Рецензия на «О проблеме Екклесиаста - что было, то и будет» (Владимир Копыленко)

Для меня, лично, в моих измышлениях проблема существования будущего и настоящего в прошлом, точнее, по Ясперсу, в точке осевого времени, является, пожалуй, самой важной проблемой.

Действительно, если человек осевого времени тем или иным образом "содержал" в себе все возможности и даже "подобия реализации" всех перепитий всемирной истории вплоть до неизвестного нам будущего, то мы тоже, "извлекая это" из нас самих можем нащупать будущее.

Меня интересовало, в частности, следующее - можно было бы предположить "глазами древнего грека" появление искусства модерна, таким, каким оно было в 20 м веке? Можно ли найти в истории хотя бы что-то, похожее на трехмерную компьютерную графику? Можно ли было предположить существование идей постмодерна с позиции человека древнего египта? Можно ли было представить появление компьютеров с точки зрения человека средневековья? Можно ли было представить технологии генной инженерии с точки зрения древнего перса?

Меня очень занимал вопрос, конечно, я хотел его решить "положительно", и - в целом, могу сказать, мои измышления по данному поводу подтверждают такую возможность. По каждому из пунктов названных выше вопросов могут быть найдены в истории "фрагменты" идей и объекты, которые уже несли в себе, будто зародыши, фрагменты нашего "будущего" и, жаль, никто, кроме, пожалуй, религиозных столпов-гениев, не потрудился расшифровать эти зародыши в "человеке вообще".

В дополнение следует сказать, что в историческом базисе заложены и механизмы разрушения человека в современном его виде самим же человеком, в частности, описания библейской апокалиптики, то есть, постулирована сама возможность этого. В конце-концов, отчетливо постулирована и идея человека-Бога. История приучает относиться к возможности как к потенциальной реальности. Поэтому, вероятно, потенциальные ограничения "существования всего в изначальном человеке вообще" будет в какой-то момент преодолена отрицанием и обновлением той самой самораскрывающейся в вещах и технологиях "осевой внутренности" человека.

p/s/ по поводу интересующих Вас вопросов места медиа в истории на меня, лично, очень повлияла книга Маклюэна "Понимание медиа", на мой взгляд, она содержит массу методик оценки влияния инноваций на социальные процессы, которые (методики) станут очень влиятельными в ближайшем научном будущем.

Александер Бобров   16.01.2010 09:50     Заявить о нарушении
Уважаемый Александр Бобров!
С интересом читаю Ваши рецензии.
А теперь по существу.
Вы пишете: "Меня интересовало, в частности, следующее - можно было бы предположить "глазами древнего грека" появление искусства модерна, таким, каким оно было в 20 м веке? Можно ли найти в истории хотя бы что-то, похожее на трехмерную компьютерную графику? Можно ли было предположить существование идей постмодерна с позиции человека древнего египта? Можно ли было представить появление компьютеров с точки зрения человека средневековья? Можно ли было представить технологии генной инженерии с точки зрения древнего перса?"
1. В этой связи Станислав Лем в своей книге "Сумма технологий" попытался представить, как бы
а)пещерные жители, сидя у костра, отвечали на вопрос "есть ли жизнь на Луне?". Они заявили бы, что нет, так как на Луне не видно дымов от костров.
б) Жители Средневековья (век паровых двигателей) ответили бы аналогично, так как на Луне они не обнаружили источников тепла.

2. Вы знаете, что в шестнадцатом веке Нострадамус написал множество катренов-предсказаний будущего и зашифровал их. До сих пор пытаются их расшифровать. Некоторые из них уже расшифрованы. Самое интересное, что расшифрованные катрены содержат информацию о событиях нашего НАСТОЯЩЕГО времени. Относительно будущего не удалось расшифровать ни одного катрена. Может быть мы ищем "костры на Луне"?

3. Известная Вам Ванга в свое время предсказала, что Курск уйдет под воду. Это предсказание вызвало улыбки у курян (где город Курск, а где море). И только через три года, когда подлодка Курск потерпела аварию, вспомнили предсказание Ванги. Самое интересное, что и сама Ванга не могла никак объяснить подробности своего предсказания.
Таким образом, можно высказать предположение, что "древний грек" мог бы предсказать существование современного модерна, если бы ОН ЗНАЛ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ.


Владимир Копыленко   16.01.2010 13:54   Заявить о нарушении
"1. В этой связи Станислав Лем в своей книге "Сумма технологий"

Вопрос о том, есть ли жизнь на Луне, к сожалению, не относится к вопросу о "будущем". Мне интересно не фактическое предсказание событий, и не ответы на частные вопросы из области естествознания, то есть мне не важно, возможно ли предсказание "конкретного факта" или события (открытия ДНК,скажем). Мне важным видится другое - возможно ли предсказания "витка", развития "в общем" того или иного сценария истории и развития человечества или нет (в случае ДНК, возможно ли представление древних о генной инженерии вообще - в терминологии и образах, доступных древним).

А пещерные жители не могли бы в принципе представить себе луну как планету, я думаю. Меня интересует только период осевого времени - я это сразу обозначил. Как период духовной и интеллектуальной зрелости человечества.

В этом смысле лучше постулировать вопрос так. Могли ли люди предположить, что люди смогут достигать других планет или жители других планет могут ли в потенции пребывать на Земле. Здесь возможно рассмотреть некие аналогии идей "снисхождения богов или духов на землю" или "восхождение героев на звезды".

"2. Вы знаете, что в шестнадцатом веке Нострадамус написал множество катренов-предсказаний будущего и зашифровал их.

3. Известная Вам Ванга в свое время предсказала"

Здесь Вы опять сводите тему к предсказанию конкретных фактах. Я же говорю о понимании "возможных систем мироустройства", и отдельных "макро" витков в развитии истории. Меня не интересуют отдельные факты. Они вообще мало интересны.

"Таким образом, можно высказать предположение, что "древний грек" мог бы предсказать существование современного модерна, если бы ОН ЗНАЛ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ."

Чтобы ответить на данный вопрос, нужно искать ответы в истории, в литературе. Чисто мыслительно на них ответить невозможно.

Александер Бобров   16.01.2010 20:16   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Копыленко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александер Бобров
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.01.2010