Рецензия на «Моя собственность» (Фрау Моргенштерн)

Рассказ понравился. В нем в предельно жесткой форме показано отношение современной женщины к мужчинам. Есть тоска по раю, есть ненависть к мужчинам как некоему стаду однообразных и отвратительных типчиков. Массовое производство убожеств. Море жестокости и запредельных пыток. Есть идеал мужчины. Образ явно надуманный и идущий из прочной уверенности в том, что мужчина как существо несовершенное и явно недоразвитое, не дотягивающее до уровня женщины, было создано только для того, чтобы служить ей. Логически это отголоски и последствия патриархата, зеркальное отражение патриархата в искаженном зеркале женского восприятия, зараженного бунтарскими идеями феминизма.

Однако помимо логики смыслов в рассказе много личного. Эта вечно лелеемая мечта, наталкивающаяся на жестокость и несправедливость реальной жизни и реальных мужчин. И этот диссонанс вызывает ответный отклик. Око за око, зуб за зуб. Самая примитивная реакция. Видимо, идущая из мироощущения автора об утройстве этого мира как зверинца.

За всем этим мракобесием мести, пыток, нечеловеческих страданий все таки проглядывает некая надежда на лучшее, на гармоничный мир.

Но к сожалению, гармоничный мир Фрау Моргенштерн невозможно воплотить в реальность. Это мир женских фантазий. Он, этот мир, однобок. Нет и не может быть так, чтобы одну несправедливость можно было устранить, совершая другую несправедливость. Из возмездия. Возмездие всегда рождает эскалацию конфликта. И рождает войны, а не мир. Чем больше мы мстим, тем больше мести получаем в ответ

Фрау импонирует образ сильного мужчины и его умение любить женщину. Но при этом она не понимает да и никогда не сможет понять, что любовь это жертвенность, а не насилие. Что происходит со сверхчеловеками, которые готовы принимать любовь, но не готовы ее дарить, - общеизвестно. Ведь очевидно, что мир не крутиться вокруг нас. И заставить мир это делать - занятие бесперспективное. И каждый человек - микрокосм, и целиком подчинить его себе невозможно. Точно так же, как и мир.

Видимо, поэтому у этой истории такой грустный конец. Поняв тщету всех своих усилий, автор решает все резко обрубить. Не находя ответа на многие вопросы, которые неизбежно возникают, когда нарушаются некие основополагающие принципы гармонии.

В рассказе предпринята попытка облечь происходящее в литературную форму, придать психологизма. Но удается это с трудом. Через весь рассказ проглядывает жесткость замысла и четкая схема рассказа. В нем нет ничего неожиданного, что бы заставляло думать и размышлять. И герои больше похожи на лубочные картинки, кукол, чем на реальных живых людей.

И еще одно. Автор сама говорит о своей героине - в панцире из стали и льда. Собственно, этим и определяется цепь происходящих событий. Пока ты в панцире, мир представляет для тебя механизм, обездушенный и жестокий. Панцирь - это в определенной степени ущербность человека. Кроме себя не видит ничего. А созданный им мирок, который не может быть самодостаточным по определению, неизбежно со временем будет взорван силой обстоятельств. И вот тогда произойдет катастрофа. И это неизбежно. Вхождение в винт, все более сильное закручивание гаек, вхождение в водоворот ненависти и мести неизбежно приведет к коллапсу, взрыву и уничтожению самого себя. Все это старо как мир

Петр Раскольников   27.09.2010 12:42     Заявить о нарушении
А фамилия = Утренний камень - псевдоним?

Нина Тур   25.06.2013 13:47   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Фрау Моргенштерн
Перейти к списку рецензий, написанных автором Петр Раскольников
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.09.2010