Рецензия на «I» (Сергей Гуленкин)

Вот это мне Дима знакомством с тобой и «Плавающей запятой» пищу для ума безумного подкинул.
Действительно, что безумного, как и в «Эпифании», тобою написанной, где просто витает эта оппозиция. Не только времен, которые сталкиваются, врываются друг в друга, смешиваются в едином, безвременном, потоке, в котором отсутствуют эти «вековые разъединения». Но и оппозиция безумного и странного.
Точно так же переплетаются сны и мечты, желаемое и действительное, действие и бездействие, настоящее и ненастоящее.
Когда читала, на ум пришло, что можно применить ко всему этому загадочному клубку, в хитросплетения которого гармонично вписываются даже реминисцентные сравнения, намозоливший всем глаз рисунок кардиограммы. Только тут дело обстоит в разы сложнее. Пульсирует время, то проваливающееся в прошлое, то вновь выныривающее на координатную прямую настоящего. Хронограмма, я бы сказала. Да, точно!
Ползунок, оставляющий след на бумаге, - движущаяся к своему развитию мысль. Чередование настоящего (это можно проследить даже по абзацам, в редком случае один временной пласт затрагивается в полутора-двух, но ни разу более) в виде нагромождения приятно читающихся пейзажных зарисовок, которые мерзким, назойливым звуком бормашины пронизывают лейтмотивы жары, духоты, невыносимости всего этого, ожидания конца (символичного ли «захода солнца»?), абсолютной безынициативности вокруг и нежелания что-либо делать, двигаться даже. Это обмякшее, тающее, настоящее движением разбавляют молодые люди, которые будто бы вне его, просто случайно там очутились…
Сползание из настоящего в вечное – единый поток из прошлого, настоящего и будущего, который сконцентрирован в миге, на этот же миг исчезновение времени, и вновь выныривание на прямую реальности, в которую вдруг инородным телом входит пространство сна. Оксюмороном выглядит спокойное отношение героя к безумию. Но уж больно привычно это, да же?..
Вновь настоящее, отсылающее нас к мечте, что в преодолении времени, в заколачивании себя в миге, где время останавливается, где непробиваемый хронотоп «этого» дня.
Но настоящее раздирает всё: сны, мечты, вечное и бесконечное. Вспарывает и не оставляет выбора. Стрелки часов неумолимо нас несут в ненужное будущее, которое в том, чтобы оставлять позади «бесконечные мили». Зачем?
И тут подключается искусство, будоражащее сознание, вызывающее визуальные и прочие образы. Вечное, которое разряжает прозу жизни, настоящее. Статика, в которой были статичны персонажи, но не их мысли, не то, о чем они говорили, сменяется динамикой. Теперь статично настоящее, их окружение. Хотя оно и медленно клонится к закату. Римской империи ли?
Появляется еще один герой, совершающий странные действа, лишние и ненужные, проламывающий пульсирующее настоящее ретроспекцией (его история). «Должен же кто-то оставаться».
Движение. Одного из молодых людей («встал и направился к воде»). Мысли («Должно быть, они невыносимо больно ранят своими заржавленными иглами»). В вечное…
Опять ретроспекция. Сонная такая. В этом экскурсе в разных углах ринга странное и безумное. Но там «ещё осталось время…» Осталось движение («пусть танцуют»). «До того момента, когда времени уже не будет».
И вновь настоящее врывается репликой. Репликой, полной бессилия, отсутствия времени и сил.
И снова движение – «не тоните» и мужчины – вперед.
Хронограмма завершает свои скачки во временных пластах движением по ровной прямой. Вдаль. Апокалиптические настроения нашли свое отражение в самом финале, в надвигающейся вечной ночи?
Эпифания. Всё становится на свои места. Ну, как бы да.
Очень интересные штуки с пространством. Оно открыто. И в то же время как бы внутри находится. Окружено чем-то или кем-то. Но никаких преград не возникает. Среда не сопротивляется…
Бетонность и палитра из одних и тех же ярких цветов – обилие золотого, красного, голубого и черного. Насыщенных, сгущенных с одной стороны и, напротив, бледных, размытых. Гамма чувств, которые хаотично мечутся в поисках того, как же выразить то, что твоя «Эпифания» зацепила в моем сознании. И вот написала столько понравившихся мне моментов, но ведь впечатление-то цельное, нечленимое на сегменты, постепенно формировавшееся и до конца так и не сформированное.
Жаль, что я не умею рисовать. Я бы смогла ответить на твое творение достойной картинкой. А так… только написать жалкие мыслишки и могу…

Алёна Бамбуча   02.05.2011 21:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Алена, было очень интересно читать. Несколько туманно и не всегда точно получилось, но это лучший отзыв.

Сергей Гуленкин   03.05.2011 21:26   Заявить о нарушении
Ну это же ИМХО. И, скорее всего, я вчитала какие-то смыслы, которых там нет. Интересно было бы узнать, где неточности)

Алёна Бамбуча   03.05.2011 22:06   Заявить о нарушении
Я, конечно, вовсе не претендую на какое-то авторитетное авторское прочтение, я вообще за множественностей интерпретаций... В общем, поскольку это впечатление, оно наверно и не должно быть конкретным... Но когда включаются элементы анализа, тут нужна точность в оперировании некоторыми вещами. Цвета, например, которые ты перечислила, но не сказала, какую они роль игают. А ведь у них разное структурное значение: золотой, скажем, имеет совершенно определенный символистский смысл. Много интересного ты сказала о времени, однако главной является все-таки ситуация некоего конца, апокалипсиса и ожидания его, когда время становится единым для всех в том смысле, что это ожидание поглощает всю жизнь и мысли, стирает индивидуальное, отменяет псевдоциклическое время общества спектакля. Но не буду самокомментированием заниматься :)

Сергей Гуленкин   04.05.2011 10:01   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Гуленкин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алёна Бамбуча
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.05.2011