Рецензия на «Диалектика Глена Гульда» (Игорь Батура)
! угу. это - "музыкант-исполнитель с о з д а ё т н о в о е п р о и з в е д е н и е и с к у с с т в а." - безусловно так! * хорошая статья Спасибо С ув., с Д Данилов Сергей Иванович 07.12.2010 04:41 Заявить о нарушении
" На основе шедевра композитора, в п р о ц е с с е записываемой игры (а также последующих технических манипуляций с записанным материалом)..."
Но вряд ли всё-таки "на основе шедевра" ! Может быть просто - на основе партитуры ? А ? Музыка - это не исполненное. Музыка - это процессуальность, это момент исполняемого. партитура - это бумага и значки. она не звучит . она не шедевр никак. С ув., С Д Данилов Сергей Иванович 20.12.2010 06:51 Заявить о нарушении
Конечно на основе партитуры. Но я бы не сводил музыку к процессуальности. Да, «момент исполняемого» необходим в общей структуре музыкального феномена, но это о д и н и з её моментов. Без «бумаги и значков», которые действительно не звучат, само звучание тоже ведь не могло бы осуществиться. Музыка ведь не является импровизацией, музыкальное произведение (в европейской традиции) является жёстко фиксированным руководящим «процессуальностью» документом. И любого рода текстуальное отступление от этого документа (партитуры) при его исполнении в общем случае неприемлемо. Что там существовало в голове Баха и Моцарта, мы не знаем, да это и не нужно знать или представлять (Моцарт, якобы, еще до начала записи «видел» своё произведение всё в целом и одновременно). Но после композитора остаётся шедевр в виде – и только в виде – записанной партитуры. Которую, кстати, можно воспринимать и при чтении. Чудо исполнотельского искусства, таким образом, можно понять как чудо «зазора» между текстом шедевра и его претворением. Поскольку отнюдь не очевидно, что подобный «зазор» вообще может и должен существовать. Ведь можно вообразить и некий «абсолютный робот», который переведёт в звуки текст шедевра вообще безукоризненно. Вот это и будет «абсолютное» исполнение музыки, если пренебречь описанным «зазором»! Но с появлением звукозаписи (как возможности создать фиксированный документ нового порядка) стало явным то, о чём раньше только подозревали – что в этом «зазоре» может существовать на собственных независимых началах целое искусство. Причём это искусство следует жёстко отграничивать от искусства исполнения как виртуозности и технических умений, к которому в 19 веке и сводилось, собственно, представление об исполнительском искусстве как о самостоятельной сфере музыки.
Итак, приведя структуру музыкального феномена к схеме, получаем пять фаз: 1. исполнение музыки как «вдохновенная импровизация» - 2. графическая запись музыки как возможность для появления «музыкального произведения» (шедевра) – 3. исполнение музыки как исполнение записанного музыкального произведения – 4. аудиозапись исполнения музыкального произведения как возможность для появления исполнительского творчества – 5. исполнение музыки как воспроизведение аудиозаписи. Итого 3 творческие фазы, каждая из которых имеет свой собственный «закон» и «поле осуществления» и 2 потребительские фазы. С уважением, Игорь Батура. Игорь Батура 20.12.2010 16:30 Заявить о нарушении
да.
очень внятно и грамотно объясняете ! * я просто хотел уточнить, что слова "шедевр", "гениально", "великое произведение", и пр. относятся к оценочным категориям и , следовательно, не являются базовыми. Т е - начальные данные у нас - партитура как книжка-путеводитель, своего рода указатель к движениям дирижёра или пальцев инструменталиста, а то что я держу в руках партитуру 6-симфонии, к примеру, пою её мысленно, изучаю, понимаю, исполняю и пр, это ... просто работа такая. Я могу сказать, конечно, - Чайковский написал шедевр! - но сам экземпляр как таковой не является ничем, кроме книжки с крючёчками :) т е - шедевр - это общий итог всех перечисленных Вами совокупностей, но... и то ! - он является таковым лишь для очень немногих, проникших в глубину содержания людей! * про звукозапись - согласен . звукорежиссёров, понимающих, как правильно записать диск и "вытянуть" голоса, сбалансировать и т п - очень мало - меньше чем дирижёров хороших! * поэтому я несколько дней могу выбирать диск, да так и не выбрать ибо нифига не слышно на нём. Только догадываться и "доигрывать" в сознании можно! * С ув.. С Д Данилов Сергей Иванович 20.12.2010 16:59 Заявить о нарушении
Согласен, понятия «гений» и «шедевр» не носят точного и объективного характера. Это очевидно. Однако для наших целей вполне достаточно использовать их в частном и описательном смысле. Например, единичные оценочные суждения «Бах – гений» и «6-я партита – шедевр» можно принять в качестве базовых (притом, что общего базового суждения «гений – это...» не существует), хотя всегда найдётся достаточное число людей, для которых это не так. О шедевре я говорю лишь затем, чтобы заострить внимание на следующем обстоятельстве: исполнитель может создать шедевр с о б с т в е н н о г о искусства независимо от того, что исполняет он при этом тоже шедевр. Но, в общем-то, можно конечно говорить и просто о «музыкальном произведении».
С уважением, Игорь Батура. Игорь Батура 21.12.2010 11:25 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |