Рецензия на «Нестор Летописец и пасквиль о выборе веры» (Андрей Иванович Ляпчев)

Здравствуйте Андрей Иванович.Вот прочел Вашу статью и невольно заметил, что для Вас все беды организуют иностранцы. В данном случае греки.Боюсь, что это не больше, чем стереотип.
Нестор действительно был отцом русской истории.По крайней мере более древние русские книги до нас не дошли.Все, что мы знаем о династии Рюриковичей, мы знаем от Нестора.
Был ли Нестор зависим от сильных мира сего? Вы правильно заметили, что в его творении сохранилось много негатива на русских князей. Правда следует заметить, что обычно речь шла о языческом периоде. Поэтому унижая князей в язычестве, еще больше возносил их в христианстве. Этот прием в древней литературе видимо был стандартным. Если читали Галицко-Волынскую летопись, то тоже самое мы видим на примере Войшелка.Был жестоким убийцей - после крещения стал добрым скромным монахом.Но тут вопрос еще вот в чем. А все ли князья интересовались, что пишут в монастырях? Много ли было людей способных прочесть то, что написано? Думаю, что не очень. А потому князья вряд ли считали это весомой угрозой себе, если речь не шла о них лично.
Духовенство другое дело. Все высшие чины церкви были греками.Но и здесь вопрос. А насколько хорошо они сами владели русским языком?
Главное, чем руководствовался Нестор, на мой взгляд, было общественное мнение среди монахов того времени. Не думаю, что там витал какой-то бунтарский дух ил плюрализм. Вот эти общепринятые взгляды Нестор и изложил в своей работе. Это были не только общепринятые, но и взгляды самого Нестора. Ведь он относится видимо к поколению монахов, которые пещеры в Киевско-Печорской Лавре рыли. Это был коллектив единомышленников.
Книги должны были быть в монастыре. Ведь они и размножались только в монастырях. Что Нестор имел какие-то записи, говорит тот факт, что иногда притчи, изложенные самим Нестором, противоречат собственному мнению Нестора.
Это говорит еще и о том, что Нестор не выдумывал никаких сказок. Он просто изложил в своей работе то, что до него было написано (а возможно и просто сохранилось в фолклере).
Да, достоверность рассказа о выборе Владимиром религии весьма сомнительна. Да и вообще христианство раскололось только после смерти Ярослава Мудрого. Поэтому говорить о каких-то противоречиях между православными и католиками не приходится.Притча скорее всего и появилась после Раскола. Но это ведь и были времена Нестора. Так что какого-то особого редактирования и не требовалось. Нестор сам записал то, что устно и без его говорилось.
Не думаю, что князья как-то противились демонизации западной церкви или ее защищали. Последние русские цари ведь были в общем-то немцами по происхождению. Но это никак не влияло на политику государства ими возглавляемого. Та же 1-я Мировая. Да и Екатерина явно льстила общественному мнению, подражая русским обычаям.

Владимир Старовойтенко   21.06.2015 23:12     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Владимир.
ВЛАДИМИР: Вот прочел Вашу статью и невольно заметил, что для Вас все беды организуют иностранцы. В данном случае греки. Боюсь, что это не больше, чем стереотип.
АНДРЕЙ: Наверное, я не совсем точно выразил свою мысль... Я так не считаю. Что касается греков, они принесли пользы Руси намного больше, чем вреда. Но они действовали в интересах своей страны, а интересы Руси и Византии не всегда совпадали.
ВЛАДИМИР: А все ли князья интересовались, что пишут в монастырях? Много ли было людей способных прочесть то, что написано?
АНДРЕЙ: Владимир Мономах утверждал, что его отец Всеволод знал пять языков. Сам Мономах тоже писал, и весьма недурно. Разве могли такие люди не читать,что пишут в монастырях?
ВЛАДИМИР: Да и вообще христианство раскололось только после смерти Ярослава Мудрого.
АНДРЕЙ: С какого года считать раскол — вопрос спорный. Официально это 1054 год, когда папа Римский и патриарх Константинопольский предали друг друга анафеме. Но насколько это анафемствование коснулось монастырскую братию? В начале 12 века игумен одного из черниговских монастырей Даниил посетил захваченный крестоносцами Иерусалим, был там принят с большим почетом и, возвратясь на Русь, написал «Хождение игумена Даниила», пользовавшееся большой популярностью. Получается, что и черниговский игумен с православной братией и крестоносцы не слишком интересовались взаимными анафемами... Но Руси в полной мере оценили раскол лишь в 1204 году, когда крестоносцы захватили и разграбили Константинополь...
ПОСТСКРИПТУМ: Приношу свои извинения за то, что не смогу продолжить разговор. Мой компьютер в ремонте, и пока не наладят — бываю здесь только урывками...
Всего доброго.
С уважением,

Андрей Иванович Ляпчев   25.06.2015 15:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Иванович Ляпчев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Старовойтенко
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.06.2015