***

Нина Писарчик: литературный дневник

Бурная экскурсионная жизнь продолжается, хотя я пропустила ряд походов. Сегодня вот возжелала посетить очередные трущобы, хранящие память о былом. Если прошлый раз была богатая некогда Турундаевсквая слобода, то сейчас - "чёрная" Обуховская слобода на противоположном конце города, в болотистой местности. Говорят, раньше здесь жили исключительно кузнецы, специализировавшиеся на ремонте дореволюционного транспорта - от карет до телег. А далее располагался квартал "красных фонарей" и прочего сброда без определённого места жительства и рода занятий.
Случилось так, что именно здесь в позапрошлом веке пролегли две параллельные (именно в этой точке), а затем расходящиеся в разные стороны железнодорожные ветки - одна на Север - в Архангельск, другая - на запад, в С.-Петербург. Бывшие ремонтники гужевого транспорта (точнее, их потомки) стали мастерами-ремонтниками транспорта железнодорожного, для чего были выстроены в начале 20-го века (до революции) красивые (похожие на Версаль) краснокирпичные корпуса Вагоно-ремонтного завода. Завод работает до сих пор, в одну только смену (не в две, как раньше), но два гудка в день подаются по-прежнему, по просьбе трудящихся. Ранее окрестные жители не имели часов: заводской гудок будил утром, потом требовал на смену, возвещал об обеденном перерыве, о конце смены и начале другой, об "обеде" и окончании второй смены... Да и проходящие по расписанию поезда помогали жителям ориентироваться не только в часах, но и минутах.
Вблизи завода была товарная станция, поэтому улица, к ней тянущаяся, называется Товарной, и весь поток прибывавших в город товаров следовал по ней, чаще своим ходом, от крупного рогатого скота до военной техники. Сейчас улица Товарная - вне временных рамок. Несколько оставшихся деревянных домов признаны аварийными (странно, что их не спешат расселить по известной "Программе"), живут тут старики-путейцы, носят воду из колонки, сажают огороды, слушают оглушительный грохот проходящих вплотную поездов, но человек - единственное животное, привыкающее ко всему. Улица когда-то была заасфальтирована, но в советские восьмидесятые партия танков, прибывших на железнодорожных платформах для вологодских гарнизонов, разбила асфальт в крошево - танки следовали на собственных гусеницах.
Ну, а наша экскурсия следовала по давным-давно разбитой дороге вдоль железнодорожного полотна. И притопала к чистенькой типовой (советского периода) станции "Вологда-2", где когда-то останавливались пассажирские поезда. А сейчас здесь девственно чистая платформа, на которой и нагнал нас ливень (повторно за время экскурсии). Первый, с грозой, мы переждали ещё в городской черте, на крылечке деревянного двухэтажного дома образца 1929 года, которым и поныне предовольны его жильцы, получившие в результате благоустройства даже ванные комнаты, при идеальной деревенской жизни, в результате чего их дети-москвичи приезжают сюда охотнее, чем на моря.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.06.2019. ***
  • 22.06.2019. ***
  • 12.06.2019. ***
  • 06.06.2019. ***