Рецензия на «Вещий Олег. Колесо или колода» (Нил Максиня)

В 1185 году Игорь Святославович, внук Олега, совершил неудачный поход в донские степи - сюжет «Слова о полку Игореве». Поход этот исторически абсолютно реален, так как о нем упоминается в Ипатьевской и в Лаврентьевской летописях, а одно из центральных событий похода – затмение солнца – приходится по астрономическому календарю на первое мая того же года.
В Крыму до сих пор живут хазары известные под именем крымских караимов или караев. Что нам о них извесно?

Вот, что мне удалось найти:

Современный израильский автор Феликс Кандель рассказывает в «Очерках времен и событий еврейской истории» о том, что рассеянный по западному миру и прилегающим территориям и лишившийся государственности еврейский народ был чрезвычайно удивлен существованию степного иудейского государства.

<В конце девятого века объявился в Испании некий человек по имени Эльдад, который утверждал, что происходит из колена Дана, одного из десяти пропавших колен Израиля. Он сообщил, что четыре колена - Дан, Нафтали, Гад и Ашер - живут богато и счастливо под скипетром еврейского царя в стране Куш (Абиссиния) за легендарной рекой Самбатион. Это известие поразило испанских евреев и привело их в неописуемое возбуждение. Ведь каждому было известно, что десять израильских колен составляли население Израильского царства, а когда оно было разрушено ассирийцами в 722 году до новой эры, их всех угнали в плен - в Ассирию, в Мидию, и с этого момента десять колен Израиля как бы исчезли с лица земли. Их искали, о них создавали легенды.
Эльдад из колена Дана сообщил еще о том, что «колено Шимона и половина колена Менаше обитают в стране кузарим, вдалеке от Иерусалима, на расстоянии шести месяцев пути, и они - многочисленны и неисчислимы, и исмаильтяне платят им дань».

В середине десятого века испанский еврей Хасдай ибн Шапрут узнал от заезжих персидских купцов из города Хорасана, что где-то на востоке, в далеких степях, существует могущественное иудейское государство. Поначалу он не поверил этим купцам, - и, действительно, трудно было поверить, - но вскоре посланцы из Византии подтвердили это сообщение. Есть такое государство в пятнадцати днях пути от Византии, имя ему - ал-Хазар, и правит там царь Йосеф.

"Корабли приходят к нам из их страны, - сообщили посланцы, - и привозят рыбу и кожу и всякого рода товары... Они с нами в дружбе и у нас почитаются... Между нами и ими постоянный обмен посольствами и дарами. Они располагают военной силой, могуществом и войсками, которые выступают на войну по временам".
Хасдай сразу же написал письмо хазарскому царю. Это письмо он направил поначалу с особым посланцем через Византию, но тамошний император полгода продержал у себя посланца и затем вернул его назад, ссылаясь на невероятные опасности, которые подстерегают на пути в Хазарию - на море и на суше. Скорее всего, в христианской Византии просто не желали способствовать сближению европейских евреев с Хазарским каганатом.

Настойчивый Хасдай решил тогда переправить письмо через Иерусалим, Армению и Кавказ, но в этот момент подвернулась оказия - два еврея из Загреба, которые и отвезли его письмо в Хорватию, а оттуда его переслали в Венгрию, затем через Русь - к хазарам.

Хазарский каган Йосеф получил это письмо, и до наших дней дошли два варианта его ответа: краткая и пространная редакции его письма.

«Наши глаза устремлены к Господу, Богу нашему, и к мудрецам израильским, к академии, которая находится в Иерусалиме, и к академии, которая в Вавилонии», - писал каган Йосеф в своем письме.

В конце восьмого - начале девятого века хазарский каган Овадия сделал иудаизм государственной религией.

Еще при Булане, который первым принял иудаизм, многие евреи переселились в Восточное Предкавказье, спасаясь от преследования мусульман. При Овадии, как отмечал арабский историк Масуди,
«много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из Рума (Византии), потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи, чтобы совратить их в христианство».

Евреи заселили целые кварталы хазарских городов, особенно в Крыму. Многие из них осели и в столице Хазарии - Итиле. Каган Йосеф писал про те времена: Овадия "поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал множество мудрецов израильских, дал им много серебра и золота, и они объяснили ему двадцать четыре книги Священного Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв".

Эта реформа Овадии, очевидно, не прошла спокойно. Хазарская аристократия в дальних провинциях восстала против центральной власти. На ее стороне были христиане и мусульмане; восставшие призвали на помощь мадьяр из-за Волги, а Овадия нанял кочевников-гузов.

Византийский император и историк Константин Порфирородный писал об этом:

«Когда у них произошло отделение от их власти и разгорелась междоусобная война, центральная власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, а другие бежали».

Все историки тех времен отмечали веротерпимость хазарских правителей. Арабский географ Истахри писал в «Книге стран»:

«Хазары - магометане, христиане, евреи и язычники; евреи составляют меньшинство, магометане и христиане - большинство; однако царь и его придворные - евреи... Нельзя выбрать каганом лицо, не принадлежащее к еврейской религии».

Арабский историк Масуди писал в книге «Промывальни золота»: в столице Хазарского царства «семь судей, двое из них для мусульман, двое для хазар, которые судят по закону Торы, двое для тамошних христиан, которые судят по закону Евангелия, один же из них для славян, руссов и других язычников, он судит по закону языческому, то есть по разуму».

А в «Книге климатов» арабского ученого Мукаддаси сказано совсем просто: «Страна хазар лежит по ту сторону Каспийского моря, очень обширна, но суха и неплодородна. Много в ней овец, меду и евреев».

Были попытки сделать христианство государственной религией Хазарии. С этой целью отправился туда в 860 году знаменитый Кирилл - создатель славянской письменности. Он принял участие в диспуте с мусульманином и иудеем, и хотя в его «Житии» и написано, что он победил в споре, но каган все-таки не переменил религию, и Кирилл вернулся ни с чем.

После принятия иудаизма у Хазарии сложились самые неприязненные отношения с Византией. Сначала Византия натравила на хазар аланов, затем печенегов, потом киевского князя Святослава, который и победил хазар.

По-разному объясняют сегодня историки причины падения Хазарского каганата.

В интерпретации израильского автора - Русская летопись пишет об этом просто, не вдаваясь в причины:
«В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же это, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и город их и Белую Вежу взял...»

Другими словами, Святослав взял столицу хазар Итиль, взял Семендер на Каспийском море, взял хазарский город Саркел на Дону - он же впоследствии Белая Вежа - и вернулся в Киев.

«Русы разрушили все это и разграбили все, что принадлежало людям хазарским», - писал арабский историк.

После этого еще несколько лет подряд племена гузов беспрепятственно грабили беззащитную землю.

Хазары вернулись вскоре в свою разрушенную столицу Итиль, восстановили ее, но, как отмечают арабские историки, там уже жили не иудеи, но мусульмане. В конце десятого века сын Святослава Владимир снова пошел на хазар, овладел страной и наложил на них дань. И снова города Хазарии были уничтожены, столица превращена в развалины; уцелели лишь хазарские владения в Крыму и на берегах Азовского моря. В 1016 году ГРЕКИ И СЛАВЯНЕ разрушили в Крыму последние хазарские укрепления и взяли в плен их кагана Георгия Цулу, который был уже христианином.

Некоторые исследователи теперь считают, что Хазарский каганат не распался окончательно в конце десятого века, но продолжал существовать как самостоятельное, небольшое государство вплоть до нашествия монголов. Во всяком случае, в одиннадцатом веке о хазарах еще упоминается в русской летописи, как об участниках заговора против князя Олега Тмутараканского, но это последнее упоминание о них в европейских источниках. И лишь в описаниях еврейских путешественников последующих веков Крымский полуостров долго еще называли Хазарией>.

( Цитата по сайту http://jhistory.nfurman.com Имеется также печатная версия книги этих очерков, изданная в Израиле на русском языке)

Ирина Купцова   05.01.2010 01:12     Заявить о нарушении
"Другими словами, Святослав взял столицу хазар Итиль, взял Семендер на Каспийском море, взял хазарский город Саркел на Дону - он же впоследствии Белая Вежа - и вернулся в Киев."

С Цимлянским городищем не все гладко. У Птолемея во 2 веке на месте переправы располагался город Наварис, затем он превращается в Саркел и после разгрома каганата меняет название на прежнее. Странно? Не находите.

Naubaris - составное слово (др. греческ.) - КОРАБЛь (NAV) + ПАРОМ (BARIS). Место переправы в среднем течении Дона только в районе станицы Цимлянской, где, как писал Савельев, наименьший разлив Дона в половодье. На этом месте якобы и находился Саркел.

Недалеко от Цимлянской впадает в Дон река ЧИР - Соргана - Сиргис. Возможно, что река дала название какому-то городищу, называемого Саркелом. Предложу гипотезу, что это Экзаполь - будущая станица Есауловская.

Я привел предположительное название города Наварис в греческом варианте, однако, в некоторых средневековых источниках 16-17 веков его полное название - Nagariziachi (наберите слово в Гугле). Nauaris - сокращение!!! Откровенно читается слово Зикхи, Зикхи - это Черкесы.

Впервые Наварис и Эксаполь упоминаются у Птолемея. Последнее упоминание - 1662 год у посла Майерберга. Капитан Джон Смит бывал в Экзаполисе в 1603 году.

Нил Максиня   05.01.2010 23:46   Заявить о нарушении
"живут богато и счастливо под скипетром еврейского царя в стране Куш (Абиссиния) за легендарной рекой Самбатион."

А откуда известно, что Куш - это Абиссиния? Домысливание переводчика? Константин Багрянородный писал о городе Самбатас возле Киева. Может и Днепр называли Самбатионом? Тогда все становится понятным. Хазария действительно находилась за Днепром.

Нил Максиня   06.01.2010 00:54   Заявить о нарушении
"их всех угнали в плен - в Ассирию, в Мидию, и с этого момента десять колен Израиля как бы исчезли с лица земли."

Выдвину предположение, что их угнали в Крым или Сурож = Ассирию. По Велесовой книге: Солнце - Сурия, а теплые страны должны быть Сурожскими. В Крыму тепло.:)

Нил Максиня   06.01.2010 01:00   Заявить о нарушении
"А в «Книге климатов» арабского ученого Мукаддаси сказано совсем просто: «Страна хазар лежит по ту сторону Каспийского моря, очень обширна, но суха и неплодородна. Много в ней овец, меду и евреев»."

Современная Калмыкия - суха и совсем неплодородна. Полупустыня.:)
Он прав. Только овцам хорошо.:)

Нил Максиня   06.01.2010 01:05   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. Мне кажется в истории столько трактовок и путаницы, что выудить там историческую правду практически невозможно. Но хотелось. По поводу участия хазар в совместных военных походах с русскими войсками проскакивала информация то там то здесь, но куто они - коренное население крымских степей или пришлое - до конца мне кажется не знают даже сами хазары. Ясно одно - они степняки - т.е. жители равнин. Я случаянно оказалась в Евпатрии в тот момент, когда в караимский центр съехались караимы со всего мира. Это было в 2004 году. Закрытое мероприятие, несмотря на заявленную открытость, популяризацию культуры караев, их значительного вклада в военные успехи российской армии. Известно, что караимы считают Петра 1 своим. Они служили в его регулярных войсках и утверждают, что в нём течёт кровь караимов. Судя по одежде и предметам быта, их можно было бы назвать черкесами, так же как и крымских татар - очень схоже, отличие только в головных уборах у мужчин.
Этот материал интересен, как один из вариантов видения истории с малоизвестной нам стороны. Обратите внимание на дату - «В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар...»

Ирина Купцова   06.01.2010 01:38   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку

Ирина Купцова   07.01.2010 23:37   Заявить о нарушении
Какую ссылку? Кстати, а что за подвох в датах похода Святослава?

Нил Максиня   08.01.2010 00:29   Заявить о нарушении
«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь".

«В год 6473 (965) пошел Святослав на хазар...»

В 1185 году Игорь Святославович - сюжет «Слова о полку Игореве».

«Повесть временных лет» о походе Вещего Олега на Царьград - 6415 (907) - Игорь оставлен в Киеве. Затем 6473 (965) пошел Святослав на хазар, а в В 1016 году ГРЕКИ И СЛАВЯНЕ разрушили в Крыму последние хазарские укрепления.

Ирина Купцова   09.01.2010 13:51   Заявить о нарушении
«В год 6473 (965) пошел Святослав на хазар...» и в 1185 году Игорь Святославович ( «Слово о полку Игореве» - разница между между датами слишком велика.

Ирина Купцова   09.01.2010 14:02   Заявить о нарушении
«В год 6415 (907) пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве...» и в 1185 году Игорь Святославович ( «Слово о полку Игореве» ).
Разница между датами 278 лет.

Ирина Купцова   20.01.2010 01:14   Заявить о нарушении
Нил, Вы меня игнорируете.

Ирина Купцова   24.01.2010 19:22   Заявить о нарушении
Нет. Я просто не понимаю вопроса с походами и временными промежутками. Подробнее напишите.

Нил Максиня   24.01.2010 19:34   Заявить о нарушении
Вот интересная параллель. Свендослав = Святослав Игоревич. http://www.proza.ru/2010/01/30/521

Нил Максиня   30.01.2010 14:56   Заявить о нарушении
Нил, спасибо за интересную ссылку. Скопировала, причитаю позже.

Что касается походов и временных промежутков, выходит так, что Игорь Святославович, внук Олега ("Слово о полку Игореве"), воевал в возрасте 278 лет.

Ирина Купцова   30.01.2010 15:22   Заявить о нарушении
Нет, не так. Не верьте датировкам. Древний Рим отодвинут на тысячелетие вниз, а 278 лет соответствует 300-летнему сдвигу у Фоменко. Артефактов все больше. Один только что привел.

Нил Максиня   30.01.2010 16:23   Заявить о нарушении
Святослав - это СВЕТО СЛАВ. Светлый. В переводе на латинский Луций Клавдий.

Я добавил трактовку имени Луций http://www.proza.ru/2009/11/07/857

Нил Максиня   30.01.2010 17:54   Заявить о нарушении
Луций Вер - это лучезарный. Люцифер - Ярило. Дьявол - Deus (бог)+ Волос (Ваал, Велес).

Нил Максиня   30.01.2010 19:09   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Нил Максиня
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Купцова
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.01.2010