Рецензия на «Живопись и фотография что у них общего? - 2» (Владимир Копыленко)

Кажется, в течение всего периода сущестования живописи она вела себя так, будто своим итогом видела фотографию. Как только фотография появилась в мире культуры, ее, фотографии, вектором и итогом стала живопись. Кстати, тут же можно заметить, что абстрактная живопись появляется как раз приблизительно в момент распространения технологии фотографии, будто фигуративная живопись, побежденная силой фото, сразу же пожелала отмежеваться от любой зримой предметности.

В иной формулировке, "живопись всегда стремилась стать фотографией, пока не стала ею, а фотография, с момента своего появления, стремится стать живописью.".

Александер Бобров   16.01.2010 09:34     Заявить о нарушении
Уважаемый Александр Бобров!
Вы пишете: "В иной формулировке, "живопись всегда стремилась стать фотографией, пока не стала ею, а фотография, с момента своего появления, стремится стать живописью".
Я полагаю, что так можно предположить, если не учитывать условий, в которых существовала живопись и появилась фотография.
Дело в том, что к моменту появления фотографии живопись "занималась" производством для достаточно состоятельных людей. Поэтому непрерывно предпринимались попытки удешевить производство изображений и, тем самым расширить круг потребителей.
Например, камера-обскура появилась задолго до изобретения фоточувствительных материалов. Более того, в первых образцах камер не применялась оптика. Поэтому утверждать, что живопись всегда стремилась стать фотографией - некорректно. Она стремилась стать доступной все большему числу потребителей. Разумеется, при этом художники вряд ли догадывались о грядущей эре фотографии.
Еще труднее предположить, что фотография стремится к живописи - разные изобразительные средства, разные способы восприятия.

Владимир Копыленко   17.01.2010 16:15   Заявить о нарушении
"Я полагаю, что так можно предположить, если не учитывать условий, в которых существовала живопись и появилась фотография."

Если Вы обратите свой взор к всем известным высшим достижениям живописи на протяжении всей истории искусства, то с удивлением обнаружите, что все они возносятся по уровню своей натуралистичности над всеми картинами, существующими в одно время с ними. Это касается, начиная с древних греков, всех эпох вплоть до 19 века. Натуралистичность изображения принималась в качестве критерия мастерства художника всеми школами на протяжении всего упомянутого периода. Отметьте это.

"Например, камера-обскура появилась задолго до изобретения фоточувствительных материалов."

Камера-обскура не позволяет сама по себе - без высокого мастерства и профессионализма художника - натуралистично отразить объект. Потому, да, она была предтечет фотокамеры, но не могла быть ее заменой.

"Она стремилась стать доступной все большему числу потребителей."

Не так много найдется художников, которые за свою жизнь нарисовали большую массу картин. Есть плодовитые авторы, но - далеко не все мэтры были плодовиты. Да Винчи нарисовал не так много. Впрочем, действительно, можно утверждать, что фотокамера - сублимированное в вещи желание широких масс запечатлеть себя и окружающий мир. Но и натуралистичность фотографии - также - сублимированное желание, как думается, всех мастеров живописи, конечно, кроме того, желающих иметь возможность "моделировать визуальную реальность" по своему желанию (что, кстати, относится к современной фотографии, которая будто начинает стесняться своей честности и прямоты, все более уходя в жанр художественной фотографии, все более пользующейся методологией, ранее принедлежащей живописи).

"Разумеется, при этом художники вряд ли догадывались о грядущей эре фотографии."

Насколько я знаю, в мифах давно ходят байки о "нерукотворных картинах и образах". Отсюда можно сделать допущение, что идея "изображения без художника" не является в истории новой. Я вообще привык думать, что все, что происходит вокруг нас - это реализуемая в вещах, в технологиях сказка.

"Еще труднее предположить, что фотография стремится к живописи - разные изобразительные средства, разные способы восприятия."

Ознакомьтесь с современной художественной фотографией, которая всеми средствами изменяет под себя реальность - "постановочная фотография", "альтернативная фотография" - только бы не быть "честной". К фотографии все чаще применяются методики анализа, обычно принявшиеся для живописи - композиция, глубина, тектоничность и т.п.

Александер Бобров   17.01.2010 19:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Копыленко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александер Бобров
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.01.2010