***

Татьяна Вика: литературный дневник

пути так называемого знания и пути веры совершенно одинаковы по способу знания: они – тождественны. Лишь предметы познания и органы его – различны.


Огромнейшее количество наших познаний об окружающем нас мире человечество получало и получает непосредственно, помимо ума: пространство, время, свет, цвета, вкусы, звуки, твердость, тяжесть и проч. и проч. – все это дано нам ничуть не рассудочным путем, а через соответствующие органы чувств.


нельзя объяснить никому ни запаха цветов, ни звуков певчих птиц, ничего иного, чего не воспринимали мы сами лично. А что восприняли или чему поверили от опыта других – то является материалом в нашей душе, над которым потом уже оперирует ум: сопоставляет, сравнивает, делает выводы, предположения и проч.


И с этой стороны ум уже является не источником знания, а утилизатором его. Его задача, так сказать, больше формальная, служебная. Это – машина, которая перерабатывает готовый уже материал, полученный нами совсем другими путями, непосредственно. Такова скромная роль ума. Он и в этом естественном мире не дает нам знаний, а лишь комбинирует их и делает выводы, иногда гениальные...


Знания же приобретаются опытом или интуицией, или непосредственным восприятием.



Итак, сущность познания есть непосредственное действие на нас бытия, или самооткровение, откровение, открытие, показание, обнаружение, явление его нам. Мне наиболее подходящим для целей моих рассуждений представляется термин откровение, его я и буду употреблять дальше.


Что же важнее из этих двух сторон познания: действие откровения предмета или восприятие этого действия нашими органами? Конечно, важны они обе; без одной из них не будет познания. Но сравнительно важнее – откровение объекта, а не восприятие субъектом. Воспринимающий является больше пассивной стороной, а активной, действующей является предмет, открывающийся нам. Поэтому можно сказать, что познание есть не столько интуиция или непосредственное восприятие, сколько самооткровение бытия, вызывающее в нас ответное ощущение, или восприятие.


Таков общий закон познания естественного мира: непосредственное откровение.


Следовательно, и в познании мира действует совсем не наш ум, а действует сам мир, и притом – помимо ума – непосредственно на органы восприятия.


И значит, уму совсем не приходится величаться: он уступает даже перед естественными чувствами в деле познания мира; еще более отходит на задний план перед самим бытием, которое само открывает себя, а не по исканию ума. Не будь предмета, не было бы и познания его. Сколько ни напрягай око зрения, но если звездочка не откроется ему, не воздействует своим светом на него, все равно ничего око не увидит.


Можно еще иначе сказать: познание есть опыт, т. е. опять-таки – не рациональное, умственное представление, а непосредственное ощущение бытия. И собственно только такое, т. е. внутреннее, нутровое, восприятие и есть настоящее познание или понятие. Люди очень часто под «понятием» разумеют умовой процесс; но это не есть настоящее подлинное понятие, – это есть лишь мысль, память, представление, суждение о понятии, но не самое понятие. Понятие – дело внутреннее, опытное. Это показывает даже самое слово «понятие». Что такое понять? Понять – поять (буква «н» вставлена для благозвучия) значит – «ять», «взять», «по-н-имать», схватить, «воспри-н-ять», «принять» в себя то есть.





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.07.2019. ***
  • 28.07.2019. ***
  • 21.07.2019. ***
  • 17.07.2019. ***
  • 12.07.2019. ***
  • 02.07.2019. ***
  • 01.07.2019. ***