Рецензия на «Христос Воскресе» (Александр Станиславович Минаков)

Христос Воскресе, брат, со слезами!

Светлана Блоха   25.03.2013 22:23     Заявить о нарушении
АЛЕКСАНДР МИЛЯХ
МЕТЕЛЬ 1974 г.
Где Лик чарующий возник
В видениях вечерних Блока,
Я слышал птиц прощальный крик,
Крещенских льдов столетний рокот.
Взошла
Полярная Звезда,
Сияньем, оживив сугробы,
Увидел я, что сквозь года
Двенадцать шествуют сурово.
Двенадцать! В венчиках из роз,
Любой полюбит…! И застрелит!
И сокрушительный мороз
Посеребрил меня и ели.
Так возвращается к нам вновь
Из снов, которым мы не рады,
Земная суть небесных слов
О каждой боли Петрограда.
О горе хижин и дворцов,
О торжестве в насущном хлебе,
И Блока
Скорбное лицо
Я видел в потемневшем небе…

Александр Милях   26.03.2013 00:36   Заявить о нарушении
Мир Вам, Александр!
Большое спасибо за перенаправленность к поэме Блока «Двенадцать» в которой дана беспристрастная оценка совершающихся событий, которые имели место историко-географически от Киевской Руси до СССР и с установкой на будущее.
И еще большое спасибо, личностное, так как Ваши поэтические строки мне очень приглянулись. У меня сложилось впечатление , что райскую звездочку Блока, Вы видели.

Я прочитала поэму «Двенадцать» и несколько критический анализ на нее. И хотела бы отметить, то в ней усматриваю сама .
«Двенадцать» была создана за двадцать дней (8 – 28 января 1918 года), по словам поэта, в порыве вдохновения, в согласии со стихией.
Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда , когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.
К.Чуковский в статье "Александр Блок как человек и поэт" вспоминает интересный эпизод: "Гумилев сказал, что конец поэмы "Двенадцать" (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь: "Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос".
Такой ответ Блока можно обосновать тем, что у большинства тогда был атеистический взгляд, который шел в разрез с библейским, поэтому мне кажется, в данном случае Блок «выкрутился».
Несмотря на то, что разными критиками высказывались прямо противоположные мнения об этом произведении, все сходились в одном: Блок принял революцию.
Т. е. поэма написана по вдохновению, как принято говорить сегодня Святым Духом, в которой дана беспристрастная оценка событий. Следовательно, в ней поэт выступает Пророком, и в частности это завершающий сюжет поэмы
« В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос».
Как бы история дальше не сложилась, Христа никому не дано обойти, ибо он и идеал и гармоничное завершение системы вещей, конечно же, основываясь на библейское мировоззрение, к которому был причастен и сам Блок.
То ,что еще в то время было невидимо:
— Кто там машет красным флагом?
— Приглядись-ка, эка тьма!»
Не понятно на что был курс, чем все может завершиться, но то что красный флаг в Христа- это Божий промысел .
Обобщенная характеристика «Поэмы двенадцать», другими словами, что в ней отражено:
беспристрастность, вдохновленность духовная, пророчество, Божий промысел.
Для сомневающихся в такой оценке я бы привела книгу: Джон Рид «10 дней, которые потрясли мир», там тоже беспристрастная оценка событий мирового значения.
Из особо понравившихся строф:

« Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!»

«Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!»

« ...Так идут державным шагом,
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.»

Светлана Блоха   26.03.2013 13:57   Заявить о нарушении
Александр, подумала, что это Ваши стихи…
Простите за невнимательность.
Тогда концовку Блока можно обозначить так еще:
«Но я понял присутствие
Бога,
И почувствовал
Бога -
в душе».
А звезда Блока здесь:
http://www.proza.ru/2012/11/28/1844
С уважением и теплом, Света

Светлана Блоха   26.03.2013 14:12   Заявить о нарушении
Попробуйте взглянуть на это по-другому: В воспоминаниях Павлович: "«Необыкновенный разговор о „Двенадцати“ был у нас в начале зимы 1920 года. Мы возвращались из Союза поэтов, с Литейного. Когда мы поднялись на гребень Горбатого моста через Фонтанку, Блок неожиданно остановил меня. Кружила метель. Фонари тускло поблёскивали сквозь столбы снега. Не было ни души. Только ветер, снег, фонарь... Всю дорогу мы говорили совсем о другом. Вдруг Блок сказал:
— Так было, когда я писал „Двенадцать“. Смотрю! Христос! Я не поверил — не может быть Христос! Косой снег такой же, как сейчас.
Он показал на вздрагивающий от ветра фонарь, на полосы снега, света и тени.
— Он идёт. Я всматриваюсь — нет, Христос! К сожалению, это был Христос — и я должен был написать.
Блок говорил отрывисто, почти резко. Потом он стал рассказывать, какой неописуемый шум и грохот он слышал три дня, ночью и днём, как будто рушился мир, а потом всё оборвалось и стихло, и с тех пор он стал глохнуть».
Имеется в виду творческая глухота: Блок жаловался, что перестал слышать музыку мира, и больше не написал ни строчки. Это не было избранным им молчанием. Он страдал от этого, чему тоже есть свидетельства.
Надо ли толковать, что Блок, рассказывая о себе, описывает классический бесовский обман. Он видел дьявола в облике, который согласился принять за Христа. И он об этом написал — и после этого потерял творческий дар и перед смертью стал психически болен. Это так разительно похоже на булгаковского Мастера, что не знаешь, чему дивиться, точности текста Булгакова или однотипности дьявольского сценария. За что это Блоку? Думаю, за типичную, к сожалению, на манер Толстого, интеллигентскую ненависть к Церкви. Освободиться от старого тусклого мира для Блока значило освободиться и от попов в том числе. Он не только в наваждении, а по убеждениям своим верил, что среди участников кровавого разгула можно найти Христа.
Красноармейцы из поэмы «Двенадцать» действительно встречаются со Христом, они даже на иконы попали, только не так, как думал Блок: их фигурки — на клеймах икон новомучеников, которых они терзают." - полный текст статьи Ирины Гончаренко http://otrok-ua.ru/sections/art/show/tragicheskii_tenor_ehpokhi.html

Максим Федорченко   30.03.2013 13:32   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Станиславович Минаков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Светлана Блоха
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.03.2013