Рецензия на «Разыскания о начале Украины или Маркер Украинца» (Игорь Смородин)

Как у вас все...просто нет слов. Не хотите, украинцы, быть с русскими одним народом? Бог вам судья. Только как быть с вятичами славянским племенем населяющим окско-волжское междуречье? Территорию будущей Московии.

Сравнительно-небольшой отрывок из монографии, с которой вы, если изъявите желание, можете ознакомиться на моей странице.

Полемизируя на тему: этнической истории Северо-Восточной Руси IX-XIII вв. И.В. Дубов писал: «…заселение славянами Залеской земли. В дореволюционной историографии понятие формирования древнерусского, а затем и великорусского этноса в Верхнем Поволжье подменялось, а точнее, сводилось к процессу заселения данной территории славянами, что было принято обозначать термином «колонизация».
В работах М.П.Погодина, С.М.Соловьева, М.С.Грушевского и других историков процесс сложения древнерусской народности на северо-востоке представлен как непрерывная колонизация этого района словенами и кривичами. В.О.Ключевский отмечал, что «переселенцы из разных областей старой Киевской Руси, поглотив туземцев-финнов, образовали здесь плотную массу, однородную... ту массу, которая послужила зерном великорусского племени». Как писал С.М.Соловьев, «славянские племена... получают над финскими племенами материальное и духовное преимущество, пред которым те и должны были преклониться». Во всей этой многоголосой научной полемике о происхождении Великороссии указанной И.В. Дубовым в научной работе посвященной археологическим раскопам Ярославского Поволжья и Сарского городища, как-то растворилось восточнославянское племя вятичей окско-волжского междуречья.
Мировая историография, – сторонники Юго-Западного (Киев) или Северо-Западного (Новгород) происхождения «Руси изначальной», с последующей ее христианизацией из Киева и Новгорода, на мой взгляд, слишком тесно связывают распространение славянской культуры с приходом самих славян на территорию Залеской земли. Историки отмечают резкое увеличение поселений славян на территории будущего Московского княжества.
Вот как это выглядит в новейшей интерпретации истории Киевской Руси (статья депонирована в ИНИОН РАН): «В земле вятичей (долина Оки) в VIII-X веках существовало 30 поселений, в X-середине XII века – 83 поселения, а в период с середины XII по середину XIII – 135 поселений. Специалисты отмечают, что к XII веку значительные площади, покрытые прежде лесами, были превращены в поля. В XI-XII веках большой размах приобрела славянская колонизация северо-востока. Междуречье Оки и Волги не подвергалось набегам кочевников, и здесь имелись плодородные земли – своим плодородием славилось в особенности владимирское ополье.
Редкое население северо-востока составляли финно-угорские племена, предки современных мордвы, удмуртов, марийцев. Русские называли эти племена «чудью»; это были охотники и рыболовы, которые не могли помешать продвижению в их края многочисленных славянских земледельцев. Продвижение славян было мирным; смешанные браки славян и финнов заметно отразились на антропологическом типе великороссов - но при этом в русский язык вошло очень немного финских слов».
И в новой концепции не нашлось места для тюрков. Осмысливая археологические находки раскопов Сарского городища (на р. Саре в 15 км от Ростова Великого) В.И. Дубов писал: «Находки северного и восточного происхождения, сделанные на Сарском городище, позволили Д.Н. Эдингу прийти к выводу, о том, что «торговая роль пункта перерастала узкоместное значение: купцы северогерманского Запада везли сюда оружие, украшения и разного рода мелочь… Вряд ли меньшее значение имела торговля с Востоком; кроме восточных монет, на городище найдено очень много предметов, происхождение которых можно приписать болгарским (булгарским – С.В.) или арабским мастерским».
Далее он отмечает: «что городок на Саре, как и вся Ростовская котловина с ее многочисленным населением, лежала в непосредственной близости к одной из крупнейших торговых артерий – Волжскому водному пути, связывающему Прикаспийский Восток с Прибалтийским Западом». А это, по мнению Д.Н. Эдинга, создавало для данного района возможности для укрепления и развития торговых связей, как со Скандинавией, так и с Волжской Булгарией».
К выше сказанному остается лишь добавить: рассвет Сарского городища приходиться на X столетие, на то время когда по сведеньям современника – арабского историка Ахмеда ибн Фадлана, хан Булгарии был «царем славян» и союзником Хазарского каганата.
Исходя из простой логики, можно обозначить следующее: никакой колонизации северо-восточных земель славянами не было. Имелся отток славянского населения из юго-западных территорий – в Залеские земли, бегство от массовой работорговли Киевских князей к родственному племени вятичам, вместе с финно-угорскими народностями состоявших в X столетии под властью «царя Булгар».
«Повесть временных лет» историками датируется первой четвертью XII в., но, описывая былое язычество у полян, летописец добавляет: «се же творят Вятичи ныне – Кривичи и прочии погании, не ведуше закона Божия». Другими словами Преподобный Нестор говорит, что «силой Божьей» удалось искоренить у полян (киевлян) то, что пока не удается у кривичей и вятичей.
Полностью вытравить старое исповедание за каких-то сто лет невозможно, это показывает мировая история, значит, возвышая силу христианского бога, летописец умышленно приписывает киевлянам, то чего на самом деле и не было, или ушло в небытие добровольно, задолго до христианизации. Отвечая на вопрос: были ли славяне-вятичи исконными жителями окско-волжского междуречья? – надо отметить, что нельзя отрицать тот факт, что славянское язычество не является монолитом, но имеет структуру некоего наслоения старого и нового виденья происхождения мироздания.
Географическая схема расселения народов мира исходит из археологических раскопов, но их принадлежность к той или иной этнической группе определить можно лишь косвенно, по обряду и вещевому набору захоронения, т.е. религиозно-культурному слою. Иными словами, вопрос пришлости, то ли с севера – то ли с юго-запада, славян-вятичей на земли финно-угорской мери и, колонизируя, алчно поглотивших отсталых «туземцев-финнов» довольно спорный.

Сергей Вершинин   09.11.2015 12:48     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за отзыв и интерес к моей работе. Теперь что касается вятичей.

Во введении к статье я написал:"Следует сразу предупредить читателя, что рамки темы предлагаемой статьи не позволяют останавливаться ни на этногенезе русского, ни белорусского народов. Славянорусы рассматриваются лишь в том контексте, который затрагивает этногенез украинцев. Русской теме автор надеется посвятить будущую статью или книгу."

Вятичи вместе с их историей однозначно принадлежат к процессу складывания великорусской народности. Ну и понятно, что по указанной выше причине я никоим образом на них не останавливался)).

Спасибо за интересный присланный материал. Я ознакомился с ним с большим вниманием.

C уважением

Игорь Смородин   09.11.2015 19:46   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Игорь Смородин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Вершинин
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.11.2015