Рецензия на «Вуаль Св. Вероники. Тайны Ватикана. Часть 1» (Вероника Витсон)

Вероника, благоДарю Вас за интересный содержательный рассказ!

Теперь заступлюсь за Мартина Лютера (я - не лютеранин). Его запреты на молитвы пред иконами вызваны языческим отношением к иконам многих римо-католиков его времени. Т.е. припысыванию иконам божеских свойств и нежелание людей знать правду Божию и следовать за Ним. Можно "упасть с коня" как направо, так и налево - в ересь иконоборчества и в обожествление икон (моя заметка на эту тему http://www.proza.ru/2011/07/29/1176). Чтобы не быть голословным насчёт нравов римо-католиков 16 века, даю слово Эразму Роттердамскому:

«Есть такие люди, которые определённых богов чтут разными обрядами. Один в назначенные дни славит Христофора, но только смотря на его изображение. Чего он от этого ожидает? Разве что он убедил себя, что это спасёт его от злой смерти. Другой молится какому-то Рохо. Но почему? Потому что он верит, что тот отвращает от человека чуму. Третий бормочет положенные молитвы Барбаре и Георгию, чтобы не попасть в руки врагов. Тот постится в честь Аполлонии, чтобы не болели зубы. Этот смотрел на изображение Иова, чтобы не было лишая. Некоторые назначают часть своего богатства бедным, чтобы не потерпеть убытка при кораблекрушении. Жгут свечу Гиерону, чтобы возвратить то, что погибло. В общем, сколько есть вещей, которых мы опасаемся или же хотим, столько и делаем для всего этого богов. У разных народов они разные. Что у галлов Павел, то у наших Гиерон. Не везде одно и то же значение имеют Иаков или же Иоанн; в одном месте одно, в другом – другое. Это не христианское благочестие, если оно ведёт к Христу из-за удобств телесных или неудобств; оно недалеко от суеверия тех людей, которые обещали Геркулесу десятую часть добра, чтобы разбогатеть; или петуха Эскулапу, чтобы излечил от болезни, или закапывали быка Нептуну для благополучного плавания. Имена переменились, а цель у тех и других общая.
Ты молишь Бога, чтобы смерть не пришла преждевременно, а лучше молиться, чтобы Бог дал тебе лучший образ мыслей, чтобы в том месте, где настигнет тебя смерть, не застала она тебя неподготовленным. Ты не помышляешь об изменении жизни, а просишь Бога, как бы тебе не умереть. О чём же ты молишься? Более всего о том, чтобы подольше грешить. Молишься о богатстве, а не знаешь, как пользоваться богатством. Разве ты не молишься о собственной погибели? Ты молишься о добром здоровии и злоупотребляешь благополучием; разве в твоём благочестии нет нечестивости? В этом месте сразу запротестуют те монахи, которые считают, что благочестие существует для прибытка. Потому что эти люди своими сладкими благословениями обольщают сердца простодушных, служа не Иисусу Христу, а собственной утробе (См.: Рим. 16:18). Они скажут: “Как же? Не запрещаешь ли ты культ святых, в лице которых чтут Бога?” Что касается меня, то я не столько осуждаю тех, которые делают это по простому суеверию, сколько тех, которые из-за своей выгоды следуют тому, что, может быть, само по себе терпимо, но они выдают это за высшее и совершенное благочестие. Ради собственной корысти они поддерживают невежество народа, который я отнюдь не целиком презираю; однако я не соглашусь с тем, чтобы срединное считали высшим и самое малое – самым большим. Я одобрю то, что они просят у своего Рохо здоровья, если жизнь они посвящают Христу. Но я похвалю их больше, если они не станут молиться ни о чём, кроме того, чтобы вместе с ненавистью к порокам увеличивалась их любовь к добродетелям; чтобы жизнь и смерть они отдали в руки Божьи и говорили вместе с Павлом: “Живём мы или умираем, для Господа живём и умираем” (См.: Рим. 14:8). Будет очень хорошо, если они захотят погибнуть и быть со Христом, если увидят свою славу и радость в болезнях, потерях и прочих превратностях судьбы, чтобы достойными считались те, которые так уподобляются Главе своей. Поэтому не надо очень порицать тех, кто так поступает; однако опасно на этом остановиться и на это опираться».
/Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина. СПб., 1992, стр. 41–42./

Игорь Орловский   10.08.2011 02:33     Заявить о нарушении
Игорь, Статьи писала без пристрастия. Мартина Лютера ни в коем случае не обвиняю, в моем тексте, единственно, цитирую иногда Паула Бадде. Я же пишу о феномене в Монопелло, собрав по крупицам скудный материал, причем на разных языках. По-русски ещё никто об этом не писал. Кроме меня, разумеется.
Спасибо за интересную информацию и за отзыв!

Вероника Витсон   10.08.2011 13:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вероника Витсон
Перейти к списку рецензий, написанных автором Игорь Орловский
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.08.2011