***Музыкальные аллюзии романа "Мастер и Маргарита"
Итак, по алфавиту. Бах До нашего времени дошло два пассиона Иоганна Себастьяна Баха - "Страсти по Матфею" (BWV 244) и "Страсти по Иоанну" (BWV 245). Имена этих двух евангелистов в образах Левия Матвея и Ивана Бездомного обыгрывает Булгаков, и это придаёт повествованию о Пилате не просто характер ссылки на Пассион как жанр, но именно на Пассион Баха. Дом, в котором проходит часть действия романа, имеет номер 302-БИС, что является анаграммой имени И.С. Баха. Берлиоз - Какой там композитор? Ах да, да нет! Композитор - это однофамилец Миши Берлиоза! В финале четвёртой части симфонии его героя обезглавливают. Одной из вершин творчества композитора стала драматическая легенда "Осуждение Фауста" по трагедии Иоганна Вольфганга Гёте. Стоит ли напоминать, что Булгаков вдохновлялся тем же литературным источником. Гуно - Ну вот ... ведь даже лицо, которое вы описывали ... разные глаза, На земле весь род людской
на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью. ... на оленьих рогах висели береты с орлиными перьями. Шаляпин в роли Мефистофеля Вьётан глядите налево, на первые скрипки, и кивните так, чтобы каждый думал, что вы его узнали в отдельности. Здесь только мировые знаменитости. Вот этому, за первым пультом, это Вьетан. Так, очень хорошо. Теперь дальше. Говоря о Вьётане, невольно думаешь о Паганини. … С первой и до последней ноты мы словно стоим в заколдованном круге, у которого нет ни начала, ни конца.
В сюжетах его произведений встречается как мистицизм, борьба добра и зла, проделки нечистой силы, так и элементы жёсткого сатирического памфлета. Намёк на оперу "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" звучит в финале тридцать первой главы: Когда на мгновение чёрный покров отнесло в сторону, Маргарита на скаку обернулась и увидела, что сзади нет не только разноцветных башен с разворачивающимся над ними аэропланом, но нет уже давно и самого города, который ушел в землю и оставил по себе только туман. Крик петуха повторился, девица щёлкнула зубами, и рыжие её волосы поднялись дыбом. С третьим криком петуха она повернулась и вылетела вон. И вслед за нею, подпрыгнув и вытянувшись горизонтально в воздухе, напоминая летящего купидона, выплыл медленно в окно через письменный стол Варенуха. В 1918 году он создаёт оперу "История солдата", по сюжету которой бедный солдат продаёт свою душу чёрту. Большое значение в творчестве Стравинского играли языческие и сказочно-фольклорные мотивы: "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная". Язычество исторически предшествует христианству, а на границе эпох находится Иешуа Га-Ноцри, распятый четырнадцатого числа священного весеннего месяца нисана. Чайковский Безумная ночная погоня Бездомного сопровождается музыкой Петра Ильича Чайковского: ... и из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывался хриплый рёв полонеза из оперы "Евгений Онегин". И на всем его трудном пути невыразимо почему-то его мучил вездесущий оркестр, под аккомпанемент которого тяжёлый бас пел о своей любви к Татьяне. Ещё один фрагмент оперного творчества композитора звучит во сне Никанора Ивановича Босого во время его пребывания в клинике Стравинского. На этот раз это реплика сходящего с ума Германа из шестой картины оперы "Пиковая дама": Лампы погасли, некоторое время была тьма, и издалека в ней слышался нервный тенор, который пел: "Там груды золота лежат, и мне они принадлежат!" Человек над оркестром отвернулся от него и поклонился низко, широко разбросив руки, и Маргарита, улыбаясь, помахала ему рукой. Шуберт ... Варенуха долго слушал, как густо гудит в трубке. Среди этих гудков откуда-то издалека послышался тяжкий, мрачный голос, пропевший: "... скалы, мой приют ..." Бурный поток, чаща лесов, Борис Гаспаров находит в этом эпизоде отсылку к опере "Демон" Антона Григорьевича Рубинштейна, а точнее к декорациям пролога оперы в знаменитой постановке с участием Шаляпина - нагромождение скал, с высоты которых Демон-Шаляпин произносит свой вступительный монолог "Проклятый мир". неужто вы не хотите днём гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Сам Булгаков также очарован романтикой композитора. Музыковед и литературовед Игорь Фёдорович Бэлза связывает шубертовский вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" на слова Вильгельма Мюллера с генеалогией Понтия Пилата. В романе прокуратор является "сыном короля-звездочёта и дочери мельника, красавицы Пилы". И напоследок, не могу обойти вниманием ещё одну аллюзию, тонко подмеченную кандидатом филологических наук Ольгой Александровной Актисовой: В самом конце романа в семантическом наполнении концепта "музыка" возникают определенные вагнеровские мотивы. Картины пожаров напоминают о заключении "Гибели богов", а последний полёт Воланда со свитой и умершими героями уже очень отдалён от сказочности Гоголя – Римского-Корсакова и связан, скорее, с "Полётом валькирий". При подготовке этой статьи были использованы следующие материалы: Актисова О.А. "Концепт "музыка" в лингвофилософской парадигме романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"; Бэлза И.Ф. "Генеалогия "Мастера и Маргариты"; Гаспаров Б.М. "Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". И традиционная несмешная байка: Мистическая трагедия лорда Байрона о маге и чернокнижнике Манфреде сподвигнула Милия Балакирева написать подробную литературную программу для симфонии. Однако, сам он почему-то не взялся её писать, а предложил попробовать силы Гектору Берлиозу, ориентируясь на его "Фантастическую симфонию". После отказа Берлиоза идея была переадресована Петру Ильичу Чайковскому. Подпишитесь на канал, © Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|