Рецензия на «Между молотом и наковальней большой политики» (Владимир Эйснер)

Дорогой Владимир. Прочитал твоё произведение и всколыхнулась память. Наша семья жила в далёкие шестидесятые годы в Алтайском крае, в селе Смоленское. Моим детским товарищем тогда был Федька Шваб. У них была большая семья, ещё двое детей Это сестра Фёдора и брат Витька. Почему, я в то время не знал, но мои родители за глаза называли эту немецкую семью фашистами. Да никакой не фашист был мой друг Федька. Мы с ним чисто по мальчишески порой делились горстью семечек или куском пирога. Его здорово пекла моя бабушка. К семье Швабов в селе относились вполне дружественно. Отец Фёдора работал сварщиком и числился на добром счету в селе. Учился Фёдор в школе хорошо и частенько помогал мне с математикой разобраться. Родители Фёдора были приветливые люди и я ни разу не слыхал от них ругательных слов, хотя русские мужики без мата вообще в разговоре не мыслимы. почитал с удовольствием ваши рассказы и был удивлён тем, что в них слышатся сибирские отголоски, нюансы северного говорка. Я сам долгие годы прожил в Лесосибирске, Красноярского края и знаю это не по наслышке.О том, что немцев переселили с Поволжья, знал, но не с такими подробностями, как рассказали вы. А ведь эта семья Швабов считала своей родиной Поволжье, я часто слышал, как родители Фёдора говорили о том. что природа Алтая им напоминает Поволжье.
Спасибо за хорошее, познавательное повествование. С добрыми пожеланиями Александр.

Александр Макиенко   30.03.2015 23:16     Заявить о нарушении
Добрый день, Александр!
Автор статьи - Александр Фитц, журналист из Мюнхена.
Мои родители не из немцев Поволжья, они из "сибирских немцев", то есть, перехавших в Сибирь при Столыпине переселенцев из Крыма и Прибалтики.
Вообще, Столыпина до сих пор по всей Сибири добром вспоминают.
Моя жизнь сложилась так что я работал в Арктике, на о. Диксон, мысе Челюскина, островах в Ледовитом, на Таймыре.

Там сложилась особая северная "говорка", напоминающая сибирскую чалдонскую речь, но с вкраплением архангельского говора который принесли с собой архангельские зверобои.
Сейчас северные посёлки обезлюдели или вообще заброшены. На Диксоне, например, из пяти тысяч человек населения осталось 400. Местные говоры нивелируются и размываются простецким газетно-канцелярским языком и потихоньку исчезают, что очень жаль. Только в низовьях Индигирки и Яны ещё услышишь сибирский омско-красноярский говор или своеобразную вологодско-архангелькую речь.

Спасибо Вам на добром слове!

В. Э.

Владимир Эйснер   31.03.2015 04:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Эйснер
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Макиенко
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.03.2015