Рецензия на «Мой урок литературы» (Артем Ферье)

Здравствуйте, Артём.
Читая Вашу статью, вспоминал уроки литературы в нашей незабвенной средней школе.
Учительница, назову её София Викторовна, довольно молодая, ей не было ещё сорока... Стоя у доски, трескучим голосом, с каменным выражением лица, без тени улыбки диктовала что-нибудь эдакое:
"Образы. Дамы приятной. И дамы приятной. Во всех отношениях. Как символ бездуховности. Провинциального общества. В поэме Гоголя. Мёртвые души".
И так далее... Это, значит, тема урока была, а мы её записывали в тетради. Но и весь урок проходил в том же ключе. Для меня пробежать три километра на физре было радостью, но высидеть такую литературу - сущей пыткой.

Вот читаю Вашу статью - и думаю, что... кажется, должна бы она мне нравиться эдакой своей живостью, здравым смыслом, юмором, незамыленным взглядом, свободным от стереотипов... Короче - быть как свежий ветерок по сравнению со школьными уроками, которые я век не забуду, хоть и прошло с той поры уже больше 10 лет.

Однако почему-то не чувствую ни свежего ветерка, ни глотка родниковой воды, ничего вообще на них похожего. Мне кажется, по сути Ваш урок мало отличается от лекций Софии Викторовны. Как ни странно, при всём своём внешнем различии с этими лекциями... Та же социология, только в профиль. Неужели это может быть интересно: смотреть на литературных героев как на реальных людей, живущих в реальном мире, и оценивать их с наших реальных точек зрения? Тем более, видеть в них не просто реальных людей (это полбеды), а типичных представителей каких-то там общественных сил и прослоек? Ведь скучно это невыносимо.

А судить о литературном произведении по главно-геройской талантливости и полезности для общества... Или по тому, правильно ли понял автор величие тех или иных исторических фигур... Ну, не знаю. По-моему, это вещи никак не связанные.

Вот если мы посмотрим на те же "Мёртвые души" как на плутовской роман о похождениях авантюриста, и будем оценивать его с наших обыденных позиций, то выйдет, что Чичиков - никакой не авантюрист, а полный идиот. Ну, стал бы вменяемый человек обращаться за мёртвыми душами к такому перцу, как Ноздрёв? Да он бы его вмиг раскусил и что угодно наврал, только бы не проговориться. А Чичиков - запросто сказал. Идиот он? Да, вроде, нет. Тогда почему сказал?

Единственный ответ, который мне приходит в голову: потому что он - не человек. Точнее, не реальный человек, чьи действия можно объяснить с точки зрения нашей логики. Он - выдумка, фантазия, сон, мираж. Тем он и интересен. Реальных людей полно в окружающем мире; чтобы их увидеть, мне художественная литература не нужна. А вот увидеть чужой сон, да ещё достроить его своим воображением - бывает интересно. Мне бывает, а кому-то - не очень. И ничего с этим не поделаешь. Вот я бы об этом детям в первую очередь и говорил.

С уважением,

Владимир Декопольцев   07.04.2012 02:51     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир.

Знаете, я понимаю школьных учителей литературы, которые бубнят вот этот "системный" бред про "Толстой как трюмо русской революции" или "образ Муму как борца против произвола крепостничества" или "антинаркотическая тематика в рассказе Антония Погорельского "Чёрная Курица"".
Лучше, конечно, когда не бубнят, а красиво глаголят, - но, в конце концов, они готовят желающих к поступлению в гуманитарные вузы, где в сочинениях приветствуются не свежесть оценок и оригинальность мысли (да ещё б это радовало сонного аспиранта, проверяющего сотое сочинение на дню!), а способность более-менее внятно изъявить понимание задолбленных литературоведческих штампов.

Ну а в нашей школе, поскольку оттуда мало кто будет поступать в российские гуманитарные вузы, мы рекомендуем учителям не слишком напрягаться шаблоном, и не слишком грузить тех, кто не хочет грузиться, а просто трепаться о литературе постольку, поскольку это интересно им и ученикам. Что и я, собственно, здесь делал.

Ну и довольно о методике преподавания - лучше о Чичикове.
Знаете, конечно - он фигура вымышленная. Более того, это вымышленный мошенник именно в русской литературе. А русская литература - она высокодуховная. Это в каком-нибудь там фильме "Блеф" с молодым Чилинтано хэппи-энд заключается в том, что группа кидал улетает в аэроплане на закат, унося с собой shitload of бабки.
У нас - так нельзя. Обязательно должен найтись какой-то перст судьбы, какой-то непреклонный судия, который засрёт всю малину (пардон, "восстановит справедливость", чтобы всем было плохо и поучительно).
Поэтому Остап Бендер, одесский хитрован, не находит никакой лучшей идеи, как попереться через дунайские плавни прямо в хищные лапы румынских погранцов, а Чичиков - безбожно палится перед людьми, которые засветят его влёгкую.
Причём, насколько помню, огласку-то вызвал не Ноздрёв, а Коробочка, которая, со своей тупостью, приехала в город выведывать, почём нынче мёртвые. Да и Манилов, когда спрашивал, законна ли сия негоция, - тоже мог проговориться в любой момент, когда не понимал даже смысла негоции. Только Собакевич и Плюшкин, как закоренелые жадины, были бы нормальными контрагентами для Чичикова. Но он - был очень неразборчив, действительно.

Однако ж, так ли это неправдоподобно для Чичикова как гениального мошенника?
Знаете, с некоторых пор я перестал верить в гениальность мошенников. Нет, это бывают ребята с проблесками творческой мысли, хорошие психологи, но их ум блещет только на фоне тех лохов, которых они разводят. А так-то по-настоящему умные люди - они делают деньги на вполне легальных операциях и взаимоприятных сделках, без кидалова. И это называется бизнес. И это, если уметь поставить - не только гораздо прибыльнее мошенничества, но и - гораздо выгоднее в долгосрочной перспективе, когда вкушаешь плоды своей экономической деятельности. Ибо есть такая вещь, как репутация. И когда ты выпрыгнул в высший свет из ниоткуда, кого-то облапошив, - на тебя будут смотреть, как на говно. Бабла у тебя по-любому не больше, чем у солидных финансовых ребят, - но они-то его заработали честно, а не украли.

Поэтому, я бы не стал идеализировать умственное состояние мошенников. Да их и в реальной жизни оно подводит, как правило. Входят в раж - и фраеров жадность губит. Соответственно, мне как раз не кажется странным, что Чичиков себя палил, вступая в сделки с людьми, которых стоило бы обходить стороной ради самосохранения. Это бывает, отказ чувства самосохранения у аферистов в период "жора". Сплошь и рядом.

Всего наилучшего,
Артём

Артем Ферье   09.04.2012 03:00   Заявить о нарушении
Артём!
Очень интересно, а порой и увлекательно, подобно шелковичному червю, следовать витиеватыми ходами ваших , порой не в меру парадоксальных, мыслей.

Коль скоро опус ваш, как бы втиснут в старшекласснический урок по русской литературе, то я бы не стал менять сей формат и в оценке вашего текста.
Другими словами, не глобализировал бы ("ГЛЫБЫлизировал") могучие творческие фигуры прошлого.
Засим, оставляю Тургенева, Толстого (всех троих), Достоевского, Грибоедова и Пушкина, но скажу пару слов о Гоголе и его героях-монстрах (по выражению Набокова)из "Мёртвых душ".

Нет надобности уверять или доказывать, что Гоголь был гением и что "Мёртвые души" - текст высочайшего поэтического взлёта мысли и духа автора по праву названного Поэмой.

Знаете, мне как-то со школьной скамьи были мало интересны собственно экономико-психологические аспекты купли-продажи душ, но вот сами герои.

Манилов.
Дай-то бог сегодня сохранить такую трепетность и преданность отношений между супругами, подобно этой паре!
Да, странные, пустопорожние мечты, однако и они носят не разрушительный, а созидательный характер.

Коробочка.
Рачительная хозяйка, отменная стряпуха, идеал матери семейства.
Ну проста, так и что с того?

Плюшкин.
Трагическая фигура. Был хлебосольным , радушным, вечёлым, но со смертью жены - пошёл в разнос.
В милосердии он нуждается, а не в насмешках!

Собакевич.
Кулак, прям, честен, дом - полная чаша, надёжный торговый партнёр - чем плохо?

Ноздрёв.
****обол и ***плёт, зануден, приставуч, враль, бахвал, но не мерзок, не подонист!

Чичиков.
Остап Бендер: острый , изворотливый ум, прекрасная реакция, отменное знание практических начал человеческой психологии,коммуникабельность, умеет произвести на кого угодно приятное впечатление, пустить пыль в глаза.

Вот вам и галерея образов поэмы - слепок сегодняшних типажей нашей стремительной, динамичной и насыщенной всякой всячиной жизни.

Григорий Островский   01.10.2012 19:44   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Артем Ферье
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Декопольцев
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.04.2012