Рецензия на «Посмотрев Мастера» (Владимир Павлов)

Фильм очень давно ожидался и, наконец, состоялся. После каждой серии, которую смотрели семьей (даже дочь специально приходила, хотя и живет отдельно, но, благо, недалеко) и после каждой серии обсуждали долго и заинтересованно.
Поделюсь некоторыми из моментов обсуждения.
Первая серия. Да, Пилат уж слишком стар. Те изображения Пилата, каким он обычно представляется – всадник, воин, с бычьей шеей и быковатым взглядом (примерно как Марк Крысобой, но только не с изуродованной физиономией) идут вразрез с образом, созданным Лавровым. Тут есть нюансы – прокуратор должен быть сравнительно молод, чтобы еще продолжать бояться за свою карьеру, но уже достаточно мудр, чтобы понять, ЧТО ему говорит бродячий философ. На мой взгляд, Пилат не должен выглядеть так, как привычные римские статуи. Впрочем, в Музее Ватикана я видел картину, где Пилат – обобщенный образ римского военачальника (кстати, в синих чулочках. вы, помнится, возмущались красными колготками на подагрических лавровских ножках), таков он и у Ге, а вот у Тинторетто Пилат – бородатый старик.
Возможно, Лавров уже СЛИШКОМ стар, чтобы быть Пилатом. Вероятно, будь Пилат в столь преклонном возрасте, наплевал бы он и на кесаря, и на первсвященника. Но он еще не готов, он еще труслив. Труслив не телом, но духом еще боязлив. Но давайте вместо критики выбора Бортко попытаемся предложить кого-то. Кого? Кто мог бы заменить Лаврова? И не был бы тот, кого мы предложим, так же неподходящ, поскольку все мы видим разное в романе и персонажей видим разных?
Кто-то Христа представляет в виде иконы Нерукотворного Спаса, а кто-то в образе Яна Гилана в постановке “Jesus Christ – Superstar”. Я считаю, что одним из выдающихся изображений облика Христа является «Христос в пустыне» Крамского - сосредоточенность на внутреннем мире, скорбь и раздумья.
Не так давно был сериал о Есенине с Безруковым. В одном из разговоров о сериале (Есенин) я заявил, что Безруков хорош взглядом (наивным, печальным и озорным одновременно – но это тема отдельно обсуждения). Здесь Безруков, по-моему, был весьма хорош. Удачный грим (у меня впечатление, что картина Крамского имелась в виду при разработке грима). И взгляд. Взгляд был очень выразительный. Бог его знает – линзы там контактные, еще что-то, но он был ОЧЕНЬ хорош. слов-то у Иешуа мало, а взглядом Безруков показал очень много. Взгляд его скорбный, но любящий

Воланд. Да, он староват. Пожалуй, в нем маловато куражу (лихо заломленных беретов), но… вот какие рассуждения рождались у нас на кухне после очередной серии.
Сатана! Враг рода человеческого! Враг ли он?
Взгляд Воланда не таков, как у Иешуа. Он не скорбный и не любящий. Но он не злобный. Он СОКРУШЕННЫЙ! В наших кухонных обсуждениях мы пришли к выводу, что СВЕРХзадача Сатаны – это Добро. Он хочет, чтобы люди не поддались, не искусились. Его средства жестоки. Он испытатель (искуситель), но он страдает, когда люди не выдерживают испытания, поддаются его искушениям. Если Христос страдает от того, что Любовь не проникает в сердце людей, то Сатана тоже страдает, от того, что зло легко находит туда дорогу.
Важен антураж при экранизации?
Да, важен, но мне показалось, что сокрушенность и усталая обреченность во взгляде Басилашвили удалась. А уж семьдесят ли лет Сатане (САТАНЕ!!!) или сорок – это совсем не важно – он может быть любым. Это же Сатана.
У меня есть близкий друг – он настоятель одной из московских церквей (мы учились когда-то в МГУ вместе), мы часто с ним беседуем. Я его спросил
– Отец Андрей, но вот Сатана, ведь Бог ему попускает? Да?
- Да, Бог ему попускает, потому что земная жизнь, это испытание.
Не буду приводить диалог наш со священником, потому что боюсь - перевру что-то, не правильно перескажу, не домыслю, представлю умного отца Андрея в каком-то искаженном виде (преломленным через мое понимание), но главную мою мысль он, вроде бы, подтвердил – Сатана ХОЧЕТ добра, только пользуется средствами достижения добра неблагими.
Мне показалось, что эта мысль в исполнении Басилашвили прослеживается четко.

Маргарита. После того, как актриса примелькалась, в «Ментах» что ли? было несколько неожиданно ее увидеть Маргаритой, но мне она понравилась. В самом начале их романа с Мастером оператором были выбраны очень удачные ракурсы. Лицо со скорбным изгибом рта, но чувственное. Актриса хорошо играет взглядом при превращении в ведьму. Вот этот вот восторг (как тут принято говорить – макабрический, когда тебе смертельно страшно и от этого испытываешь губительный восторг – вот этот жуткий восторг – его сравнить не с чем, ну, я не знаю, тельняшку на груди порвать, ленточку от бескозырки в зубы и идти в полный рост на пулемет – может быть, это какое-то подобие смертельного восторга?).

Мастер. Честно сказать, актер мне помнился лишь по старому фильму «Трактир на Пятницкой» и, по-моему, еще каким-то производственным драмам. Мне трудно сказать, таким ли я его представлял. Но Бортко представил его таким и таким он тоже может быть.

Фагот. Абдулов? Ну, Абдулов – играет он неплохо.

Люблю Филиппенко. Мастер мимики, интонации и взгляда. Мне кажется, безусловно хорош.

Кот. Ну да, выглядело несколько… как бы… ну как на детской елке, где наряжены артисты мишками, волками, лисичками. Видна некоторая кукольность и неправдоподобность. Но разве он кот? Я не читал, но слышал, что, вроде, Бортко пробовал компьютерного кота, настоящего живого и вот такого ряженого. Я не знаю, какой из вариантов был бы лучше, но Бортко решил, что вот такая некоторая условность (а ведь он же НЕ КОТ) лучше всего. Имеет право думать так. Меня не сильно угнетала плюшевость кота, да и бюджет фильма, наверное, не в последнюю очередь влиял.

Бездомный! А вот хорош Галкин. Он слишком уж везде на экране, но типаж его именно таков – русопятый, молодой, не отягощен «лишними» раздумьями и потом обретение чего-то нового, ранее непостижимого – это трасформирует его облик – от безумства к усталой болезненной мудрости.

Берия. НЕТ в титрах Берии. есть Человек во Френче. Да, Гафт в пенсне, да, говорит с акцентом, да, по Москве ездят Эмки (М-1), которых в то время не было, да, дважды звучит музыка из к.ф. «Светлый путь», что явно не вяжется по времени, но вольно же зрителю считать персонаж Гафта Л.П. Берией (Гафт играл Берию в «Пирах Валтасара» и, отождествляется с человеком во френче здесь, у Бортко), но впрямую нигде это не указывается.
Конечно, сцена эпилога, где человек во френче говорит речь перед толпами НКВДистов, еще раз дает посыл на эпоху уже тридцатых годов.

Очень долго ждал скачки на конях, и хотя я знал, что кони у Булгакова вороные, но отчего-то мне хотелось, чтобы и здесь режиссер ушел от авторского текста, и четыре потусторонних героя скакали бы на конях «конь бел, конь черен, конь рыж и конь блед» - всадники Апокалипсиса. Ну думалось мне, что так должно бы быть – Азазелло – дух смерти – на коне блед, рыцарь Фагот – на белом, Воланд «с мерою в руке своей» - на вороном, Бегемот – на рыжем. Не знаю, казалось, что это будет, хоть и отступлением, но еще одной аллюзией. Примерно такой, какую использовал Элем Климов, назвав свой фильм «Иди и смотри», фильм сокрушающий. Но нет, здесь Бортко остался верен первоисточнику.

Когда на экран вышел «Идиот», мне показалось, что Бортко, как мастер камерных сцен, мастер крупных планов и небольшого числа персонажей, откровенно слабее в сценах массовых. Ну, например, в сцене сжигания денег Настасьей Филипповной, сцене многолюдной, была видна механистичность и искусственность, неживость сцены. Мошков в этой сцене стоял дурак дураком и все остальные тоже, а ведь Рогожину ведь смерть, как хочется и он смерть как боится, что не выйдет. И вот групповая мизансцена (мне кажется) не удалась. Примерно то же мы видим и здесь. Мне кажется, что групповые мизансцены, управление игрой актеров в большой группе у Бортко получаются слабее. Не говорю, что плохо, но слабее…
Зато в крупных планах он хорош…

Вот примерно так я думаю про премьеру.
Все же она удалась. А недостатки – есть, у кого их нет, тем более в таком деле, как субъективное видение произведения, где каждый видит по-своему.


Кино не заменяет роман. Это одно из вИдений романа.

Вот не так давно Михаил козаков озвучил ту часть романа, которая касается только библейских времен (только историю Иешуа и Пилата). Блестяще прочитал. Я слушал аудиодист в его моноспектаклем "Евангелие от Мастера" с интересом и благодарностью артисту. Все по тексту, но его, Козакова, прочтение не такое, как мое, или Ваше. Нюансы переживает читатель, зритель. кого-то трогает одно, кого-то иное.

Но вот, зная постановку Козакова, я прикидывал - есть ему место в фильме Бортко? Не находил.

У нас на Юго-Западе Москвы есть театр, где играл (до своей безвременной смерти) Виктор Авилов - обладатель совершенно демонической внешности. Подошел бы, будь он жив, на роль в фильме? А вот, думаю, что и нет, не подошел бы - слишком ярка фактура, возможно она затушевывала бы смысл.

В общем, спорить о фильме можно, но фильм (мне кажется) сильный.

Впрочем, новогодние возлияния, возможно, не позволяют мне сказать то, что сказать хотел бы.

Лесничий   02.01.2006     Заявить о нарушении
слава те господи! хоть какое-то у людей "событье"! культурный шок! и дочь приходила!
)

Софья Олеговна   02.01.2006 04:05   Заявить о нарушении
На месте Пилата-Лаврова....я представляла себе А.Пороховщикова. Согласитесь - стопроцентное попадание по типажу. Но вот попал бы Пороховщиков по темпераменту? Вопрос. А Лавров попадает. Сидит себе тихий старичок, закрыв глазки, так и кажется - сучит ножками как паучок в центре паутинки. И вдруг - горло вздулось, лицо исказилось и - "Нет и не будет на земле власти лучше, чем власть Кесаря!" - во всю мощь военначальничьей глотки.

Коровьев-Фагот...Абдулов хороший артист. Даже очень хороший. А по мне так Александр Лыков ближе к Коровьеву - у него более "хулиганистый" имидж.

Воланд. Сложно сказать. Басилашвили прекрасно в образ вписался. И сыграл именно "злую мудрость". Все проделки свиты Воланда сопровождает внимательный изучающий взгляд - что заслуживают ЭТИ люди? Света? Покоя? Или небытия?
Пожалуй, единственный актер, кто мог бы сыграть Воланда на том же уровне, но с иным (вероятно) подтекстом - это покойный Леонид Марков.

"Мастер и Маргарита" - на мой взгляд - величайший русский роман не только 20, но и всех предыдущих веков. Экранизировать его ..ну все равно что экранизировать Библию. Сколько я видела разных экранизаций на библейские темы - все они смотрятся всего лишь ожившими картинками, не более.
Фильм Бортко заставил миллионы людей отложить в сторону желтую прессу, кроссворды, бизнесобзоры и взять в руки Первоисточник - роман Булгакова. Уже за это ему спасибо.

ЗЫ.А фильм мне понравился.

Августина Нахалко   02.01.2006 10:53   Заявить о нарушении
Да, согласен с обоими типажами, Вами предложенными. Пороховшиков действительно очень подходит по фактуре - в нем есть такая римская скульптурность. Но теперь он уже тоже не молод, но помоложе Лаврова, конечно.
Леонид Марков - блестящий был артист, обладающий (в свое время широко применялся термин "отрицательное обаяние", термин, который теперь я как-то не слышу)
Лыков хорош, но уж больно носатенький, при описании его тогда следовало бы говорить не "клетчатый", а носатый. Хотя артист он хороший.

Мне тоже фильм понравился, но нюансы можно было бы обсуждать - я так понял, что Владимир и вывесил этот пост для обмена мнениями.

Лесничий   02.01.2006 11:07   Заявить о нарушении
Кстати, мне показалось, что Афрания, начальника тайной службы озвучивал тоже Басилашвили, или актер с очень похожим голосом. если это Басилашвили озвучивал, то вот еще один не сразу выявляемый нюанс. Сатана же был у Пилата. Был в ином облике, но с тем же голосом. Мастером тайных дел. Сильный нюанс.

Лесничий   02.01.2006 11:57   Заявить о нарушении
Согласен, насчет, Пороховщикова. Актер с потрясающим внутренним голосом. Жаль, преждевременной смерти наших прекрасных актеров – Виктора Авилова, Владислава Дворжецкого. Помните его генерала Хлудова? Вот, кто настоящий Воланд! В одной передаче на НТВ показывали отрывки из старого фильма Юрия Кары, где Пилат - еще не старый М. Ульянов с римским профилем, на фоне старого Иерусалима. Там же Филиппенко в роли Фагота и Стеклов в роли Азазелло. Стеклов – 100% попадание! Да и Воланд в исполнении Гафта очень удачен. Никоненко – Степа Лиходеев, по-настоящему смешон, Босой – Л. Куравлев, эдакий наглый, веселый и вороватый управдом

Владимир Павлов   02.01.2006 12:47   Заявить о нарушении
Светлана!
Этой фразой я только хотел подчеркнуть, что Мастер и Автор одного возраста, а далее моя мысль движется к утверждению, что время действия романа происходит в 1929 году, тем более, что Булгаков действительно начал его писать в это время. Тому, достаточно документальных подтверждений. Галибин действительно старше Мастера. Я с ним разговаривал в конце семидесятых годов (работал тогда на Мосфильме). Ему сейчас примерно лет 55, но это не бросается в глаза. Я, частично, разделяю мнение Августины Нахалко: "Мастер и Маргарита" - на мой взгляд - величайший русский роман не только 20, но и всех предыдущих веков. Экранизировать его ..ну все равно что экранизировать Библию. Сколько я видела разных экранизаций на библейские темы - все они смотрятся всего лишь ожившими картинками, не более».
На меня большое впечатление произвели фильмы Дзефирелли и Гибсона, особенно последний. У каждого из нас свой Мастер, Иешуа, Воланд и его свита. Я помню, то оглушающее впечатление, которое на меня произвел «Мастер» при первом прочтении и, не расстаюсь с этим романом, по сей день. Перечитал все, что возможно о Булгакове и его творчестве, все доступные варианты «Мастера», много раз бывал в нехорошей квартире. Мне жаль, что такое большое количество людей, особенно молодежи, не читали до этой экранизации, «Мастера и Маргариты». Как многого они были лишены!

Владимир Павлов   02.01.2006 18:46   Заявить о нарушении
Я все-таки не теряю надежды, что фильм Юрия Кары дойдет до нашего зрителя. Тогда и сравним игру Безрукова и Бурляева, Басилашвили и Гафта, Лаврова и Ульянова, Ковальчук и Вертинской.

Владимир Павлов   02.01.2006 18:49   Заявить о нарушении
О, нет-нет!
Ни Авилов, ни Дворжецкий на роли Воланда не подходят. Это великолепные актеры, но только не для этой роли. Мне кажется, Авилов был бы прекрасен в роли Мастера - больные глаза, сорваный голос.
Я пыталась найти среди современных сорокалетних актеров кого-либо на роль Воланда или Пилата...Просто перебирала в памяти. Удивительно...никого не нашла. Нет актеров, способных сыграть эти роли. То есть актеры есть - нет той внутренней силы, скрытой мощи, которую прекрасно показывают Басилашвили и Лавров.

Августина Нахалко   02.01.2006 18:55   Заявить о нарушении
Была такая гениальная женщина-режиссер Лариса Шепитько, поставившая потрясающий фильм "Восхождение". Его в свое время называли "Евангелием от Ларисы". В главной роли снялся молодой актер Плотников, с глазами Иешуа. Ей бы такой фильм был под силу.

Владимир Павлов   02.01.2006 20:07   Заявить о нарушении
О-о! Насчёт Вертинской и Ковальчук я даже спорить не буду! Я не видела фильм Кары, хотя очень много о нём читала. Но, даже не видя его, могу представить, какова Маргарита в исполнении Вертинской! Вот где попадание должно быть стопроцентным!

Светлана Малышева   02.01.2006 21:10   Заявить о нарушении
Владимиру
Разумеется, можно спорить о том, что представление Бортко о романе не таково, как Вы его видите. Можно сравнивать Ульянова с Лавровым (полагаю, что Ульянов был весьма неплох в спектакле "Цезарь и Клеопатра", профиль у него римский, лицо каменное - актер он великолепный и выбор режиссера, думаю, базировался на этой его актерской работе), можно сравнивать глаза Вертинской (влекущие и порочные) с глазами (Ковальчук, Вы говорите? - не знал фамилию). Но все это от того, что мы САМИ В СЕБЕ представляем героев романа (многажды перечитанного и каждый раз с новыми находками и новыми интонациями и тонкостями).
НИ ОДНА экранизация не даст нам того, что мы видим САМИ.
Вот есть несколько музыкальных произведений (из "Картинок с выставки" М.Мусоргского, из Вивальди, из Чайковского), которые у меня совершенно определенно, в башке моей, ассоциируются с видеорядом. Была бы возможность - снял бы видеоклип (НО НЕ ДО КОНЦА отражающий все то, что я вижу), а другой бы посмотрел - надо же, хренота какая!!!

Лесничий   03.01.2006 11:15   Заявить о нарушении
Да, роман настолько велик, что у многих сложилось свое, глубоко личное мнение о нем и его героях. Это настолько так запало в душу, что трудно адекватно принять чужое вИдение.

Владимир Павлов   03.01.2006 23:27   Заявить о нарушении
Лесничему.
Ах, как хорошо Вы сказали о Сатане! Мне особенно приятно это было прочитать, так как в Ваших словах нашел подтверждение собственным мыслям. Да, земная жизнь - это испытание, у Вас - "Бог ему попускает", у меня- "Бог не вмешивается".Вы можете с этим ознакомиться, прочитав на моей страничке заключительную часть "Антологии российского пьянства".

Геннадий Николаев   05.01.2006 17:07   Заявить о нарушении
Лесничему.
Ах, как хорошо Вы сказали о Сатане! Мне особенно приятно это было прочитать, так как в Ваших словах нашел подтверждение собственным мыслям. Да, земная жизнь - это испытание, у Вас - "Бог ему попускает", у меня- "Бог не вмешивается".Вы можете с этим ознакомиться, прочитав на моей страничке заключительную часть "Антологии российского пьянства".

Геннадий Николаев   05.01.2006 17:07   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Павлов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лесничий
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.01.2006