Черный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца,-
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый...

Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?

Я, убивший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далеком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!

Но ведь я не пришел с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля!

Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.

Разве среднего Дона излучина
Иностранным ученым изучена?
Нашу землю - Россию, Расею -
Разве ты распахал и засеял?

Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далеких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного...

Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю - и нет справедливости
Справедливее пули моей!

Никогда ты здесь не жил и не был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застекленное в мертвых глазах...

1943

Геннадий Мартынов   11.03.2016 13:43   Заявить о нарушении
Укажите, пожалуйста, место в моём замечании, где говорится о моём отношении к Пискарёвскому кладбищу.
Если же я не высказывался в отношении к известному мемориалу, то получается с вашей стороны клевета-с…
Не припоминаю, чтобы хоть словом задел упомянутое Вами кладбище.
И не надо цитировать кого-то, доказывая, что у Вас собственного мнения нет. Лучше процитируйте себя, и поменьше врите.

Алекс Шталь   11.03.2016 13:58   Заявить о нарушении
Да, Пискарёвского кладбища в вашем мессидже нет. Но вот логика всё та же, что и у Сентябрьской ( кликуха, конечно, что вы кажется не очень уважаете). Ну не фашисты, а хорошие немецкие парни. Вот и шоколадки они раздавали русским детишкам. Потому как и у них были семьи, и свои детишки. Вот я вам и переслал это замечательное стихотворение как раз в тему нашего разговора. Чтобы показать вам, что это были за парни. И зачем они пришли к нам. И что по справедливости они получили.

И потом, почему же у меня нет своего мнения. Нет, оно есть. Просто оно выражено и хорошего поэта Светлова лучше, чем у меня. Вот и всё.

Лет 20 назад я работал с одной итальянской группой. Большой группой. Они были все бывшими солдатами дивизии, которая была разбита вдрызг под Белгородом. А теперь они ехали вместе со мной в те самые места. И знаете зачем? Открыть там детский сад, построенный на их деньги. В виде раскаяния за то, что пришли незваными в чужой дом. И слава тебе Господи, сумели ноги унести. И я видел их лица. На них было неподдельное раскаяние. И они знали, что шли к нам отнюдь не с шоколадками. Вот этого понять Сентябрьская никак и не хочет. И доходит в своих рассуждениях до чудовищных вещей. Вот пассаж из её отклика.

«Памятник немецкому солдату, который подкармливал советских детей шоколадом и конфетами, никогда не поставят на территории, которую этот солдат захватывал так же, как советский солдат захватывал территорию противника.» И получается так, что вы поддакиваете этой несуразной чепухе. Мягко сказано. А вы говорите клевета.


Геннадий Мартынов   12.03.2016 14:24   Заявить о нарушении
Геннадию Мартынову!
Что Вы тут про Пискарёвское кладбище пишите – веский аргумент в пользу фашистских преступлений?
Вы, Геннадий, наверно изумитесь, когда узнаете, что за те сотни тысяч заморенных голодом, что на Пискарёвском кладбище упокоены, в ответе вовсе не немецкие фашисты, а Ваш любимый Сталин.
Как так? А вот так.
Не полез бы Сталин в Финляндию в 1939 году со своей диктатурой – не замкнули бы финны кольцо вокруг Ленинграда осенью 1941 года, став союзниками Германии. Изучайте историю и причинно-следственные связи событий.
Ленинград, кстати, стоял на продовольствии в буквальном смысле слова. Только вот советское партийное руководство не знало, сколько продлится эта блокада и чем вообще война закончится. Поэтому и делить продукты между горожанами не спешило. А Вы - всё про фашистов. Эта информация для Вас посерьёзней будет, нежели весть о хороших немцах.
Так что, ленинградцам пришлось совершить подвиг, и стать героями поневоле, расплачиваясь за поступки власти.

Наталия Сентябрьская   15.03.2016 11:16   Заявить о нарушении
Ликбез, прости господи. И при этом меня учат истории. Так вот, Сталин «полез» в Финляндию. вовсе не затем, чтобы у чухонцев устанавливать диктатуру пролетариата. О безопасности страны он думал. В те времена граница с финнами проходила совсем близко от Ленинграда. 30 км. Ленинград, считай, был пограничным городом. Вот Сталин и предложил им отодвинуть границу. Взамен предложив территорию в два раза большую. А те упёрлись. Вот вам и повод для войны. Не забудьте, что к тому времени уже состоялся Мюнхенский сговор. Уже состоялся Аншлюс. Уже оттяпали изрядный кусок Чехословакии. Польша разбита. Идет странная пока еще война с Францией. То, что будет война и с СССР, нет ни у кого сомнения. А мы тут будем реверансы галантные перед фашистами делать. На войне как на войне. A la guerre comme a la guerre. Не ты так тебя. Трудно это понять. А вы тут про какую-то диктатуру пролетариата нам рассказываете. . Всё, больше моих посланий не будет. Учите историю, любительница абстракционизма.


Геннадий Мартынов   15.03.2016 15:36   Заявить о нарушении
А в завершения беседы, я вам посоветую прочесть новеллу одного замечательного французского писателя. Андре Моруа. Новелла " Рождение знаменитости" Легко найдете в Википедии. В ней все ответы, любителю всяких абстракций в живописи. Приятного чтения.

Геннадий Мартынов   15.03.2016 16:23   Заявить о нарушении
Где Вы в моём комментарии про диктатуру пролетариата прочитали?
Диктатура Сталина и диктатура пролетариата - суть разные вещи.
Сталин планировал в 1939 году лишить Финляндию независимости и включить в состав СССР в качестве ещё одной республики, наряду с Прибалтикой. Об этом в школе на уроках истории не рассказывали - неудобный факт, не получилось же. А Вы увидели слово "диктатура" и Ваш мозг тут же выдал Вам шаблон - "пролетариата".
Абстракционизм мне не нравится - я уже писала Вам об этом - я, в отличие от Вас, его воспринимаю.


Наталия Сентябрьская   15.03.2016 20:06   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Геннадий Мартынов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Наталия Сентябрьская
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.03.2016