Рецензия на «Эпитафии» (Алексей Аимин)

Благодарю за интересную подборку.

Прочитал, подумал - как же разительно отличаются своей высотой эпитафии на надгробиях священнолужителей, например:

«Постничеством работавшего Тебе, Христе, и православием на земли, прослави, Спасе, на небеси»

или

«Мир оставльшего и в честне жительстве пожившего благочестно, прослави Господи во Царствии Твоем»

И вдогонку погребальной теме хочу добавить...
При совершении погребения до того, как священник предаст тело земле, родственники или коллеги покойного иногда, словно желая исполнить невыполненное вовремя обязательство перед новопреставленным, произносят надгробную речь. И редко когда услышишь при этом искренние слова - как правило, это вымученные дежурные фразы, набор словесных штампов. Особенно почему-то вызывает досаду последняя, набившая оскомину, фраза "Пусть земля будет тебе пухом" - словно душа усопшего грешника в предчувствии тяжести загробных мук изо всех сил взвывает к нам, зде оставшимся:

Не надо! Я прошу, еще не надо,
Не зарывайте в землю вы меня.
Смогу ли в жизни той найти отраду
Средь криков, боли, смерти и огня?

На самом деле слова эти являются древнеримским проклятием покойному - язычники считали высшим бесчестьем, когда тело не покоится в земле:

Sit tibi terra levis, mollique tegaris harena,
Ne tua non possint eruere ossa canes.

Что в переводе звучит так:

Пусть земля тебе будет пухом,
И мягко покрывает песок,
чтобы собаки могли вырыть твои кости

Об этом факте мне поведала юная прихожанка - студентка филологического факультета Санкт-Петербургского университета.

Впрочем и бросание монеток в свежевырытую могилу, чтобы "лучше лежалось", тоже дошло к нам из язычества - тогда это называлось "выкуп земли", да и гульбища на костях, водочные распития в "компании" с мертвыми - оттуда же...

Протодиакон Сергий Шалберов   30.05.2014 14:14     Заявить о нарушении
Спасибо. Я интересуюсь историей религии и вы мне подарили некоторое понимание других обрядов славян-язычников. Хотя обряд погребения пришел с христианством, а сопочные и курганные захоронения были всегда или на уровне земли а у знатных людей даже выше уровня. Сначала насыпалась нижняя часть кургана, потом сжигали покойника, присыпали землей и на еще теплой площадке пиршествовали. А потом уже, в последующие дни самые близкие досыпали верхнюю часть.

Алексей Аимин   31.05.2014 06:50   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алексей Аимин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Протодиакон Сергий Шалберов
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.05.2014