Рецензия на «От писем Мягкиха» (Ирина Соцкая)

И сразу вспомнилось Цоевское :"...кто судьбою больше любим и кому умирать молодым..." . У судьбы бывают порой странные пристрастия... Очень жаль талантливого мальчика.
Как здорово читать такие тексты, наполненные волнением сердца и любовью. И - что для меня очень важно! - написанные чисто и грамотно. Сейчас такое все реже и реже встречается. Увы.
С уважением, Татьяна.

Владимир Эйснер   28.06.2012 15:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, спасибо!
Ну вот, дождалась, наконец! За три года – вторая рецензия на "Мягкиха". Вы знаете, и на Стихире ее стороной обходят. А я им, рассказиком этим, тихонечко горжусь и перечитываю частенько. Но чаще – письма его.
Эх, не встретились мы с Сережкой никогда, а ведь сдвинуть бы на чуток время, - и это стало бы возможным, ведь учились в одном художественном училище… Только он в 77-ом поступил (и не закончил, умер), а я в 90-ом. А по возрасту он старше на каких-то 8 лет…
Его письма попали ко мне в виде отпечатанной тоненькой книжицы о нем, о Сережке, спустя много лет после его смерти. Так и познакомились.
И Вы только задумайтесь, Таня, мальчишка учился на художника, тяжело учился (по его рассказам), трудно, хотя работал как заведенный. А вот про то, что он писатель готовый даже не задумывался никогда!!! Ведь то, от чего я в восторге, - всего лишь ПИСЬМА ДРУГУ! Представляете? Переписка!
А если б целью такой задался?...

Ой, не буду голословной! Я тут специально для Вас перенабрала из книжечки, почитайте, прошу! Не пожалеете! И меня поймете.

"…А погода у нас сейчас в Ставрополе хорошая. И даже вороны изменились. Пушистые животы их теплые и черные, а спины посинели, уж до того они так высоко летали, что крыльями стерли синеву с неба, как плохой грунт с холста. И посему небо сейчас бледное и обшарпанное. А земля скользкая и холодная. Только воздух, что между небом и землей, теплый от этих летающих птиц. Да нет, ворона это уже не птица, а зверек, что о двух крыльях и двух ногах."

"…Ты знаешь, Саша, а у нас уже персики падают и бьются насмерть.
Мы вчера с Лариской их собирали с деревьев и клали на фланелевый халат. Мягкий и теплый халат, весь-весь в бело-рыжих квадратах и бархатистый немного, как кожа у ребенка…."
"… И глаза – как мне нравятся глаза детей! У них они голубые до белизны и зрачки темные, - нет, глубоко коричневые. И губы пухлые и темные. Вот один стоит на остановке. Артуром его мама зовет. Он такой был красивый по колориту. Весь нежно серо-розовый и коричневый. На всех снег-сечка падал, больно щипал за прыщики молодых пэтэушников, уши малинил им. Ни на ком снег не таял. А ему лет восемь только, он еще маленький и добрый, и снег на нем тает…
…Жалко и девочку хорошую, которую мальчишки сильно побили снежками, и она только молча стояла и взмахивала стеклянными из-за слез и холода ресницами. Такая теплая, пытавшаяся что-то понять, и потому, хотя ей было больно, и она плакала, но не убежала, а стояла и плакала, плакала и стояла с розовыми щеками и тонкой шеей в волосатом, колючем свитере, под которым было что-то маленькое, но упругое и хорошее. Может, там было два воробья маленьких, и у них сердце быстро-быстро билось, может, что-то другое, но тоже теплое, и нежное, и доброе…"

"…А над городом клеем конторским мороз прилип. Целлофановая наледь не таяла даже под колесами новых оранжевых "Икарусов".
И вороны не поднимались выше крыш, дабы перышки не отморозить…"

"…Рыбное решили не есть. У нас юг, а не тайга. И небо синее. Сидишь вот так на пороге вечером, а в саду мягко гулкает земля под персиками.
Сейчас их как можно скорее нужно поснимать с деревьев. Не то завтра уже урюк будет сушиться, а не персики собственным сиропом обливаться.
Жара! Обалдеть! Нет ничего лучше этой одури. От нее одно спасенье: спать или есть, а потом чаи качать. Но мы сначала отстолуемся, потом пыхтим вместе с самоваром, потом – дрема. И все лениво.
Даже Белка не лижется, а ведь она меня любит…"

"…И все-таки юг лучше. Фрукты, ты думаешь, только то, что в садах? Только то, что при хозяине? Ты приезжай, посмотри. Чинарики щелкал? Китайские лимончики грыз? Липли у тебя от сиропа груши губы? Есть тут такие темно-коричневые, внутри засахаренные, а сверху глянцевые, твердые. Орехи колол? Терен вяленый пробовал? А шелковицей пресыщался? Но она не для твоего грубого языка и прокуренных губ! Так хоть девчонку не лишай этой роскоши! Бирюк!
Сидишь среди лосей и сам мохом покрылся, как пень старый. А вот в них, в пнях, влажных, трухлявых, знаешь как много светляков! Ты видел наших изумрудных, с морковку величиной, как бы из фольги жужелиц? Нет.
У нас здесь все утончены: и духом, и ликом, и вкусами. Царство шелка и нектара, и больших, словно из цветных стекляшек, с хрустящими, целлулоидными крыльями стрекоз. Я однажды подкараулил такую вот мельницу-вертолетину, погремушку, но нечаянно разбил ей крылышки. Я ведь не думал, что она такая нежная. А однажды наступил на умершую – голубую-голубую, будто молоком развели краску, - стрекозу, и она так захрустела, будто по битому стеклу взвод солдат прошел.
Здесь есть еще какие-то необычайные рубиновые, словно вином залитые внутри стрекозы. Есть серые, с такими огромными глазами, что ими Архимед мог бы поджечь корабли римлян и спасти свой город.
Я назвал серую Карфагеной. Она над озером любит летать.
Есть недалеко от моего домика "Черная лужа" (так ее называют все).
Речка-озеро. Черное, но слепит. Ух бы написать! Всегда там пацанов много. И все ловят синих окуней с рыжими абрикосами глаз и бронзовых карпов. Больше тут нет рыбы. Зато есть старый голубой рак. Глаза у него красные до черноты. Усы такие черные, что бордовыми кажутся. Мальчишки говорят, что его нельзя ловить, что это рак-император и что он очень хитрый. Он знает, что его рыбаки выпустят, поэтому и ловится: любо посмотреть на людей. А людям – похвастаться рассказом о голубом императоре. Император любит такие путешествия, поэтому его прозвали "Бирюзовый Иностранец".
А камыши каковы! Красивые толстые, спелые и торчат из пруда, как из кипящего свинца медная проволока!..."

"... А теперь о том, что вчера со мной произошло.
Пишу я, значит, холст, вернее композицию, раз, сильный порыв ветра (за окном вчера туман, ветер и туман клубиться как в фильме Тарковского "Солярис") и дверь входная открылась, и слышу из коридора хор церковный гремит ликуя и грозя. Ух, как непонятно, притягательно, интересно и страшно. Я дверь пошел закрывать, высунул свой нос в коридор и не пойму, откуда эта музыка, стены ведь бетонные и такое ощущение, что само пространство поет. Так я испугался. А кто его знает, может это ангелы смерти летели на тот свет, а их погода заставила спрятаться в подъезд. И вот стоят они под лестницей мокрые, в белых одеяниях с желтыми медными дудочками и поют.
У них ведь тоже здесь дела есть. Дела. Командировочные. Но они обычно: прилетели и улетели. А этих вот задержала непогода…"

И вот это:

"…У меня вот беда, уже штук пять композиций в папочке лежат, карандашом закрашенные. А краски-то лежат. Нетронутые. А время, оно идет. Часики-то тикают: тик-так, тик-так. Так вот, мол, смотри, стрелка движется по кругу, круг-то, он не имеет ни начала, ни конца. Ему-то все равно – кругу. А вот нам – нет…
…А мы топчемся на одном месте. Чего-то не понимаем. А ему (Пикассо) было семь лет. А я? А мне? Ведь дни идут. А мне уже 17! 17 лет!.."

А через два года его не стало…

Ирина Соцкая   28.06.2012 20:25   Заявить о нарушении
Даже дыхание перехватило! В семнадцать лет парень писал такое! А мне - 53, скоро 54... И я НИКОГДА так - искренне, чисто, просто - не напишу.
Спасибо Вам, Ирина, огромное!
С уважением, Татьяна.

Владимир Эйснер   29.06.2012 20:51   Заявить о нарушении
Таня, ну что Вы?! То и хорошо, что разные мы все!
А Сережка, он просто еще и "меченый" был по-хорошему, ему даже преподы говорили: "не от мира сего"... не имея ввиду талант, понимаете? Есть такие "нули", которые не прощают необычность человеческую.
А необычные, они особо Богом хранятся... Вот и забрал Сережку за пазуху Свою, чтоб не обижали и не пачкали.
А у нас, долгоживущих, просто сил больше, упрямства, устойчивости неваляшкиной. Но талантов это не умаляет.
Сегодня открыла для себя еще один талант - мужа Вашего. Шла его читать и знала уже, что понравится обязательно. Так и вышло. Подобное ведь - к подобному!
С теплом,

Ирина Соцкая   30.06.2012 13:35   Заявить о нарушении
Ирина, спасибо за комплименты нашему скромному семейству. Владимир сейчас в отъезде, поэтому не может сам Вас поблагодарить.
Все хотела спросить: в название миниатюры "От писем МягкихА" Вы специально склоняете несклоняемую фамилию Мягких?
С уважением,

Татьяна Эйснер   01.07.2012 13:37   Заявить о нарушении
)))) Сегодня уже второй раз отвечаю на этот вопрос. Хорошо, что спрашиваете, а то выгляжу неграмотной )))) Да, специально, просто его так друзья называли. Я сразу приняла как должное, а другие уши режет ))) Надо, видимо, в тексте про это сказать. Вот дойдут руки и оговорюсь там!

Ирина Соцкая   01.07.2012 13:55   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ирина Соцкая
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Эйснер
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.06.2012