***

Татьяна Вика: литературный дневник

Послания.


1. Господь намерения целует.


1 октября 1846 года в селе Силиврия, в восточной Фракии, у Димоса и Василики Кефалас родился пятый ребенок, при крещении нареченный Анастасием. Воспитанный в атмосфере духовного чтения и молитвенных песнопений мальчик мечтал учиться, чтобы нести людям полюбившиеся ему божественные истины, и даже бедность, граничащая с нищетой (его отец потерял зрение), не помешала ему осуществить мечту.


Малым ребенком Анастасий влезал на стул и повторял услышанную в храме проповедь и с семи лет записывал в самодельную тетрадь святые слова.


Отсутствие школы и крайняя нужда вынудили Анастасия направиться в Константинополь. С благословением матери четырнадцатилетний отрок пришел в порт, где попросил капитана небольшого парохода взять его в качестве бесплатного пассажира, но тот сказал ему с усмешкой: “Пойди, парень, прогуляйся, а потом приходи!” И Анастасий остался на причале... А пароход не трогался с места. Капитан прибавил обороты, но судно не двигалось... Случайно посмотрев на причал, капитан заметил умоляющий взгляд Анастасия. “Поднимайся!”, – крикнул он мальчику. Тот стрелой влетел на судно! И корабль сразу двинулся в путь.


2. Послание Богу.


Оказавшись в Константинополе, Анастасий принялся подыскивать работу. В часовой мастерской было место, но он счел плохим ремеслом чинить то, что ломали другие, и выбрал тяжелую работу на табачной фабрике. Жил он в такой бедности, что решил... написать Господу. И написал: “Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя”. Запечатал его, подписал конверт: “Господу Иисусу Христу на Небеса” и отправился на почту. По дороге ему встретился сосед-торговец, который тоже шел на почту.


– Анастасий, давай твое письмо, я его отправлю.


Подойдя к почтовому ящику, торговец обратил внимание на адрес, вскрыл конверт и прочитал письмо. Расстрогавшись, он набросал на бумаге несколько слов и, вложив деньги, он послал ответ Анастасию, который уже через день пришел на работу в новой одежде. Увидев это, хозяин обвинил Анастасия в краже и начал безжалостно избивать. На крик прибежал тот самый сосед-торговец и обо всем рассказал жестокосердному хозяину мальчика.


Таким трудом Анастасий зарабатывал свой хлеб и помогал семье.



Малая крупица святости перевешивает тонны человеческой мудрости. Ни суета, ни соблазны и “удовольствия”, которых всегда вдоволь в большом городе не отвлекали юношу от молитвы, от церкви, занятий и работы.




Благодаря усердию в чтении, Анастасий собрал огромное количество текстов, мыслей и изречений из Священного Писания, трудов святых Отцов и философов. То, что ему казалось полезным для близких, он переписывал на табачной бумаге. В прологе своей книги, озаглавленной «Кладезь священных мыслей», святитель Нектарий говорит по этому поводу: “Настоящий труд является результатом долгой и упорной работы, вызванной давним желанием распространить те знания, которые имеют душеполезный смысл... За неимением денег я не мог их опубликовать. Однако мне удалось найти способ обойти эту помеху, используя в качестве рекламных листков сигаретную бумагу константинопольских табачных торговцев. Идея показалась мне удачной, и я сразу же взялся за осуществление. Я ежедневно переписывал на большое количество таких листков собранные мною мысли. Таким образом, любопытные покупатели могли, прочитав их, поучаться всему мудрому и душеполезному...”


Желая продолжать учебу, Анастасий со временем вынужден был оставить свою работу. Он нанялся в качестве школьного лаборанта в один из константинопольских колледжей, входивший в юрисдикцию храма Гроба Господня и, преподавая в нем в начальных классах, имел возможность обучаться в старших.


Однажды ему захотелось поехать в родные места, в Селибрию, чтобы отметить там Рождество Христово. Он сел на парусный корабль, ибо дороги в то время были плохими и редкими. В пути разыгрался настолько сильный шторм, что корабль чуть не потерпел крушение. Многие путешественники роптали на Бога. Анастасий же, ухватившись за провисшие паруса, из глубины сердца взывал к Господу: “Боже мой, спаси меня. Я буду учить богословие, чтобы заставить молчать тех, кто хулит Имя Твое Святое”. Внезапно шторм прекратился и корабль, целый и невредимый, вошел в порт раньше намеченного времени.
===
«Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя». Завершив свое краткое послание, мальчик положил его в конверт, на месте адресата написал «Господу Иисусу Христу на Небеса» и отправился на почту.
====
Анастасий, так звали этого мальчика, был совершенно одиноким, полунищим 14-летним подростком, который приехал в Константинополь (ныне — Стамбул) на заработки. На полученные деньги мальчик надеялся оплатить свое дальнейшее обучение и понемногу финансово поддерживать своих бедных родных, которые остались во Фракии (Восточные Балканы). Он сумел устроиться в табачную лавку. Денег у него оставалось так мало, что ему не на что было купить себе новую одежду и обувь взамен имеющихся – уже пришедших в негодность. И тогда, Анастасий решил написать Тому, Кто, как думал мальчик, только и может помочь ему в его беде.


По дороге на почту он встретил торговца, лавка которого находилась по соседству с табачной лавкой, где работал Анастасий.


– Куда ты идешь? – спросил он Анастасия.


Тот, смутившись таким неожиданным вопросом, стал бормотать что-то несвязное про необходимость отправить письмо. Торговец сказал, что может сам отправить его. Мальчик, не раздумывая, протянул ему конверт и в приподнятом настроении вернулся домой.


По дороге торговец заметил необычный адрес на письме. Не в силах побороть любопытство, он вскрыл конверт и прочитал написанное детским почерком послание. Торговец тут же взял карандаш, набросал краткий ответ и, вложив в конверт деньги, отправил письмо обратно.


На следующий день счастливый мальчик пришел на работу в новой одежде. Но его хозяин заподозрил своего работника в краже. Он стал колотить несчастного, требуя, чтобы тот немедленно во всем признался. Но мальчик лишь беспомощно кричал, что эти деньги послал ему Бог. От такого ответа хозяин рассвирепел еще больше. К счастью, на громкие крики прибежал тот самый сосед-торговец. Он отвел разгневанного хозяина лавки в сторону и рассказал ему о необычном письме. Так, конфликт был улажен, а честь мальчика спасена.


День за днем Анастасий продолжал упорно трудиться, высылая деньги семье. Все свое свободное время он употреблял на чтение Священного Писания, трудов отцов Церкви, некоторых философов. Так как денег на бумагу или тетрадь у него не было, важные и полезные мысли Анастасий выписывал на бумаге для табака. До конца не ясно, была ли это бумага для самих сигарет или же святой писал на бракованных картонных пачках для табака.


Ясно одно. Позднее эти записи вышли в виде книги «Кладезь священных мыслей», в прологе которой написал следующее: «Настоящий труд является результатом долгой и упорной работы, вызванной давним желанием распространить те знания, которые имеют душеполезный смысл… За неимением денег я не мог их опубликовать. Однако мне удалось найти способ обойти эту помеху». Он пишет, что собирал обрывки сигаретной бумаги, делал на них выписки, а затем показывал их посетителям лавки. «Таким образом, любопытные покупатели могли, прочитав их, поучаться всему мудрому и душеполезному».


В конечном счете, Анастасий сумел получить образование. Семь лет он проработал учителем в школе на острове Хиос, а затем принял монашеский постриг с именем Нектарий и стал епископом. А сегодня он известен всему христианскому миру как святитель Нектарий Эгинский (1846–1920).


Могли ли многочисленные клиенты табачной лавки, затерянной на шумных улицах огромного Константинополя, подумать, что работавший в ней 14-летний мальчик станет великим греческим святым? Его пример удивителен тем, что, столкнувшись с жестокостью взрослой жизни в таком раннем возрасте, он, подобно знаменитым героям романов Чарльза Диккенса Оливеру Твисту и Дэвиду Копперфильду, остался внутреннее невредимым. Святитель не стал, как поётся в известной песне, «прогибаться под изменчивый мир», а наоборот – сам попытался его изменить, так что даже табачная бумага в его руках превратилась в способ распространения полезных для человеческого ума и души мыслей.







Благочестивые родители








Один чудесный случай в забытой горной деревне на Пасху
– Несколько лет назад жители одной из горных деревень Эгины остались без священника, – сестра сделала длинную паузу и набрала легкими воздух, будто собиралась брать невидимую высоту. – Время шло, а нового священника все не назначали. Наконец настал Великий пост, и крестьяне заволновались. В Греции в первую и последнюю неделю Святой Четыредясятницы прекращается работа и учеба – Эллада молится. Везде приспускаются флаги – как траур о распятом Христе, люди ежедневно стоят на длинных Великопостных службах, ходят крестными ходами по всей округе парафии, держат строгий пост без елея, а многие вообще не вкушают. Остаться в это время без священника для прихода вещь немыслимая.
Посоветовавшись, крестьяне решили написать просительное письмо правящему архиерею епархии. «Святый Владыка, – умоляли обитатели деревни, – пришлите нам священника хотя бы на время Страстной недели и Пасхи. Чтобы мы могли достойно приготовиться, покаяться, помолиться и радостно со всем миром встретить Светлое Христово Воскресение. Не оставьте нас сиротами, Святый Владыка, не забудьте о нашей скорби. Пришлите нам иерея, которого благословит Ваше Высокопреосвященство».
Епископ прочитал письмо и на ближайшем епархиальном собрании в череде других вопросов огласил просьбу мирян Эгинского селения: «Кто сможет поехать, отцы, в эту деревню?» Но каждый из присутствовавших объяснял свою занятость и называл причину, почему поехать не сможет. Затем собрание перешло к другим вопросам, и письмо горцев оказалось засыпано ворохом других бумаг. А потом о нем просто забыли по причине многих хлопот и приготовлений к приближающейся Пасхе.
Наконец настал Великий День Воскресения Христова, который в Греции чрезвычайно празднично и торжественно встречают всем миром. Православие – официальная религия Эллады, и здесь это еще и государственный праздник, который отмечается с участием не только церковной, но и правительственной иерархии. Прошла первая праздничная седмица, епархиальные служащие вышли на рабочие места, и вскоре архиерей обнаружил на своем столе новое письмо из горной деревни. «Святый Владыка! – писали крестьяне. – Нет слов, чтобы выразить всю нашу благодарность и сердечную признательность за Ваше пастырское участие и помощь нашему приходу. Будем вечно благодарить Бога и Вас, Святый Владыка, за благоговейного священника, которого Вы нам прислали, чтобы встретить Пасху. Никогда нам еще не приходилось молиться с таким благодатным и смиренным слугой Божьим...»
Ближайшее епархиальное собрание архиерей начал с вопроса: «Кто из священников ездил в деревню, из которой прошлый раз зачитывалось письмо?» Все молчали, никто не отозвался. Великое недоумение и горячее любопытство овладело святителем. Через несколько дней каменистые горные дороги острова Эгина клубились пылью – в загадочное село мчался архиерейский кортеж. Впервые в жизни в эту забытую деревню приехал Владыка с пышной свитой. С пасхальными куличами, кулуракией, крашенками и цветами их встречали жители в полном составе от старого до малого и торжественно проводили в небольшой старинный храм.
Владыка взял журнал, торопливо пролистал страницы и прочитал: “Нектарий, Митрополит Пентапольский”


Все греческие священники считаются госслужащими, и каждый обязан оставлять запись в специальном церковном журнале, даже если служил в храме единожды. Архиепископ приложился к чтимой храмовой иконе и сразу прошел в алтарь. В открытые Царские Врата все видели, как он взял журнал и подошел к высокому узкому окну. Торопливо пролистав страницы, он повел пальцем по последней строчке. «Нектарий, Митрополит Пентапольский» – красивыми чернилами было выведено там. Владыка уронил журнал и упал на колени, где стоял.
Известие о великом чуде громом небесным поразило всех стоявших в храме. Долгую звенящую тишину оборвал шквал захлестнувших чувств. Люди падали на колени, воздевали руки горе, обнимались, рыдали, громко благодарили Бога и святого Нектария. Только теперь каждый из присутствующих начинал понимать, что произошло. Господь Вседержитель, услышал слезное воздыхание сердца Своих верных овец, оставленных в печали в далеком маленьком селении у вершины горы и послал к ним великого пастыря из Царствия Небесного. Владыка земной по немощи забыл о вверенном малом стаде, но не забыл о нем Владыка Неба и Земли. Теперь они знали, что такое момент Истины. Целую неделю святитель Нектарий, почивший в 1920 году, был плотию с простодушными пастухами и их семьями, служил в храме, водил их Крестными ходами, возглавлял в ночи торжественные траурные шествия-эпитафии с Гробом Господним, пел с ними гимны и молитвы, утешал, наставлял. Никогда и ни от кого они не слышали таких слов о Боге. Казалось, этот старенький геронда с мягким голосом знал Его лично.
Только тут народ понял, почему все это время неземная радость переполняла их сердца. Почему слезы покаяния и умиления текли рекой, и никто их не сдерживал и не стеснялся. Почему им не хотелось есть, не хотелось спать, а только – молиться с этим дивным добрым батюшкой. Икона святителя Нектария находилась в их храме на почетном месте, но никто из них его не узнал. Сие Господь сокрыл от них.
Христос послал святителя Нектария встретить Пасху с пастухами не только потому, что эта местность была в «зоне его ответственности». Существуют на то и другие причины...
Его преследовали, обвиняли во взяточничестве, интригах и даже блуде. А как-то его застали моющим пол в школе
Многие годы великий святой Вселенской Церкви Нектарий Эгинский был нещадно гоним. Он подвергался чудовищной клевете со стороны части духовенства, терзаемого ревностью и завистью к его талантам и народной любви. Его преследовали, на него писали тома доносов, обвиняли во взяточничестве и блуде. По милости Божьей он стал выдающимся богословом, плодовитым писателем и проповедником и рано был возведен в епископский сан. Нектарий оставался самым заметным, самым образованным, самым увлеченным и безукоризненным.


1 октября 1846 года в селе Силиврия, в восточной Фракии, у Димоса и Василики Кефалас родился пятый ребенок. При крещении мальчик получил имя Анастасий.


Родители воспитывали своих детей в любви к Богу: с ранних лет обучали их молитвенным песнопениям, читали духовную литературу. Анастасию больше всего нравился 50-й псалом, он любил многократно повторять слова: "Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся". Он мечтал получить христианское образование, но, закончив начальную школу, вынужден был оставаться в родном селе, так как в семье не было денег, чтобы послать его на учебу в город.
Когда Анастасию исполнилось 14 лет, он упросил капитана судна следовавшего в Константинополь взять его с собой...


В Константинополе юноше удалось устроиться на работу в табачный магазин. Здесь Анастасий, верный своей мечте — духовно помогать ближнему, начал писать на кисетах и обертках табачных изделий изречения святых отцов. На мизерную зарплату было невозможно полноценно питаться, а о покупке одежды не могло быть и речи. Анастасий, чтобы не впасть в уныние, непрестанно молился. Когда одежда и обувь износились, он решил обратиться с просьбой о помощи к самому Господу и написал Ему письмо.
Рассказав в письме о своем бедственном положении, он написал на конверте следующий адрес: "Господу Иисусу Христу на Небеса". По дороге на почту, он встретил хозяина соседнего магазина, который, пожалев босого юношу, предложил отнести его письмо. Анастасий с радостью вручил ему свое послание. Изумленный торговец, увидев необычный адрес на конверте, решил вскрыть письмо, а, прочитав его, сразу же послал на имя Анастасия деньги. Вскоре Анастасию удалось устроиться на работу смотрителя в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему удалось продолжить свое образование.


Вскоре Анастасий получил место учителя в селе Лифи на острове Хиос. Семь лет он не только преподавал, но и проповедовал "слово Божие". В 1876 году Анастасий становится насельником монастыря Нео Мони (Нового Монастыря).
Если говорить об оставлении гнева, то эту степень смирения святой прошёл ещё до пострига. Когда он служил сельским учителем на Хиосе, мальчик, помогавший ему по кухне, однажды забыл на открытом огне кастрюлю с едой. Еда сгорела, и сам дом оказался в опасности. Вспылив, Анастасий дал юному помошнику два подзатыльника, но тут же раскаялся. Он попросил у мальчика прощения, а для себя в наказание за грех выпросил у Бога полную потерю вкусовых ощущений. Бог исполнил его просьбу: до самой смерти святой Нектарий не чувствовал ни гнева, ни вкуса принимаемой им пищи. Вот так до крови подвизались святые!
А уж неверию собственным делам и постоянному желанию поучаться преисполнена вся жизнь святого Нектария.


7 ноября 1876 года Анастасий был пострижен в монашество с именем Лазарь. 15 января 1877 года митрополит Хиосский Григорий рукоположил Лазаря в сан диакона, с новым именем Нектарий. Молодой дьякон по-прежнему мечтал учиться, в своих ежедневных молитвах он просил Господа предоставить ему эту возможность.


По промыслу Божиему, один благочестивый богатый христианин предложил молодому монаху Нектарию оплатить дорогу и обучение. С 1882 года по 1885 год дьякон Нектарий учится на богословском факультете Афинского университета. После завершения образования, по рекомендации своего благодетеля, он переезжает в Александрию.
23 марта 1886 года дьякона Нектария рукополагают во священника. Отец Нектарий получает назначение в Свято-Никольский храм г. Каира. В этом же храме вскоре его возводят в сан архимандрита, а спустя некоторое время Патриарх принимает решение о присвоении ему титула Верховного Архимандрита Александрийской церкви.
15 января 1889 года Верховный Архимандрит Нектарий рукополагается во архиерея и назначается митрополитом Пентапольской митрополии. В те годы Владыка Нектарий писал: "Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения". Он по-прежнему стремится стяжать любовь и смирение.
Добродетельная жизнь Владыки, его необычайная доброта и простота, вызывали не только любовь и уважение верующих. Влиятельные люди патриархии опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место Святейшего Патриарха Александрийского и оклеветали святителя. По своему глубочайшему смирению праведник даже не попытался оправдаться...
"Добрая совесть — это самое великое из всех благ. Она — цена душевного мира и сердечного покоя", — говорил он в своих проповедях, покидая свою кафедру навсегда. Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю.
Вернувшись в Афины, Владыка Нектарий семь месяцев живет в страшных лишениях. Тщетно он ходит по инстанциям, его нигде не принимают...
Именно в это время святитель Нектарий Эгинский записал молитву «Марие дево чистая».
Произошло это так. Однажды, когда святитель Нектарий Эгинский, изможденный нищетой и потрясенный предательством и недоверием всех своих друзей и близких, молился в сокрушении, на сердце его опустился удивительный мир. Казалось, он слышит стройное пение. Догадываясь, что происходит, он поднял глаза и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении сонма ангелов, поющих особым напевом:
Тотчас скорбь и воспоминание о предательстве превратились в такую сладость, что святителю хотелось только благодарить Бога за все происшедшее. Пресвятая Богородица повелела святому записать эту песнь, чтобы люди пели ее вместе с ангелами... Поистине, удивитеьны судьбы Божии!
Впоследствии эта молитва стала известным гимном. А причина ее написания - клевета... Поистине, разве диавольская клевета не является величайшим благодеянием душе? Разве можно минуя ее запрыгнуть на небо?
Мэр города, узнав о бедственном положении Владыки Нектария, добился для него места проповедника в провинции Эвбея. Слава о необычном проповеднике из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись со старцем, вскоре стала его духовной дочерью.
Благодаря королеве Владыка назначается директором Духовной школы - Владыка сам тайно убирал школу, чтобы никто не заметил отсутствие заболевшего работника...
Монастырь на острове Эгина
В 1904 году Владыка Нектарий основал женский монастырь на острове Эгина. На собственные средства ему удалось купить небольшой участок земли, на котором находился заброшенный, полуразрушенный монастырь.
Некоторое время старец Нектарий одновременно руководил школой и монастырем, но вскоре он уходит из школы, и переселяется на остров Эгина.
Духовные чада старца рассказывали, что Владыка не гнушался никакой работы: сажал деревья, разбивал цветники, убирал строительный мусор, шил тапочки для монахинь. Он был безгранично милостивым, быстро отзывался на нужды бедных, часто просил монахинь отдать последнюю еду бедным посетителям. По его молитвам на следующий же день в монастырь привозили продукты или денежные пожертвования...
Двенадцать последних лет своей жизни он провел на этом острове... Духовные чада старца рассказывали, что благодаря молитвам старца Нектария не только обстановка на острове изменилась в лучшую сторону (прекратились разбой и грабежи), но и изменился климат. Крестьяне не раз обращались за молитвенной помощью к старцу во время засухи: по молитве Владыки Нектария благодатный дождь сходил на землю.
В сентябре 1920 года семидесятилетнего старца отвезли в больницу в Афины. Владыку определили в палату для бедных неизлечимо больных людей. Два месяца врачи пытались облегчить страдания тяжелобольного старца (у него было обнаружено острое воспаление предстательной железы). Владыка мужественно переносил боль. Сохранились свидетельства медицинских работников о том, что бинты, которыми перевязывали старца, источали необычайные аромат.
8 ноября 1920 года Господь призвал к себе душу Владыки Нектария. Когда тело почившего стали переодевать, его рубашку случайно положили на кровать лежащего рядом парализованного больного, он исцелился...


“Нет ничего неисцелимого для святого Нектария”
Уже в наше время одной монахине из Эгинского монастыря святитель явился в тонком сне, облаченный в епископские одежды и сообщил: «Я присутствую в мире своими мощами... Пусть священник, который знает меня, благословит всех, кто приходит за облегчением, очищением, прощением... Мои мощи – это моя епитрахиль». После длинной паузы он добавил: «У меня горячее желание помочь людям... ибо я вижу Христа... Он все еще распят».
В 1904 году владыка с несколькими духовными чадами, девушками, желавшими посвятить себя Христу, приехал на остров Эгина с тем, чтобы выбрать место для монастыря. Благословенный остров! Здесь даже собаки не лают на незнакомцев. Повстречав на своем пути прохожего, мужчину или женщину, вы чаще всего услышите Христово приветствие: «Радуйтесь!» На скудные средства и пожертвования благотворителей Нектарий приобрел развалины старого монастыря. На одной из мраморных плит, укрепленных на стене церковного притвора, написано: «Нектарий, Митрополит Пентапольский, воздвиг сей храм в вечную славу Триединого Бога.»
Однажды Эгинский монастырь, находившийся еще в стадии строительства, посетил митрополит Афинский. Остановившись у служебного входа, он попросил у бедно одетого старика, готовившего строительный раствор, позвать митрополита Пентапольского. Старик тотчас отправился за «ним». Когда Афинский митрополит увидел рабочего, превратившегося в иерарха, он испытал некоторое замешательство и сказал:
– Это ты, Нектарий? В таком виде?.. Через несколько лет твой монастырь, на который ты тратишь столько сил, будет выглядеть так же, как развалины напротив.
Святитель вдохновенно ответил:
– Брат мой и сослужитель, речь вовсе не о том, придет ли мой монастырь в такое состояние, как ты говоришь. Наоборот, в скором времени эти развалины восстанут на острове во славу Триединого Бога.
Божии люди не ведут дневников, поэтому мы знаем очень мало об их внутренней жизни, их внутренняя борьба нам неведома. Один живший на Эгине аскет рассказывал, что святителя видели молящимся со слезами на глазах в храме перед святыми иконами в течение трех дней и трех ночей без всякой пищи и без воды. Никто не знает, какое испытание он тогда претерпевал. Лишь после явления Ангела Господня он покинул храм и, победив искушение, вернулся к обычной повседневной жизни. Искушениям подвергаются даже святые – до самого конца их земной жизни.
Люди, которым довелось молиться с владыкой, говорили, что эти службы были подобны той Литургии, которая должна совершаться на Небесах. Ибо сам святитель удостоился стать обиталищем Духа Святого и обладателем благодатных дарований.
Последний год жизни в монастыре святитель страдал от нестерпимых болей. У него был рак. Два месяца он провёл в Афинской больнице, куда его привезли две монахини. Глядя на маленького, одетого в выцветшую рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный спросил: «Он монах?» «Нет,– ответила сестра, – он епископ.»
Дежурный несказанно изумился: “Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное – без денег”
Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Вскоре медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывались раны владыки, благоухают. 9 ноября 1920 года в возрасте семидесяти четырёх лет душа святого отошла ко Господу. Сиделка, готовившая тело к погребению, положила его рубашку на край соседней кровати, где лежал больной, много лет страдавший параличом. Палата наполнилась дивным благоуханием, и парализованный тут же встал с постели здоровым. Благоухание разлилось по всей больнице и не исчезало несколько дней. Тело митрополита начало обильно мироточить.
Когда гроб привезли на Эгину, весь остров со слезами вышел проводить своего святого. Его хоронил простой народ, который любил его как родного отца. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что благоухает даже одежда, в которой они были на похоронах. Когда спустя три года вскрыли монастырский склеп, где был погребен святитель Нектарий, то обнаружили его тело и облачение совершенно нетленными. Тление не коснулось даже фиалок, положенных в гроб девочкой.
20 апреля 1961 года митрополит Нектарий был причислен к лику святых Вселенской Церковью. А бесчисленные чудеса, сотворенные святителем, не прекращаются с момента его блаженной кончины
До конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Он вынужден был подписывать все свои бумаги «странствующий епископ». Неудивительно, что именно этот Божий странник, спустя почти восемьдесят лет после своего преставления, был послан Иисусом к пастухам в горную деревню, оторванную от мира, но близкую к Небу служить Пасхальную Литургию. Христос благоволит пастухам, которые первыми пришли Ему поклониться. Он любит простецов, как и Его верный слуга Нектарий. Приемный сын владыки говорил: «Он очень любил местных жителей, особенно бедных и смиренных. Когда кто-либо из высокопоставленных лиц приходил к нему в кабинет, он говорил мне:
– Дитя мое, как они пусты, эти эрудиты...»
Своих смиренных и простодушных чад Господь доныне удостаивает величайших чудес и утешает молитвами ангелов и святых. Подтверждением тому эта потрясающая история-символ, случившаяся в наши дни. Она вырастает до Библейской эпопеи, простирается от времен праотца Авраама до святителя Нектария Эгинского. Все так же в ее центре, посреди безумного мира, до предсмертного хрипа, сдушенного сетями тоталитарной цивилизации, в ковчеге-колыбели на вершине горы действуют герои, прообразы которых воспеты еще в псалмах царя Давида. Эта история возвышается до Евангельской притчи. До древнегреческого эпоса. До мистерии-архетипа, где Пастырь и стадо вместе в блаженной вечной радости празднуют Пасху. Где законы, образы и сюжет неизменны ныне и присно и во веки веков.




Валаамский текст и исполнение
Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице,
Радуйся, Невесто неневестная.
Царице Мати Дево, Руно всех покрывающее,
Радуйся, Невесто неневестная.
Превысшая Небесных Сил, Нетварное Сияние.
Радуйся, Невесто неневестная.
Ликов девичьих Радосте, и Ангелов Превысшая,
Радуйся, Невесто неневестная.
Небес Честная Сило, и Свете паче все светов,
Радуйся, Невесто неневестная.
Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств,
Радуйся, Невесто неневестная.


Всех праотцев Надеждо, пророков Исполнение,
Радуйся, Невесто неневестная.
В подвизех Ты — Помоще, Кивоте Бога Слова,
Радуйся, Невесто неневестная.
И девам — Ликование, и матерем — Отрадо,
Радуйся, Невесто неневестная.
Целомудрия Наставнице, душ наших Очищение,
Радуйся, Невесто неневестная.
Покрове ширший облака, и страждущих Пристанище,
Радуйся, Невесто неневестная.
Немощных Покров и Заступнице, Надеждо ненадежных,
Радуйся, Невесто неневестная.


Марие — Мати Христа — Истиннаго Бога,
Радуйся, Невесто неневестная.
Ааронов Жезле Прозябший, Сосуде тихой радости,
Радуйся, Невесто неневестная.
Всех сирых и вдов Утешение, в бедах и скорбех — Помоще,
Радуйся, Невесто неневестная.
Священная и Непорочная, Владычице Всепетая,
Радуйся, Невесто неневестная.
Приклони ко мне милосердие Божественнаго Сына,
Радуйся, Невесто неневестная.
Ходатайце спасения, припадая взываю Ти:


Радуйся, Невесто неневестная. http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=201



https://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Eginskij/svjatitel-nektarij-eginskij-zhizneopisanie/#0_3


Автор гимна - святитель Нектарий Эгинский (1846-1920 гг.)








Один чудесный случай в забытой горной деревне на Пасху
– Несколько лет назад жители одной из горных деревень Эгины остались без священника, – сестра сделала длинную паузу и набрала легкими воздух, будто собиралась брать невидимую высоту. – Время шло, а нового священника все не назначали. Наконец настал Великий пост, и крестьяне заволновались. В Греции в первую и последнюю неделю Святой Четыредясятницы прекращается работа и учеба – Эллада молится. Везде приспускаются флаги – как траур о распятом Христе, люди ежедневно стоят на длинных Великопостных службах, ходят крестными ходами по всей округе парафии, держат строгий пост без елея, а многие вообще не вкушают. Остаться в это время без священника для прихода вещь немыслимая.
Посоветовавшись, крестьяне решили написать просительное письмо правящему архиерею епархии. «Святый Владыка, – умоляли обитатели деревни, – пришлите нам священника хотя бы на время Страстной недели и Пасхи. Чтобы мы могли достойно приготовиться, покаяться, помолиться и радостно со всем миром встретить Светлое Христово Воскресение. Не оставьте нас сиротами, Святый Владыка, не забудьте о нашей скорби. Пришлите нам иерея, которого благословит Ваше Высокопреосвященство».
Епископ прочитал письмо и на ближайшем епархиальном собрании в череде других вопросов огласил просьбу мирян Эгинского селения: «Кто сможет поехать, отцы, в эту деревню?» Но каждый из присутствовавших объяснял свою занятость и называл причину, почему поехать не сможет. Затем собрание перешло к другим вопросам, и письмо горцев оказалось засыпано ворохом других бумаг. А потом о нем просто забыли по причине многих хлопот и приготовлений к приближающейся Пасхе.
Наконец настал Великий День Воскресения Христова, который в Греции чрезвычайно празднично и торжественно встречают всем миром. Православие – официальная религия Эллады, и здесь это еще и государственный праздник, который отмечается с участием не только церковной, но и правительственной иерархии. Прошла первая праздничная седмица, епархиальные служащие вышли на рабочие места, и вскоре архиерей обнаружил на своем столе новое письмо из горной деревни. «Святый Владыка! – писали крестьяне. – Нет слов, чтобы выразить всю нашу благодарность и сердечную признательность за Ваше пастырское участие и помощь нашему приходу. Будем вечно благодарить Бога и Вас, Святый Владыка, за благоговейного священника, которого Вы нам прислали, чтобы встретить Пасху. Никогда нам еще не приходилось молиться с таким благодатным и смиренным слугой Божьим...»
Ближайшее епархиальное собрание архиерей начал с вопроса: «Кто из священников ездил в деревню, из которой прошлый раз зачитывалось письмо?» Все молчали, никто не отозвался. Великое недоумение и горячее любопытство овладело святителем. Через несколько дней каменистые горные дороги острова Эгина клубились пылью – в загадочное село мчался архиерейский кортеж. Впервые в жизни в эту забытую деревню приехал Владыка с пышной свитой. С пасхальными куличами, кулуракией, крашенками и цветами их встречали жители в полном составе от старого до малого и торжественно проводили в небольшой старинный храм.
Владыка взял журнал, торопливо пролистал страницы и прочитал: “Нектарий, Митрополит Пентапольский”


Все греческие священники считаются госслужащими, и каждый обязан оставлять запись в специальном церковном журнале, даже если служил в храме единожды. Архиепископ приложился к чтимой храмовой иконе и сразу прошел в алтарь. В открытые Царские Врата все видели, как он взял журнал и подошел к высокому узкому окну. Торопливо пролистав страницы, он повел пальцем по последней строчке. «Нектарий, Митрополит Пентапольский» – красивыми чернилами было выведено там. Владыка уронил журнал и упал на колени, где стоял.
Известие о великом чуде громом небесным поразило всех стоявших в храме. Долгую звенящую тишину оборвал шквал захлестнувших чувств. Люди падали на колени, воздевали руки горе, обнимались, рыдали, громко благодарили Бога и святого Нектария. Только теперь каждый из присутствующих начинал понимать, что произошло. Господь Вседержитель, услышал слезное воздыхание сердца Своих верных овец, оставленных в печали в далеком маленьком селении у вершины горы и послал к ним великого пастыря из Царствия Небесного. Владыка земной по немощи забыл о вверенном малом стаде, но не забыл о нем Владыка Неба и Земли. Теперь они знали, что такое момент Истины. Целую неделю святитель Нектарий, почивший в 1920 году, был плотию с простодушными пастухами и их семьями, служил в храме, водил их Крестными ходами, возглавлял в ночи торжественные траурные шествия-эпитафии с Гробом Господним, пел с ними гимны и молитвы, утешал, наставлял. Никогда и ни от кого они не слышали таких слов о Боге. Казалось, этот старенький геронда с мягким голосом знал Его лично.
Только тут народ понял, почему все это время неземная радость переполняла их сердца. Почему слезы покаяния и умиления текли рекой, и никто их не сдерживал и не стеснялся. Почему им не хотелось есть, не хотелось спать, а только – молиться с этим дивным добрым батюшкой. Икона святителя Нектария находилась в их храме на почетном месте, но никто из них его не узнал. Сие Господь сокрыл от них.
Христос послал святителя Нектария встретить Пасху с пастухами не только потому, что эта местность была в «зоне его ответственности». Существуют на то и другие причины...
Его преследовали, обвиняли во взяточничестве, интригах и даже блуде. А как-то его застали моющим пол в школе
Многие годы великий святой Вселенской Церкви Нектарий Эгинский был нещадно гоним. Он подвергался чудовищной клевете со стороны части духовенства, терзаемого ревностью и завистью к его талантам и народной любви. Его преследовали, на него писали тома доносов, обвиняли во взяточничестве и блуде. По милости Божьей он стал выдающимся богословом, плодовитым писателем и проповедником и рано был возведен в епископский сан. Нектарий оставался самым заметным, самым образованным, самым увлеченным и безукоризненным.


1 октября 1846 года в селе Силиврия, в восточной Фракии, у Димоса и Василики Кефалас родился пятый ребенок. При крещении мальчик получил имя Анастасий.


Родители воспитывали своих детей в любви к Богу: с ранних лет обучали их молитвенным песнопениям, читали духовную литературу. Анастасию больше всего нравился 50-й псалом, он любил многократно повторять слова: "Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся". Он мечтал получить христианское образование, но, закончив начальную школу, вынужден был оставаться в родном селе, так как в семье не было денег, чтобы послать его на учебу в город.
Когда Анастасию исполнилось 14 лет, он упросил капитана судна следовавшего в Константинополь взять его с собой...


В Константинополе юноше удалось устроиться на работу в табачный магазин. Здесь Анастасий, верный своей мечте — духовно помогать ближнему, начал писать на кисетах и обертках табачных изделий изречения святых отцов. На мизерную зарплату было невозможно полноценно питаться, а о покупке одежды не могло быть и речи. Анастасий, чтобы не впасть в уныние, непрестанно молился. Когда одежда и обувь износились, он решил обратиться с просьбой о помощи к самому Господу и написал Ему письмо.
Рассказав в письме о своем бедственном положении, он написал на конверте следующий адрес: "Господу Иисусу Христу на Небеса". По дороге на почту, он встретил хозяина соседнего магазина, который, пожалев босого юношу, предложил отнести его письмо. Анастасий с радостью вручил ему свое послание. Изумленный торговец, увидев необычный адрес на конверте, решил вскрыть письмо, а, прочитав его, сразу же послал на имя Анастасия деньги. Вскоре Анастасию удалось устроиться на работу смотрителя в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему удалось продолжить свое образование.


Вскоре Анастасий получил место учителя в селе Лифи на острове Хиос. Семь лет он не только преподавал, но и проповедовал "слово Божие". В 1876 году Анастасий становится насельником монастыря Нео Мони (Нового Монастыря).
Если говорить об оставлении гнева, то эту степень смирения святой прошёл ещё до пострига. Когда он служил сельским учителем на Хиосе, мальчик, помогавший ему по кухне, однажды забыл на открытом огне кастрюлю с едой. Еда сгорела, и сам дом оказался в опасности. Вспылив, Анастасий дал юному помошнику два подзатыльника, но тут же раскаялся. Он попросил у мальчика прощения, а для себя в наказание за грех выпросил у Бога полную потерю вкусовых ощущений. Бог исполнил его просьбу: до самой смерти святой Нектарий не чувствовал ни гнева, ни вкуса принимаемой им пищи. Вот так до крови подвизались святые!
А уж неверию собственным делам и постоянному желанию поучаться преисполнена вся жизнь святого Нектария.


7 ноября 1876 года Анастасий был пострижен в монашество с именем Лазарь. 15 января 1877 года митрополит Хиосский Григорий рукоположил Лазаря в сан диакона, с новым именем Нектарий. Молодой дьякон по-прежнему мечтал учиться, в своих ежедневных молитвах он просил Господа предоставить ему эту возможность.


По промыслу Божиему, один благочестивый богатый христианин предложил молодому монаху Нектарию оплатить дорогу и обучение. С 1882 года по 1885 год дьякон Нектарий учится на богословском факультете Афинского университета. После завершения образования, по рекомендации своего благодетеля, он переезжает в Александрию.
23 марта 1886 года дьякона Нектария рукополагают во священника. Отец Нектарий получает назначение в Свято-Никольский храм г. Каира. В этом же храме вскоре его возводят в сан архимандрита, а спустя некоторое время Патриарх принимает решение о присвоении ему титула Верховного Архимандрита Александрийской церкви.
15 января 1889 года Верховный Архимандрит Нектарий рукополагается во архиерея и назначается митрополитом Пентапольской митрополии. В те годы Владыка Нектарий писал: "Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения". Он по-прежнему стремится стяжать любовь и смирение.
Добродетельная жизнь Владыки, его необычайная доброта и простота, вызывали не только любовь и уважение верующих. Влиятельные люди патриархии опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место Святейшего Патриарха Александрийского и оклеветали святителя. По своему глубочайшему смирению праведник даже не попытался оправдаться...
"Добрая совесть — это самое великое из всех благ. Она — цена душевного мира и сердечного покоя", — говорил он в своих проповедях, покидая свою кафедру навсегда. Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю.
Вернувшись в Афины, Владыка Нектарий семь месяцев живет в страшных лишениях. Тщетно он ходит по инстанциям, его нигде не принимают...
Именно в это время святитель Нектарий Эгинский записал молитву «Марие дево чистая».
Произошло это так. Однажды, когда святитель Нектарий Эгинский, изможденный нищетой и потрясенный предательством и недоверием всех своих друзей и близких, молился в сокрушении, на сердце его опустился удивительный мир. Казалось, он слышит стройное пение. Догадываясь, что происходит, он поднял глаза и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении сонма ангелов, поющих особым напевом:
Тотчас скорбь и воспоминание о предательстве превратились в такую сладость, что святителю хотелось только благодарить Бога за все происшедшее. Пресвятая Богородица повелела святому записать эту песнь, чтобы люди пели ее вместе с ангелами... Поистине, удивитеьны судьбы Божии!
Впоследствии эта молитва стала известным гимном. А причина ее написания - клевета... Поистине, разве диавольская клевета не является величайшим благодеянием душе? Разве можно минуя ее запрыгнуть на небо?
Мэр города, узнав о бедственном положении Владыки Нектария, добился для него места проповедника в провинции Эвбея. Слава о необычном проповеднике из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись со старцем, вскоре стала его духовной дочерью.
Благодаря королеве Владыка назначается директором Духовной школы - Владыка сам тайно убирал школу, чтобы никто не заметил отсутствие заболевшего работника...
Монастырь на острове Эгина
В 1904 году Владыка Нектарий основал женский монастырь на острове Эгина. На собственные средства ему удалось купить небольшой участок земли, на котором находился заброшенный, полуразрушенный монастырь.
Некоторое время старец Нектарий одновременно руководил школой и монастырем, но вскоре он уходит из школы, и переселяется на остров Эгина.
Духовные чада старца рассказывали, что Владыка не гнушался никакой работы: сажал деревья, разбивал цветники, убирал строительный мусор, шил тапочки для монахинь. Он был безгранично милостивым, быстро отзывался на нужды бедных, часто просил монахинь отдать последнюю еду бедным посетителям. По его молитвам на следующий же день в монастырь привозили продукты или денежные пожертвования...
Двенадцать последних лет своей жизни он провел на этом острове... Духовные чада старца рассказывали, что благодаря молитвам старца Нектария не только обстановка на острове изменилась в лучшую сторону (прекратились разбой и грабежи), но и изменился климат. Крестьяне не раз обращались за молитвенной помощью к старцу во время засухи: по молитве Владыки Нектария благодатный дождь сходил на землю.
В сентябре 1920 года семидесятилетнего старца отвезли в больницу в Афины. Владыку определили в палату для бедных неизлечимо больных людей. Два месяца врачи пытались облегчить страдания тяжелобольного старца (у него было обнаружено острое воспаление предстательной железы). Владыка мужественно переносил боль. Сохранились свидетельства медицинских работников о том, что бинты, которыми перевязывали старца, источали необычайные аромат.
8 ноября 1920 года Господь призвал к себе душу Владыки Нектария. Когда тело почившего стали переодевать, его рубашку случайно положили на кровать лежащего рядом парализованного больного, он исцелился...


“Нет ничего неисцелимого для святого Нектария”
Уже в наше время одной монахине из Эгинского монастыря святитель явился в тонком сне, облаченный в епископские одежды и сообщил: «Я присутствую в мире своими мощами... Пусть священник, который знает меня, благословит всех, кто приходит за облегчением, очищением, прощением... Мои мощи – это моя епитрахиль». После длинной паузы он добавил: «У меня горячее желание помочь людям... ибо я вижу Христа... Он все еще распят».
В 1904 году владыка с несколькими духовными чадами, девушками, желавшими посвятить себя Христу, приехал на остров Эгина с тем, чтобы выбрать место для монастыря. Благословенный остров! Здесь даже собаки не лают на незнакомцев. Повстречав на своем пути прохожего, мужчину или женщину, вы чаще всего услышите Христово приветствие: «Радуйтесь!» На скудные средства и пожертвования благотворителей Нектарий приобрел развалины старого монастыря. На одной из мраморных плит, укрепленных на стене церковного притвора, написано: «Нектарий, Митрополит Пентапольский, воздвиг сей храм в вечную славу Триединого Бога.»
Однажды Эгинский монастырь, находившийся еще в стадии строительства, посетил митрополит Афинский. Остановившись у служебного входа, он попросил у бедно одетого старика, готовившего строительный раствор, позвать митрополита Пентапольского. Старик тотчас отправился за «ним». Когда Афинский митрополит увидел рабочего, превратившегося в иерарха, он испытал некоторое замешательство и сказал:
– Это ты, Нектарий? В таком виде?.. Через несколько лет твой монастырь, на который ты тратишь столько сил, будет выглядеть так же, как развалины напротив.
Святитель вдохновенно ответил:
– Брат мой и сослужитель, речь вовсе не о том, придет ли мой монастырь в такое состояние, как ты говоришь. Наоборот, в скором времени эти развалины восстанут на острове во славу Триединого Бога.
Божии люди не ведут дневников, поэтому мы знаем очень мало об их внутренней жизни, их внутренняя борьба нам неведома. Один живший на Эгине аскет рассказывал, что святителя видели молящимся со слезами на глазах в храме перед святыми иконами в течение трех дней и трех ночей без всякой пищи и без воды. Никто не знает, какое испытание он тогда претерпевал. Лишь после явления Ангела Господня он покинул храм и, победив искушение, вернулся к обычной повседневной жизни. Искушениям подвергаются даже святые – до самого конца их земной жизни.
Люди, которым довелось молиться с владыкой, говорили, что эти службы были подобны той Литургии, которая должна совершаться на Небесах. Ибо сам святитель удостоился стать обиталищем Духа Святого и обладателем благодатных дарований.
Последний год жизни в монастыре святитель страдал от нестерпимых болей. У него был рак. Два месяца он провёл в Афинской больнице, куда его привезли две монахини. Глядя на маленького, одетого в выцветшую рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный спросил: «Он монах?» «Нет,– ответила сестра, – он епископ.»
Дежурный несказанно изумился: “Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное – без денег”
Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Вскоре медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывались раны владыки, благоухают. 9 ноября 1920 года в возрасте семидесяти четырёх лет душа святого отошла ко Господу. Сиделка, готовившая тело к погребению, положила его рубашку на край соседней кровати, где лежал больной, много лет страдавший параличом. Палата наполнилась дивным благоуханием, и парализованный тут же встал с постели здоровым. Благоухание разлилось по всей больнице и не исчезало несколько дней. Тело митрополита начало обильно мироточить.
Когда гроб привезли на Эгину, весь остров со слезами вышел проводить своего святого. Его хоронил простой народ, который любил его как родного отца. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что благоухает даже одежда, в которой они были на похоронах. Когда спустя три года вскрыли монастырский склеп, где был погребен святитель Нектарий, то обнаружили его тело и облачение совершенно нетленными. Тление не коснулось даже фиалок, положенных в гроб девочкой.
20 апреля 1961 года митрополит Нектарий был причислен к лику святых Вселенской Церковью. А бесчисленные чудеса, сотворенные святителем, не прекращаются с момента его блаженной кончины
До конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Он вынужден был подписывать все свои бумаги «странствующий епископ». Неудивительно, что именно этот Божий странник, спустя почти восемьдесят лет после своего преставления, был послан Иисусом к пастухам в горную деревню, оторванную от мира, но близкую к Небу служить Пасхальную Литургию. Христос благоволит пастухам, которые первыми пришли Ему поклониться. Он любит простецов, как и Его верный слуга Нектарий. Приемный сын владыки говорил: «Он очень любил местных жителей, особенно бедных и смиренных. Когда кто-либо из высокопоставленных лиц приходил к нему в кабинет, он говорил мне:
– Дитя мое, как они пусты, эти эрудиты...»
Своих смиренных и простодушных чад Господь доныне удостаивает величайших чудес и утешает молитвами ангелов и святых. Подтверждением тому эта потрясающая история-символ, случившаяся в наши дни. Она вырастает до Библейской эпопеи, простирается от времен праотца Авраама до святителя Нектария Эгинского. Все так же в ее центре, посреди безумного мира, до предсмертного хрипа, сдушенного сетями тоталитарной цивилизации, в ковчеге-колыбели на вершине горы действуют герои, прообразы которых воспеты еще в псалмах царя Давида. Эта история возвышается до Евангельской притчи. До древнегреческого эпоса. До мистерии-архетипа, где Пастырь и стадо вместе в блаженной вечной радости празднуют Пасху. Где законы, образы и сюжет неизменны ныне и присно и во веки веков.




Валаамский текст и исполнение
Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице,
Радуйся, Невесто неневестная.
Царице Мати Дево, Руно всех покрывающее,
Радуйся, Невесто неневестная.
Превысшая Небесных Сил, Нетварное Сияние.
Радуйся, Невесто неневестная.
Ликов девичьих Радосте, и Ангелов Превысшая,
Радуйся, Невесто неневестная.
Небес Честная Сило, и Свете паче все светов,
Радуйся, Невесто неневестная.
Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств,
Радуйся, Невесто неневестная.


Всех праотцев Надеждо, пророков Исполнение,
Радуйся, Невесто неневестная.
В подвизех Ты — Помоще, Кивоте Бога Слова,
Радуйся, Невесто неневестная.
И девам — Ликование, и матерем — Отрадо,
Радуйся, Невесто неневестная.
Целомудрия Наставнице, душ наших Очищение,
Радуйся, Невесто неневестная.
Покрове ширший облака, и страждущих Пристанище,
Радуйся, Невесто неневестная.
Немощных Покров и Заступнице, Надеждо ненадежных,
Радуйся, Невесто неневестная.


Марие — Мати Христа — Истиннаго Бога,
Радуйся, Невесто неневестная.
Ааронов Жезле Прозябший, Сосуде тихой радости,
Радуйся, Невесто неневестная.
Всех сирых и вдов Утешение, в бедах и скорбех — Помоще,
Радуйся, Невесто неневестная.
Священная и Непорочная, Владычице Всепетая,
Радуйся, Невесто неневестная.
Приклони ко мне милосердие Божественнаго Сына,
Радуйся, Невесто неневестная.
Ходатайце спасения, припадая взываю Ти:


Радуйся, Невесто неневестная. http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=201


Автор гимна - святитель Нектарий Эгинский (1846-1920 гг.)




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.07.2019. ***
  • 28.07.2019. ***
  • 21.07.2019. ***
  • 17.07.2019. ***
  • 12.07.2019. ***
  • 02.07.2019. ***
  • 01.07.2019. ***