Рецензия на «Гл. 1. Несгораемый шкаф. Крестины -1» (Екатерина Домбровская)


Дорогая Катя, здравствуйте!
Я так долго не могла приступить к этому чтению… Вот «Весну души» дважды перечитала, даже в отпуск брала, а «Воздыхания» никак не давались. Но, наконец, сподобилась!
...Вы столько пластов поднимаете в этой своей (а теперь уже и нашей общей, потому что православной ) родословной, что я даже представить не могу, как физически это возможно-охватить неохватное, при этом копая до самых глубин души и поднимаясь до высот Духа! Ууух, сама с трудом написала…И даже теоретически понимая, что все это Бог дает и только ОН благословляет, все равно своим земным умом не могу представить этих усилий…
Читаю, конечно же, с карандашом, чтобы возвращаться к тем мыслям, которые созвучны мне или, напротив, диссонансны, чтобы еще раз поразмышлять над ними…
И вот один вопрос не дает мне покоя: Какой сакральный смысл в местах захоронения наших родных, если душа на небесах? Что там такого в земле остается, что заставляет нас возвращаться туда снова и снова, хотя бы мысленно? Разве недостаточно регулярных поминовений в церкви?
Когда я только похоронила маму, а это было 25 лет назад, уже тогда задумалась, смогу ли я приезжать на ее могилу, если живу далеко, в другой республике, а теперь и в другой стране? Потому и детям своим сказала кремировать меня, чтобы не переживали за оставленные без присмотра могилы, убедив себя, что там только истлевшие кожаные одежды и не более…
Но чем сильнее углубляюсь в Ваши тексты, тем больше сомнений начинает меня мучать…Рассейте их, если можно.
Думала, написать развернутую рецензию, когда дочитаю до конца, но очень хочется успеть сказать, что я счастлива нашим знакомством! Дай Вам Бог воплотить в Слове все, что пережито и передумано во славу Божью!

Татьяна Вегерина   16.02.2014 15:48     Заявить о нарушении
Танечка, дорогая! Спаси Бог за этот отзыв Ваш - как всегда - от сердца,искренний, живой, согретый теплом... О сомнениях сразу - они очень важные... Ответ на Ваш вопрос уходит в богословские глубины, в православную антропологию - в учение о человеке, и в православную эсхатологию - учение о грядущих судьбах человечества.
Человек триедин: дух, душа, тело. Тело не просто гниющие косточки и тряпочки. Тело наше - то, что должно стать храмом для духа, для приятия Господа. Об этом учит апостол Павел.

Вот небольшой мой кусочек, которые еще не вошел, но войдет в книгу о Чехове:
Православное богословие учит, что для человека Бог – не является неким внешним «принципом», от которого он зависит, но в н у т р е н н и м принципом, согласно которому он и устроен. Святители Епифаний Кипрский и Григорий Нисский учили, что природой человека нельзя считать ни душу без тела, ни тело без души, но «прекрасное целое, состоящее из души и тела». Никогда святые отцы не пренебрегали телом человека, не стремились его убить, но только подчинить высшим требованиям духа, исцелить тело, зараженное страстями, захватившими человека после грехопадения и приобщившими его к жизни бессловесных животных.
Иоанн Златоуст подчеркивал, что не тело человеческое под именем «плоти» разумел апостол Павел, когда говорил, что «Живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:8), а плотскую и мирскую жизнь, исполненную роскоши, распутства, злобы и прочих страстей, которые и делают человека «плотью». Не отвергая творения Божия – тела человеческого, отцы свидетельствовали и о страшных повреждениях его после падения Адама, приведших человека к смертности, о повреждениях души, когда вслед за телом и душевные силы человека стали «плотью»: «завесой сердца… плотским одеянием ветхого человека», тем, что в отцах называется «мудрованием плоти».
Наше тело освящено самим фактом Воплощения Господа Иисуса Христа. Это человеческое тело Он вознес на небо - о том свидет. тропарь Вознесения. По православеной эсхатологии мы воскреснем вместе с нашими телами.

Теперь далее: святость... Челове (если упростить) освящается начсиная с помыслов ума, затем - трудно и долго - очищается сердце (дух, душа) от страстей, потом очищающая и освящающая нас Благодать Божия касается нашего тела и тело становится мощами - у святых, от которых мы принимаем часто исцеления и прочую физическую даже помощь. Исцеляли головные повязки апостола - не только тело, но даже и вещи их носильные пронизывала Благодать.
Приходите ко мне на могилку, говорили святые старцы, я услышу вас, я там близок. Вот и ответы. Связь духа человека и его тела существует - она восстановится в вечности. Поэтому наша Церковь хранит память и реальную, и материальную так сказать, чтит места упокоения, чтит мощи святых и могилки дорогих нам душ. Не сомневайтесь! И если есть возможность, отмените свое завещание в этом пункте. Для всех для нас здесь есть немалые вопросы. У меня все мои дорогие похоронены у стены Донского монастыря. А места-то мне нет... Но лучше буду где-то лежать, чем делать то, о чем Вы написали, моя дорогая Танечка.
У меня на шее крест-мощевик - из Вифлеема - мощи убиенных Иродом сладенцев. Когда мне его привезли, я много дней ходила как не в себе - ощущала и через тело присутствие на себе этой святыни...
Антиминсы на всех церковных Престолам в храмах содержат в себе косточки.
Так что не будем разделять человека - Бог создал его во плоти, и Сам снизошел к нам, принял себе нашу плоть.
Целую Вас крепко - Ваша Катя.

Екатерина Домбровская   16.02.2014 16:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Екатерина Домбровская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Татьяна Вегерина
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.02.2014