Рецензия на «Притча. Цивилизация? Нет! К истокам!» (Асна Сатанаева)
Адыги! Красивые, грациозные, водят танец круговой. А конкретно какая национальность - кабардинцы, адыгейцы, черкесы? Уважаемая Асна! Об Адыгах знаю через Осетию. Ведь у нас один и тот же эпос НАРТЫ. Большую часть моей жизни всё, что начиная от Цагат Иристона и западнее было предметом моей любви, исследований. Я не пропускал ни одного концерта в Москве ансамбля песни и танца этих народов ("Кабардинка","Симд" и др.), изучал поэзию: Кайсын Кулиев (хотя балкарцы не адыги), Сафар Макитов и многих других. Особенно интересовался историей. Всё же 457 лет вместе! Вот немного истории. Общение народов Северного Кавказа с русским народом началось задолго до XVIв. Русь вместе с Аланами отражала нашествия Чингизхана 13 век, Тамерлана, а до того культурно-цивилизационный ареал Русов Трояновых Валов 7в. до н.э. - 7в. н.э.- тысячекилометровой многоэшелонированной линии обороны от кочевников гуннов, готов и др. Древнерусское Тмутараканское княжество (Х-ХII вв.) имело связи с жителями Кавказа: касогами, ясами и др. – и пользовалось их помощью в борьбе против хазар, половцев и других завоевателей. Турецкие султаны спешили прочно обосноваться на всем Кавказе, включая Баку, Дербент, и даже в Астрахани. В этих же целях крымские ханы, как вассалы Турции, должны были установить свою власть над Северным Кавказом с целью использования его населения для помощи османам. Раздробленный на множество небольших феодальных владений, находившихся во враждебных отношениях между собой, Северный Кавказ представлялся турецким султанам и крымским ханам наиболее слабым соседом, овладение которым должно было обеспечить твердые позиции в Закавказье, равно как на Дону и в устье Волги. Теснимые крымскими ханами, ослабляемые внутренними противоречиями и феодальными междоусобицами, некоторые кабардинские князья обратились за помощью и покровительством к России, дав обязательство добровольно вступить в русское подданство. В русских летописях сохранились точные указания на время прибытия в Москву посольств от кабардинских князей. Так, Никоновская летопись от ноября 1552 г. отмечает прибытие в Москву «черкасских» князей Машука, Ивана Езбозлукова и Танашука, просивших, чтобы царь Иван IV вступился за них, взял их землю в подданство («взял себе в холопы») и от крымского хана «оборонил». В августе 1555 г. в Москву прибыло новое большое посольство «черкасских» князей со свитой в полтораста человек. Вместе с ними вернулся с Кавказа русский посол Андрей Щепотьев. «…И били челом князи черказские ото всей земли Черкаской, чтоб государь пожаловал, дал им помочь на турского городы и на Азов и на иные городы и на крымского царя, а они холопи царя и великого князя и з женами и з детьми во веки». В июле 1557 г. в летописи имеется запись о приходе из Астрахани мурзы Канклыча Канукова. «…А пришол от братии от кабартынских князей черкаскых от Темгрюка да от Тазрюта-князя бити челом, чтоб их государь пожаловал, велел им себе служити и в холопстве их учинил, а на шавкал бы им государь пожаловал, астороханьским воеводам велел помочь учинити…». Вопрос о принятии в русское подданство кабардинских князей Темрюка и Тазрюта со всей их землей был решен в 1557 г. Кабардинское подданство было как бы закреплено династическим браком царя Ивана IV с дочерью князя Темрюка, названной после крещения Марией. Этот брак, имевший большой политический резонанс, а также и появление в Москве посольств от других кавказских правителей, воспринимались в Турции и Крыму как недружелюбный акт со стороны России и народов Кавказа и сопровождались усилением военных набегов на Кабарду. При таких условиях кабардинские князья во главе с Темрюком Идаровым обратились в 1567 г. с просьбой поставить для охраны Кабарды на р. Терек крепость с русскими ратными людьми, вооруженными пушками и пищалями. Это мероприятие было вполне своевременным, поскольку крымский хан Девлет-Гирей, как сообщал из Крыма русский посол Афанасий Нагой, в марте 1567 г. по приказу султана потребовал, чтобы у черкесов было отобрано 300 мальчиков и девочек в виде живого налога для отправки в Турцию. Можно много чего сказать. Так что, у нас немало общего в нашей истории, культуре и, надеюсь, в будущем. А Ваши произведения - прекрасны! С поклоном. Ю.К. Юрий Камов 2 21.12.2013 15:04 Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий.
Я кабардинка. Живу в Адыгее. Не различаются - все Вами названные народы себя величают одним словом - адыги. Асна Сатанаева 18.12.2013 19:58 Заявить о нарушении
Ваша фамилия уважаемая Асна, из Нартовского эпоса, Сатана, Сатаней?
Юрий Камов 2 18.12.2013 20:59 Заявить о нарушении
Да. Именно. Но меня тут пытались укорить и унизить этим, сравнивая с Сатанеевым.
Я взяла псевдоним от Сатанай-гуащэ, хотя нет такого у нас, чтобы фамилия шла от женской линии. И книги мои вышли под этим псевдонимом. Теперь поздно что-либо исправлять:-) А Вы откуда так хорошо знаете об адыгах, да их легендах? Асна Сатанаева 18.12.2013 21:08 Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, за такое развернутое сообщение и теплое отношение к нам:-) Я рада общению с Вами. Удачи и везения во всех Ваших делах!
С уважением, Асна Сатанаева 19.12.2013 19:48 Заявить о нарушении
Ваш псевдоним, уважаемая Асна, во избежание насмешек культурно неполноценных людей, может, безопаснее писать по-осетинcки (на иронском диалекте) - Шатана, Шатанаева?
Юрий Камов 2 21.12.2013 21:14 Заявить о нарушении
Теперь поздно, уважаемый Юрий. Две книги вышли под этим псевдонимом, третья на выходе. И букву "ш" не люблю ужасно:-). Вот только бы знать - за что!
Асна Сатанаева 21.12.2013 23:40 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |