Рецензия на «Влюбленный полная версия» (Сергей Казаринов)

Я помню Вас, Сергей, по Литературной Критике.
И обещание свое помню. Не сдержала. Не смогла. Не легла мне на душу Ваша «малая Родина».
Автор через чур многословен, - подумалось мне тогда, - и все то его уводит в сторону, и плутает он в лабиринтах хаотичных мыслей, но это не мои лабиринты, не затрагивают они меня, и это его детище - очень уж неуклюжее, как подросток, у которого все – руки, ноги, голова, торс – возможно, и ничего - по отдельности, а вместе… ну, не соединяются они никак и не производят впечатление единого целого.
Ничего, что я так – откровенно?

И глава из Гардариков не произвела, не поняла я из нее ничего, да и трудно что-либо было понять из завязки, где Автор вываливает на читателя много-много героев с их путанными или зарождающимися отношениями, и что из этого важно, а что нет – загадка, и на кого надо обратить внимание, а по кому просто скользнуть взглядом… Для этого надо было читать дальше, а я уже так ошалела от обилия одновременно вывернутых на меня сведений, что читать дальше не хотелось.

И доооолго я после этого не заходила на Вашу страницу, решив, что это не мой автор. Вроде и давит груз взятого на себя обязательства, причем, добровольного))), а вот – никак.

Но тропинка, которой ты следуешь, петляет, петляет, и вот однажды ты с изумлением обнаруживаешь себя там, откуда когда-то ушел. И думаешь: Наверное, это неспроста, надо бы здесь оглядеться.

И вот тут, свежим взглядом, открываешь для себя… И уже не можешь остановиться.

Влюбленный. Я бы назвала это произведение не повестью, а романом.
Ну, если верить Векипедии. «Роман – литературный жанр, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни».

Влюбленный полностью соответствует вышеприведенному определению.

Автору удалось рассказать о жизни главного героя, его становлении, среде, в которой это становление происходило, полной лукавства (мама) и вранья (папа), выборе приоритетов, роковой ошибке в этом выборе, последовавшем за этим кризисе и мучительном его преодолении, ценой собственной жизни. Рассказать интересно, доходчиво и убедительно, вызывая симпатию и сострадание к своему герою.

Автору удалось больше – он сумел рассказать о времени, том самом времени конца 80-х – начала 90-х, которое называют рок-н-рольным. И это время присутствует в его романе еще одним действующим лицом.

И вот, читая об этом времени у Вас, Сергей, или у Наташи Ковалевой, я всякий раз думаю: - А где была в это время я, почему я его пропустила, почему оно, как бы, просквозило мимо? И не то, чтобы я не слушала эти песни или не любила рок – мы все ими заслушивались, они всех нас будоражили. Но внутри – внутри него – я не жила. Возможно, потому, что как раз тогда у меня родился сын, и я была очень занята им. Возможно, потому, что именно в это время я покидала страну и жила за границей. Возможно… Да черт его знает. Тем интереснее мне читать об этом и вновь спрашивать себя: - Ну, как же так?

Ницше. Умнейший человек своего времени, да, и вообще, умница, великий (наверное) философ. До которого надо дорасти, которого можно читать, уже обладая устойчивым нравственным стержнем, способностью к критике, умением отделять зерна от плевел.

Тяжким бременем ложаться его работы на юные и неокрепшие души, отравляя их ядом декларированной вседозволенности «сверхчеловека», пестуя и лелея в них эгоистические наклонности.

Знаю это не по наслышке. Наша взрослая беспечность, не имеющая оправдания – нам и в голову не пришло спрятать эти книги – привела к тому, что наш любознательный сын в возрасте 13-14 лет прочел его всего от корки до корки))) Стоит ли объяснять, что за этим последовало? Жизнь сурово наказала его. Спасибо, не до смерти. Но года три он очень болезненно выкарабкивался из «сверхчеловека». Сегодня ему почти 24, он смеется и говорит, что от своих детей спрячет Ницше на самое дно глубокого колодца))))

Злую шутку сыграл Ницше и с главным героем, поселив в его внутреннем мире демонов, которые стали разъедать его душу и разрушать его жизнь, и против которых бессильными оказались и жизнелюбивая энергетика его необыкновенной матери (впрочем, у нее были свои демоны) и беззаветная любовь любимой девушки, струящиеся от нее музыка, чистота и свет.

Наверное, образ матери главного героя стоит особых слов, как очень неординарной женщины, достойной всяческого восхищения, но вот беда – я так и не определилась, каким в большей степени был ее вклад в формирование личности сына – разрушающим или созидающим. И как мать… Уж слишком она была занята собой. И прохлопала. Не оказалось рядом с сыном ее оберегающего крыла. А, впрочем, могло ли быть иначе. Ведь она тоже была стихийной Ницшеанкой.
И правильным было ее прозрение при переходе в мир иной: - Мы не умели любить.

Я не любительница мистики, и, наверное, меня немного напрягает эта ветвь, связанная с Греком, но не могу не признать, что мистическая составляющая органично дополняет текст, углубляя мотив извечной борьбы в человеке светлого и темного начал, дьявольского и божественного.
Существует нечто свыше, помимо нас, некие знания, которые передаются нам совершенно загадочным путем, минуя сознание, информация, которая транслируется, с легкостью пронзая пространство и время, и мы ловим себя на ощущении дежавю, хотя точно знаем, что ничего подобного конкретно с нами не бывало, и совершенно необъяснимым образом вступаем в диалоги и отношения с внеземными сущностями или душами ушедших. И сопровождает нас по жизни Некто, незримым хранителем и судьей, являя нам иногда различные свои лики, приходя в в снах, или размытыми фигурами в утреннем мареве, или тенями, скользнувшими в сумраке, и звучит голос, его называют внутренним (часто ли мы его слушаем?) и возникает чувство-ощущение, его называют шестым (всегда ли мы обращаем на него внимание?)

И последнее, что мне хотелось бы сказать.
Хотя концовка, в общем-то, предугадывается, и мы знаем, что нет пути мальчику назад, в столичный город (важно ли, Москва это или Питер?), и другого места у него тоже пока нет, но в тот момент, когда бабушка говорит спасенному внуку «Валечек. Эта тетя погибла, чтобы ты жил», вот это совпадение имен рождает надежду, что все обойдется, что вот оно, слава Богу, пришло искупление. И оно пришло, но герой делает собственный выбор, предпочитая остаться достойным воином там, чем… И даже понимая правильность его выбора, чувствуешь себя… Ну… словно тебя обманули. Вот ведь все правильно, а на душе как-то… А будь по другому, показалось бы, что тебе подыграли)))

Легкий хинт подыгранности, все-равно, возникает, когда в конце у Влюбленного рождается сын. И, даже понимая, что это правильно и справедливо, что род, представленный двумя такими мощными и красивыми фигурами мамы и сына, должен продлиться , просто не имеет права не… И, все-таки, своеобразный, но хэппи-энд.

Трудно удовлетворить желаниям женщины, одновременно противоположным))))
Да и не обязан автор удовлетворять капризы своих читателей.

У Вас получился серьезный, хороший роман, который читаешь с неослабевающим интересом.

Ну вот, Сергей, я, кажется, сдержала когда-то данное Вам обещание. Очень рада, что мне не пришлось кривить душой (все-равно, не стала бы!))))
И разве я обещала, что это будет скоро?

Евгения Кордова   02.11.2013 17:58     Заявить о нарушении
Евгения, здравствуйте!
Вот уж приятная неожиданность получить такую рецензию...

Во-первых, я искренне прошу прощения за свое поведение. Я совершенно раскаиваюсь за просьбу, обращенную к кому либо "отрецензировать меня". Как говорил некто Давыдов "понимание приходит с опытом")))
Сам брожу по страницам, читаю, но... Прекрасно понимаю, какая пытка писать что-либо, если не цепляет. Часто даже и нравится, но совершенно не представляешь - ЧТО ТУТ писать и как...
А вот как мозг взорвет - тут и пишешь, и строчишь, и вовсе порой не по делу, не по системе и правилам...

Страницы сайта просто пестрят просьбами, мольбами и жесткими требованиями "писать отклики", "критиковать беспощадно" и прочая. Каждле 1.5 резюме. И у меня так было вначале - каюсь. Теперь это вызывает улыбку и даже жалость. А уж когда навязчиво-требовательно, с обвинением в "бестактности" то - глухую раздражуху даже. И все равно не пишу, даже по таким вот требованиям... сказать клоуну, что он клоун))))).

Ладно, это лирика.
Спасибо вам огромное, что не написали "по заказу", рецы из вежливости - это такое порно, если честно:)))Для рецензента- мука, для адекватного автора - глухая досада...

Теперь по делу.
Евгения, вот эта ваша рецензия - совершенно честная, искренняя и классно скроенная, окончательно уже убедила меня в жизнеспособности этого моего детища, несмотря на все недостатки его, что я сам вижу.
(Мистическую составляющую - подправить раскаленными ножницами, подростковый апломб и браваду - окатить ледяным душем, красивости сгладить дланью зрелого опыта...)
А так - это то, что можно уже двигать дальше и отталкиваться.
Воистину, прямо полезно было помолчать годик, уйти в тень с переписок и сайтовых тусовок, чтоб из того редкого, что падает на страницу, можно уже было бы делать верные выводы.
Это ж и есть то самое отделение зерен от плевел, тот самый отбор настоящего, о котором говорил мой (наш!) философ во "Влюбленном". Вот, кстати, и есть о чем поспорить - никогда не стал бы прятать книг Ницше от детей.
Сверхчеловек - ну и клево, вот и огребай не как обыватель, а как сверх-, коим нарекся. Пощелкают по носу - закалишься в этих битвах, здоровее станешь. Я считаю, ничего не стоит "прятать", даже совсем уж неприглядные вещи - глупость все. Все равно узнает, токо в извращенных видах. А уж такую истинную вещь - тем более. Молодой человечек обязан идти по Жизни с открытым забралом, доступный всем ветрам - и попутным, и встречным.
Я в своем прои как раз и мечтал показать, что к исходу героя привела не философия Ницше, а полу-понимание ее. И - как вы ж меня и убедили, это удалось.
Очень клево вы назвали героиню "стихийной ницшеанкой". Вот - это и есть мой идеал мировоззрения (ИМХО). Бех трендежа, без умничанья - просто вот, "стихийно". Такой я ее, Иру свою, и создавал. И поучил в вашей рецензии очередной афоризмище в обозначении нрава. Браво, спасибище!
И не она "не оказалась рядом", а он не взял, не принял бы. Поэтому и не. Все естественно.
Правда не в том, чтоб остаться ЗДЕСБ любой ценой, а правда в совершении того, что должно, то есть - действа.
То есть оставить после себя классного сына. Или дать выжить несмышленышу на трассе...

Блин, как же здОрово, что ВСЕ, что я хотел сказать, вы поняли!

Повторюсь, сори за браваду - так и есть, я не ошибся.
Дай бог каждому такого читателя и рецензента.
Удачи вам, творчества и счастья, уважаемая Евгения.

А мне, дай бог, вернуться к нормальному состоянию времени и сил и навалиться на правку и дописание "Начала века Гардарики", это ж продолжение эпохи и мира "Влюбленного".
Сергей К.

Сергей Казаринов   03.11.2013 07:32   Заявить о нарушении
Сережа, загляните на Большой Конкурс Русской Прозы. Но там от 250000 знаков.

Евгения Кордова   05.12.2013 23:09   Заявить о нарушении
А где это?
Ссылку дайте, пожалуйста

Сергей Казаринов   05.12.2013 23:22   Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/avtor/bkrpproza
или в поисковике Большой Конкурс Русской Прозы.
Здесь на Прозе.ру.
Новый литературный проект.

Евгения Кордова   05.12.2013 23:58   Заявить о нарушении
Спасибо, Женя!

Сергей Казаринов   06.12.2013 00:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Казаринов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Евгения Кордова
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.11.2013