Рецензия на «Огненный танец Берегини. Славянские сказки» (Любовь Сушко)

Я бы похлебал щец в гостях у этой Яги!

В части примечаний; путешествуя по сказке, слегка натирают шею слова европейского сукна - нашего покроя.
Странно, но пращуры не говорили: идиллия, интересно, реальность, статуя, минута, момент, центр...
Либо уж во всю Ивановскую плясать от печки "Федота-стрельца"!..

Любопытно, что слово «танец» (dance (фр.), Tanz (нем.)) также прибрано к рукам (и ногам) сравнительно недавно, три с хвостиком века назад.
Исполняли танцы в паркетных залах, одевши парики и бальные наряды.
На Руси-матушке говорили «пляс, пляска», и это очень важная звуковая краска. Как Вы считаете?

(нужно исправить - чёрная бабочка)

Геннадий Валерьевич Дмитриев   12.03.2014 17:40     Заявить о нарушении
Добрый день, Геннадий!!!
Все совершенно точно, то, что Вы говорите. Но вот в чем дело, если учесть все Ваши замечания и переписать текст, то он станет еще хуже, проверяла, не на этом, а значительно раньше. Когда мои любимые старшеклассники, для которых и писался цикл "Сказки заповедного леса", прочитали Летописи заповедного леса, а потом второй вариант, исправленный примерно так, они взвыли, поясню почему, потому что за половиной слов надо было к словарю обращаться, старославянскому, и читать стало очень затруднительно.
Мы выбрали золотую середину, скажем так, время в этих историях условно, или вообще не течет, и оно максимально приближена к современности, иначе мы рискуем остаться просто не понятными, нас же не люди 10 века читают, увы...
Этот спор о неологизмах в исторических романах( даже не сказках) помню еще с 90-х годов, вот примерно так ответил на все придирки К.Булычев... Я примерно так же начала рассуждать, тем более даже изучая старославянский и древнерусский, язык мы вряд ли сможем проследить, когда появилось то или иное слово( я, конечно, не о танцах и плясках говорю), но все-таки... И потом у этих слов есть смысловые различия, оттенки, то, что пляшет жрица, богиня меня не страивает, как и Саломея к примеру, они танцуют. А вот если о народном танце речь идет, то это пляска. От этого трудно отмахнуться в процессе написания текста.
Любовь
Люба

Любовь Сушко   11.03.2014 17:09   Заявить о нарушении
Кстати, если говорить не об историческом романе, привязанном к определенному веку, а именно о сказке, то ее пересказывают в разные времена по-разному, сохраняя сюжет повествования, и рассказчик в 19, 20 веке, конечно, вставляет в повествование близкие ему реалии, и свои познания о том, что и как может называться. Наши сказки вообще в 19 веке были записаны, потому даже от классических трудно требовать такой точности, как Вы хотите....
Любовь

Любовь Сушко   11.03.2014 20:19   Заявить о нарушении
Золотой серединой может считаться образованный русский язык.
Например, сказки Даля, Пушкина, Афанасьева, Ершова, Бажова...
А для старшеклассников - хоть пруд пруди, сколько всего.
Молодёжь этот язык не знает?!
Да, читают мало, а смотрят больше не наше.
Но вы к себе несправедливы, сказание красивое.
Переписывать из-за нескольких слов?
И тут - дело вкуса сочинителя. Слово, к счастью,
живёт в душе, и каждый выбирает себе по душе.

Геннадий Валерьевич Дмитриев   12.03.2014 17:34   Заявить о нарушении
Ну почему же, мы искали варианты, самые такие оптимальные, много спорили, говорили, как все это утрясти, и даже не в сказках, а в исторических романах.
Вышло в начале века столько интересных книг о князьях, но самое печально, что прочитать, а тем более как-то в них погрузиться очень тяжело. Вот пока до романов Сергея Алексеева не дожили, было очень грустно. Он первый нашел золотую середину, романы у него просто уникальные, особенно о князе Святославе люблю "Аз бога ведаю"..
Люба

Любовь Сушко   12.03.2014 17:45   Заявить о нарушении
Вспомнился почему-то кинофильм «Начало» и громкие, радостные восклицания подруги главной героини: «Уникально!.. Уникально!!! …Уникально!!!»

Сергея Алексеева не читал. Дмитрия Балашова читал и перечитывал; написано великолепно: о Великом Новгороде; о становлении Московской Руси, - языком и простым и красочным. В юности даже лично свидеться с писателем довелось - в Чеболакше. Сена мне позволил покосить, побаловаться. Жил он по-толстовски, детишки мал мала меньше, белобрысые, в косоворотках; жена – карельская берегиня, - в повойнике, просторной, тёмной одежде… Дух большой избы запомнился (со вкусом парного молока).

Геннадий

Геннадий Валерьевич Дмитриев   13.03.2014 15:23   Заявить о нарушении
Да, Балашов, конечно, читала. Но он ведь и жил так, там был дух славянский. Тогда казалось, что мы близко уже к новому открытию Лукоморья и того мира, но снова ушли куда-то, увы...
А Алексеев, он пошел из глубины старообрядских книг, тайн, у него все пропитано мистикой, хотя это не труды Асова, которому труднее поверить, а именно есть доказательства какие-то того, что и золотая цепь, и Боянов гимн, и духи, они были и есть и живут с нами, хотя мы столько раз от них отрекались и предавали...

Люба

Любовь Сушко   13.03.2014 15:51   Заявить о нарушении
Прочитал "Предисловие" сего старообрядца к "Сорока урокам русского языка"
и удивлён вполне:)

Геннадий Валерьевич Дмитриев   13.03.2014 18:36   Заявить о нарушении
.
Геннадий Валерьевич!

Наши предки-славяне создали Пантеон Богов первая ступень которого -- пантеон Господа Ра. Достигнув которого человек становился условно бессмертным (не умирал от болезней и дряхлости, но его можно были убить).

Так вот в окружении Господа Ра было 24 Бога, пройдя уровень каждого из них, человек сам становился равным Господу Ра. Эти Боги из окружения Ра принадлежали четырём мирам : Прави, Слави, Нави и Яви. К правьему миру, творящему миру, миру правильных поступков, дел, мыслей, путей... принадлежало 8 Богов (Богинь), которые учили человека при помощи специальной гимнастики ЯГИ (йоги) и правильного питания, мыслей, отношений к миру и людям..., достигнуть полной власти над своим телом, сделать его совершенным и прекрасным во всех смыслах этого слова.

Так вот, среди этих восьми Богов мира Богини Прави была и Богиня ТАНЯ (Таня-яга, вторая ступень яги-йоги, формировавшая третье тело человека). С именем Богини Тани связан центральный принцип мировоззрения наших предков -- ТАНХА создание притяжения к себе Бога. Танха -- сила, которая делает мир целостным, т.к., убери припяжение, и наш мир рассыплется.

И вот как раз от имени Богини Тани и образовалась слово "танец" (гимнастика Тани-яги напомнила бы современному человеку своеобразный танец) и слово "танакать" (напевать про себя). Так что слова "танец", "Танцевать" чисто славянского происхождения, нечего его дарить немцам.

Надежда Андреевна Жукова   25.07.2015 13:12   Заявить о нарушении
ТАНЕЦ
(нем. Tanz). Род, вид пляски.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

ТАНЕЦ
нем. Tanz, фр. danse. Вообще пляска.

(Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)

Можно заметить, что в нынешних словарях иностранных слов их уже в разы больше!

Не соглашусь также с утверждением, что индийское является исконно русским.
Германские языки относятся к индоевропейским корням наравне со славянскими.

Геннадий Валерьевич Дмитриев   12.12.2015 07:49   Заявить о нарушении
.
Яга (йога) не индийское, а наше. Отсюда и Баба-яга, т.е. женщина, занимавшаяся этой ягой (йогой) и идущая по пути самосовершенствования, а не злая старуха, пожирающая маленьких детишек. Нам оклеветали волшебную культуру предков.

Тут, кстати, и наш славянский слог "га", означающий движение ноГА, дороГА, яГА...

И, если кем-то у нас что-то позаимствовано и у позаимствовавших сохранено, а у нас выжжено при введении христианства, это не значит, что принадлежит последователю и перестало быть нашим.

Сегодня много внимания уделяется изучению славянского многобожия, нашей древней культуры. И новые знания, принесённые результатами тех исследований, частенько полностью переворачивают наше понимание того, что казалось известным, правильным и незыблемым. Ведизм, ведание, в смысле знание, именно наше.

Не нужно думать, что всё лучшее на западе обретается, ну ещё иногда на востоке, что мы только вчера слезли с дерева и потеряли хвосты. Наша культура очень древняя, только нас все хотят убедить, что мы последние в очереди и поэтому должны стоять сзади. Но стоит ли и нам подпевать врагам в отрицании нашей древней культуры?

Что-то все остальные, кроме нас, дружно орут, что именно они самые древние и самые лучшие на этом голубом шарике.
.

Надежда Андреевна Жукова   12.12.2015 08:49   Заявить о нарушении
"Наша культура очень древняя". Любопытно, а что такое "культура".
Наши древние предки этого слова уж точно не знали. Были такие понятия, как язык, искусство, творчество, просвещение, воспитание наконец...
И говоря "очень древняя", это с каких веков?
Если считаешь, что народ наш относительно молодой, недавно образовался наряду
со многими другими народами от общих древних корней, что тут неприемлемого?
Пошли переселенцы из Индостана одни на север и северо-запад, другие за запад, третьи по дороге осели. Кто древнее, кто враги? Как себя эти предки называли, где жили? Уж всяко не в нынешних местах, где ещё недавно обитали только скифы да сарматы. А на речке Рось, если верить Валентину Иванову, жили древние росичи и другие малочисленные племена того же языка в V н.э.

Геннадий Валерьевич Дмитриев   15.12.2015 10:18   Заявить о нарушении
.
Культура -- культ Ра. Как и вера -- ведание (знание) Ра. С первой ступенью самосовершенствования, ступеью Господа Ра, дававшей условное бессмертие, до сих пор сохранилось много слов.
.

Надежда Андреевна Жукова   15.12.2015 11:40   Заявить о нарушении
Я уже встречал это причудливое толкование. Приравнивать окончание культур-ы (слова) к составному корню - нелепо. Этак можно повсюду начудить: номе-ра, тракто-ра, сы-ры, озё-ра... Вот в слове ра-дуга или ра-дость - другое дело.
И во французском имеется сходный пример - rayon (луч), и не только. Происхождение слова culture определённо известно, пришло из латыни со значением возделывать. А в нашей родной речи кроме куль и культяпка ничего созвучного отродясь не было.

Геннадий Валерьевич Дмитриев   16.12.2015 04:16   Заявить о нарушении
Кстати, было любопытно навести справки в связи с этой перепиской. Оказывается, индийское имя Рашми означает солнечный луч. А вот как слово луч пишется в других родственных языках:
Прамень – бел.
Промiнь – укр.
Promien – польск.
Paprsek – чеш.
Pozrak – слов.
Лъч – болг.
Зрак – серб.
Spindulys – лит.
Stars – лат.
Straahl – нем.
Strаal – нид.
Strale – швед.
Rayon – фр.
Raggio – ит.
Ray – англ.
Radius – лат.

Общность индоевропейских народов налицо по одному этому слову, только покажется странным, почему русское «луч», болгарское «лъч» или литовское spindulys выбивается из общего списка и не содержит упоминания о солнце Ра. Но собственно луч - это вторая часть «рашми», одни языки сохранили обе части, другие выделили первую или вторую часть этого словосочетания.

Можно предположить, что французское rayon, означавшее также и улицы, расходящиеся из середины города Парижа, как лучи, и слово le chemin – дорога, это проявление двух половинок слова рашми.
А вы говорите «враги»! Плохо то, что мы в русском языке утрачиваем собственные слова, а перенимаем всё больше и больше из других языков. То же слово район уже и заменить стало нечем, все к нему привыкли, а раньше были слова и околоток, и конец, и городище, и линия, и сторона, и слобода для обозначения частей города, округ, уезд для прочих окраин.

Геннадий Валерьевич Дмитриев   16.12.2015 08:33   Заявить о нарушении
.
Геннадий Валерьевич!

У нас с вами разные взгляды на прошлое пращуров.
Не стану больше с вами спорить, т.к. это бесполезно.
Я уже ушла от ваших трактований и пониманий, но вы к моим не пришли и не придёте, пожалуй, никогда.
Зачем же слова понапрасну тратить?

Я своё мнение высказала, а всё остальное -- ваши проблемы.
.

Надежда Андреевна Жукова   16.12.2015 09:33   Заявить о нарушении
Да нет, сложностей Вы мне не создали. Было даже любопытно. А сочинительницу
рассказа поддержали.

Геннадий Валерьевич Дмитриев   16.12.2015 14:50   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Любовь Сушко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Геннадий Валерьевич Дмитриев
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.03.2014