Рецензия на «Просьба - не беспокоиться. Клеветникам и прочим...» (Зоя Орлова)

Уважаемая Зоя!Не обращайте внимание на нападки, это пишут те, кто не способен достичь Вашего уровня профессионализма.
Я хочу высказать лишь свою, скорее всего дилетантскую, точку зрения на тематику работ по методологии преподавания литературы в школе, которая не касается Ваших работ, написанных по наивысшим канонам советской школы.
Худ. литер. читаю с детства и по сей день, но не "запоем", а в пути и перед сном страниц по 10-15 в день, стараясь делать это регулярно. Поэтому прочёл, слава Богу, за свою не короткую жизнь, видимо, больше среднестатистического жителя. Моя домашняя библиотека насчитывает свыше 1000 томов, в большинстве своём это классика, есть возраст книг и более 100 лет. Но честно должен сознаться, что в школьные годы терпеть не мог уроки литературы (не языка). Обязательную литературу читал из под палки. Меня до тошноты угнетало постоянное механистическое деление героев на "положительных" и "отрицательных", на "лишних", "маленьких" и "ненужных". Схоластическое рассмотрение образов-догм литературных героев. Перечитывая эти произведения, и изучая биографии авторов, уже в очень зрелом возрасте я открывал для себя много непреходящих деталей и фактов, о существовании которых школьная программа умалчивала.
Всё это можно было бы принять за стариковское брюзжание, но работая в школе последние пять лет перед инвалидностью (99-04), и, зайдя, как-то, в кабинет литературы, я потерял дар речи, увидев на доске те же темы сочинений, что писали и мы, учась в школе сорок с лишним лет до того. Позже моя коллега-ветеран, учительница литературы, рассказала, что за всю её долгую педагогическую карьеру (около 40 лет) изменений в программе почти не было, а новых авторов, вошедших в программу, можно сосчитать на пальцах одной руки.
Считаю ошибкой то, что методики пытаются перенести поведенческие ситуации и образы героев классической литературы в наше время, сделав их эталоном для современной молодёжи (учеников), которые недостаточно знают историю жизни, хотя бы, сто лет назад, и ещё по большей части своей "не нюхали" реальной жизни сегодня. Для них всё это становится пустым звуком, отчего интерес к литературе и чтению вообще постоянно и повсеместно падает.
Считаю, было бы логичнее поступать в обратном порядке. Т.е препарировав сегодняшнюю ситуацию, событие, поступок "героя дня" находить им поведенческие аналоги в литер. классике, тем самым, убеждая совр. молодёжь в том, что "люди слезли с деревьев" значительно раньше до их рождения (а ученики именно так и склонны думать об истории), и ответы на сегодняшние вопросы современный человек может найти в классической литературе прошлого. В этом и кроется пробуждение интереса к ней и её ценность для нас и будущих поколений.
С Уважением!

Владмир Пантелеев   22.09.2014 22:47     Заявить о нарушении
Владмир, Вам попадались недостаточно активные и мыслящие учителя, возможно, даже и ленивые, или неумелые, или затурканные перегрузками (одна проверка тетрадей с ног валила). Давным-давно на уроках рассматриваются разные точки зрения, в том числе, и взгляд современников наших в глубь веков. Но в том и проблема, что современники-то наши разные уж очень! Кто-то ловко "делишки обделывает", поэтому восхищён Чичиковым, который очень умело одного клиента облапошил, работая чиновником, и сделал себе первый неплохой капитал, а потом уж придумал аферу с мёртвыми душами. Понимаете, ведь есть и другие, кому противна всякая нечистоплотность или подлость. Значит, сближай или не сближай прошлое и настоящее, а читатели, как и учителя, видеть за строчками будут разное, потому что и сами разные: одни - порядочные, добрые, честные, другие - все остальные. Хороший учитель, умный и думающий, всегда найдёт способы заинтересовать, хотя много сейчас разных трудностей.
С темами для сочинений есть у Вас неточность. Сейчас тем множество, загляните на сайты ФИПИ. Даже в учебниках предлагаются варианты, и учителя сами придумывают. Однако для статей на Проза.ру, например, приходится упрощать, сокращать, объединять, потому что иначе заголовок вместить в строку не получается. Но суть поменять мы не можем, суть остаётся, потому что она заложена писателем. А вот программу менять... Я не сторонник таких перемен, потому что при нашей коррупции и привычке продвигать "своих" (то есть по связям, "по блату"), кто попадёт в лучшие и достойные? И начнут пошлость продвигать, или получится, как на Украине, если за дело возьмутся националисты или оппозиция, которая Америке и Европе служит (они туда не зря за заданиями и долларами ездят). Такие вот дела.
Всего Вам доброго. С уважением

Зоя Орлова   23.09.2014 10:55   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Зоя Орлова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владмир Пантелеев
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.09.2014